Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы

Ольга Будучина
Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас:

- на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников детского сада и детей;

- на содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Для меня, учителя-логопеда, сотрудничество с родителями является одним из положительных факторов, влияющих на эффективность логопедических занятий. Результаты коррекционной работы во многом зависят от того, насколько в них заинтересованы родители детей-логопатов. Одна из форм работы с детьми и родителями – это проведение конкурса чтецов. Она позволяет привлечь внимание родителей к речи своего ребёнка. Ведь не секрет, что у многих детей есть дефекты произношения и не все дети умеют прочитать стихотворение эмоционально, ритмично, с необходимыми паузами, повысить или понизить голос и т. д. Нужно не просто выучить стихотворение, а представить его так, чтобы слушателям было интересно. Стихи позволяют прекрасно автоматизировать, поставленные детям звуки, помогают овладевать средствами звуковой выразительности (тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствуют выработке четкой дикции. Поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Во время конкурса можно выбрать такое исполнение стихов детьми, к которому можно стремиться.

В 2011 году провела конкурс чтецов и увидела необходимость проводить его каждый год. Сейчас конкурсы чтецов уже стали традицией и провожу их вместе с педагогами в марте во время каникул по разным темам:

2011 г.: Посвящен дате «105 лет со дня рождения А. Барто».

2012 г.: «Детский сад, семья и я – вместе дружим мы всегда!», посвященный 75-летию города Мончегорска и 80-летию системы образования.

2013 г.: «Времена года».

2014: «Чудесные, прекрасные – стихи такие разные!»

2015: «Эти весёлые стихи!»

Цели конкурсов:

- Способствовать созданию позитивного образа поэзии, как подлинно современного искусства, открытого людям.

- Способствовать объединению совместных усилий педагогов и родителей в воспитании у детей нравственных качеств, дружественных отношений друг к другу посредством поэтического слова.

Задачи:

1. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.

2. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление детей к заучиванию стихотворений.

3. Способствовать решению задач образовательной области «Коммуникация», доставить радость от участия в общем деле.

4. Привлечь родителей (законных представителей) к участию в конкурсе вместе со своими детьми.

Так как работаю в логопедическом пункте со всеми детьми и родителями, (обследую речь всех детей, провожу консультации для родителей, выступаю на родительских собраниях и т. д., то считаю необходимым привлекать для участия в конкурсе чтецов детей и родителей из всех групп, а не только тех, с которыми провожу коррекционную работу.

В конкурсах принимают участие дети всех дошкольных групп, их родители или законные представители, а также бабушки, сёстры. Дети и их близкие, не просто читают стихи, они готовят очень интересные номера. Рисуют картины, делают презентации, подбирают костюмы, музыку. Ребята охотно заучивают стихотворения. Детям очень нравится учить стихотворение вместе с мамой или, например, с бабушкой, затем инсценировать его, выступать, и, конечно же, получать награды. Во время выступлений они учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст, лучше понимать смысл стихотворений и смысл их заучивания. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании, поэтому участие в конкурсе – это возможность для самореализации малыша. Детям, у которых автоматизируются звуки, даётся возможность вырабатывать чёткую дикцию, выразительность. Ребята получают разнообразные впечатления, которые убеждают их в том, что они знают, умеют, могут показать свои возможности. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей.

Родные и близкие, принимая непосредственное участие в конкурсе, чувствуют себя нужными детям, радуются их успехам, получают удовольствие от общения с детьми. В такие моменты родители (законные их представители) видят счастливые глаза детей, понимают всю важность таких совместных мероприятий, свою роль и всю ответственность за нравственное воспитание своих детей, потому что именно в дошкольном возрасте идёт формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Во время подготовки к конкурсу мы, педагоги, также, решаем задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, в том числе с поэзией, закладываем любовь к художественному слову, расширяем представления об окружающем, развиваем умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Мелодичный ритм стихотворных текстов вызывают у детей эмоциональный отклик.

Стихи подбираем вместе с родителями, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого участника, помогаем во время подготовки номеров. Застенчивым, неуверенным ребятам предлагаем стихи юмористического содержания.

Критерии оценки при подведении итогов конкурса:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития и речи ребенка при выборе стихов;

- создание для детей комфортной среды во время исполнения стихов (доброжелательное отношение взрослых, своевременная помощь и т. д.)

- использование средств выразительности (интонация, тон, тембр голоса, сила голоса, темп, мимика, жест и т. д.) для раскрытия содержания стихов.

Конкурсное исполнение стихов оценивается по ряду номинаций:

- «Победители»;

- «За технику речи»;

- «Самое выразительное исполнение»;

- «Самое проникновенное исполнение»;

- «Самое шуточное исполнение»;

- «Самое жизнерадостное исполнение»;

- «Самое артистичное исполнение»;

- «Самое оригинальное исполнение»;

- «Самое эмоциональное исполнение»;

- «Лучшая инсценировка стихотворения»;

- «Приз зрительских симпатий»;

- «Мы – поэты».

Победители в разных номинациях получают возможность выступить со своими номерами перед гостями на заключительных концертах. Во время написания сценария продумываю оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами. К детям приходят в гости герои из сказок: Дракоша, Карандаш, Женя из сказки «Цветик-семицветик», Кузя. Совместно с педагогами объединяем в работе разные виды искусств – музыку, живопись, литературу, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

При подведении итогов оценка членов жюри эмоционально-положительная и в то же время объективная.

Награждение происходит в радостной обстановке. Сказочный герой дарит участникам воздушные шары, и это доставляет большое удовольствие детям.

Работа по подготовке и проведению конкурсов чтецов способствует социализации детей, расширяет границы общения, доставляет радость от участия в общем деле, а также, сплочению педагогов, родителей и детей. С уверенностью можно сказать, что с каждым годом у дошкольников улучшается качество чтения стихотворений. Дети становятся более раскрепощенными, не боятся публичных выступлений. Способствует тому, что у детей и родителей появляется желание исправить речь ребенка, а это половина успеха.

Благодарные отзывы родителей о конкурсах, говорят о том, что мы, педагоги и родители двигаемся в правильном направлении, о том, что конкурс чтецов является необходимой и очень важной формой работы с дошкольниками при воспитании у детей нравственности и коммуникативных навыков.

Вавилина О. Ю.: Благодарю за такой замечательный праздник! Хотелось бы чаще принимать участие в подобных мероприятиях. Такие конкурсы помогают развитию детей. Всё было просто замечательно.

Гончарова Ксюша и Анна Петровна: Конкурс очень понравился. Хорошая организация, деткам было весело, интересно. Замечательно, что были привлечены родители для участия. Тема «Времена года» была очень интересно раскрыта.

Елина Таисия и Наталья Игоревна: Благодарим за очень весёлый, яркий, красочный и интересный конкурс чтецов. С удовольствием будем и дальше участвовать в таких хороших мероприятиях!

Волошина А. В.: Очень понравился конкурс чтецов. Он получился ярким, праздничным. Дети и родители эмоционально и выразительно читали стихи. Все стихотворения были инсценированы, зрители участвовали в программе. Всё очень понравилось.

Лищинецкая Г. Б.: Большое спасибо организаторам и участникам конкурса за мероприятие, которое способствует сплочению детско-родительского коллектива. Получила огромное эстетическое удовлетворение, будучи в коллективе участника и зрителя конкурса. Желаю сохранить эту традицию и привлекать к участию в конкурсе и отцов детей.

Будучина О. П., учитель-логопед.

Публикации по теме:

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Опыт работы логопеда Учитесь играя! Эта идея увлекала многих педагогов. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным.

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию»Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Опыт работы с родителями «Конкурс кроссвордов на тему «Спорт и здоровье»Опыт работы с родителями «Конкурс кроссвордов на тему «Спорт и здоровье» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы Задачи и содержание коррекционного обучения детей 5-го жизни с ОНР определяется с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при.

Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Семинар-практикум как форма конструктивного взаимодействия учителя-логопеда с родителями Работая в группе компенсирующей направленности на протяжении 13 лет, в своей деятельности я, как и все специалисты, придерживаюсь определённой.

Специфика работы учителя-логопеда (из опыта работы) Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования (слайд 1) (слайд 2) Инклюзивное образование в России все активнее.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы
Опубликовано: 25 марта 2016 в 18:04
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовки праздничных мероприятий «День Победы»
Сегодня 9 мая – год можно не ставить. Сегодня эта дата говорит сама за себя. История подсказывает параллели: Велика Россия, а отступать некуда! Нам...
«Дикие животные». Лэпбук для работы с дошкольниками
Знакомство детей с окружающим важный раздел в работе с дошкольниками. Знакомя детей с дикими животными зачастую требует подбора большого количества как...
Творческий проект для средней группы «23 февраля — День защитника Отечества»
Участники проекта: педагоги группы, инструктор по физической культуре, дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников. Срок реализации...
Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ»
Консультация для родителей «Культурно - досуговая деятельность в работе ДОУ» Культурно-досуговая деятельность в работе МАДОУ «Детский сад №4 «Золотая...
Коммуникативные игры для дошкольников
Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество Цели и основные задачи: • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (...