МААМ-картинки

Конспект беседы о краеведческом музее

Оксана Геннадьевна Гольская
Конспект беседы о краеведческом музее

Конспект беседы по теме:

«Краеведческий музей им. Новикова – Даурского»

(для старшего дошкольного возраста)

Выполнила: Барышникова Екатерина Андреевна

Студенка 133 группы

Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование

Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

Программные задачи:

- закрепить понятие «музей» (что такое музей, какие экспонаты есть в музее);

Публикация «Конспект беседы о краеведческом музее» размещена в разделах

- сформировать представление о краеведческом музее (Что такое краеведческий музей. Как называется краеведческий музей города Благовещенска. Почему оно носит такое название.);

- способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас;

- расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям города;

- формировать эмоциональную отзывчивость на эстетическую красоту окружающего мира;

- формировать умение работать коллективно, воспитывать дружеские взаимоотношения;

- воспитывать любовь к родному краю.

Активизация словаря: музей - учреждение занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов; краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского – музей с экспонатами Амурской области; енотовидная собака - всеядный зверек из семейства собачьих; баклан - это крупная хищная водоплавающая птица; изюбрь – крупное копытное животное; чум - традиционное жилище эвенков. ; эвенки - коренные жители севера; албазинский острог - крупнейшее укрепленное поселение русских первопроходцев на Амуре; кольчуга – это доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения оружием; пушка - это тип артиллерийского орудия.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты:

- знакомы с понятием «музей»;

- имеют представления о краеведческом музее им. Новикова – Даурского;

- развит гармоничный строй речи, связная речь, обогащен словарный запас;

- расширен кругозор, проявляют познавательный интерес к достопримечательностям города;

- проявляют эмоциональную отзывчивость на эстетическую красоту окружающего мира;

- умеют работать коллективно, воспитывать дружеские взаимоотношения;

- проявляют любовь к родному краю.

Материал и оборудование: портрет Г. С. Новикова-Даурского, иллюстрация краеведческого музея им. Новикова – Даурского, изображение енотовидной собаки, баклана. изюбра, кабарга, чума, портрет эвенков, иллюстрация Албазинского острога, иллюстрация кольчуги, пушек, старинных чемоданов и сумок, иллюстрации с предметами быта стран востока,

Предварительная работа:

- д/и «Подбери словечко»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Музей»;

- рассказ детям о 7 чудес земли и о 7 чудес земли Приамурской;

- д/и «Музейные тайны»

Методические приемы:

I. Вводная часть

1.1. Художественное слово «Музей»

1.2. Вводная беседа о музее

А. Словарная работа (музей, краеведческий музей)

Б. Вопросы к детям (кто был в музеях? Что означает слово «музей»? Что мы можем там увидеть? Почему краеведческие музеи называются краеведческими? В каком мы живем крае? В каком городе вы живете).

1.3. Физкультминутка «В музей идем»

II. Основная часть

2.1. Сообщение цели занятия

2.2. Беседа по микротемам

А. Зал с природой Амуро - Зейской и Зейско-Буреинской равнин

• Рассматривание иллюстрации с енотовидной собакой и бакланом

• Словарная работа (енотовидная собака, баклан)

• Вопросы детей к воспитателю (Как он спасается от врагов)

• Вопросы к детям (Как выглядит енотовидная собака? Кто такой баклан)

Б. Зал с природой северных районов Амурской области

• Рассматривание иллюстрации с изюбром и кабарги

• Словарная работа (изюбрь, кабарга)

• Вопросы к детям (Какие у изюбра рога? Кто же такой изюбр? Есть ли у кабарги рога?

• Вопросы детей к воспитателю (можно ли кабарга встретить в Амурской области)

• Игровое упражнение «Подбери словечко».

В. Зал археологии

• Рассматривание иллюстрации зала археологии, портретов эвенков, иллюстрации чума

• Словарная работа (эвенки)

• Вопросы к детям (Кто же такие эвенки? Как называется их жилище?

Г. Зал «Албазино – древняя столица Приамурья».

• Рассматривание иллюстрации зала «Албазино – древняя столица Приамурья», иллюстрации макета острога, кольчуги и пушак.

• Словарная работа (Албазинский острог, кольчуга, чум)

• Вопросы к детям (Как вы думаете, что представлял собой Албазинский острог? Какие постройки были на его территории? Что такое кольчуга? Для чего нужна кольчуга? Для чего нужны пушки?

Пальчиковая игра «Мы в музее видим»

Д. Выставка сумок

• Рассматривание иллюстраций различных старинных сумок с выставки

• Вопросы к детям (Как вы думаете, какое название носила выставка)

Е. Выставка "Искусство стран Востока".

• Рассматривание иллюстраций предметов быта стран Востока

• Вопросы к детям (По соседству с кем находится наш город? А какая река является границей?

III. Заключительная часть

3.1. Загадывание загадок.

3.2. Итоговые вопросы (Вам понравилась сегодня беседа? О каком музее мы с вами говорили? Какие залы вам понравились? А о каких животных мы говорили? Хотите побывать в Амурском областном краеведческом музее им. Новикова – Даурского)

3.3. Рефлексия.

Ход НОД:

В: Есть музей технический,

Есть биологический,

Есть музей игрушек

И лесных зверюшек.

И музей одежды,

Что носили прежде,

Есть ещё и боевой

Весь пропитанный войной.

Все они для нас важны,

Все они для нас нужны!

Ребята, расскажите, кто из вас был в музеях?

Д: (Дети отвечают, кто был из них, а кто не был)

В: А кто знает, что означает слово «музей»?

Д: Это место, где хранится память прошлого или будущего

В: Музей - это учреждение занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов.

В: А как вы думаете, что мы можем там увидеть?

Д: чучела животных, картины, старинные вещи.

В: Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Бывают исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие музеи. Ребята, а кто знает почему музеи являются краеведческими? Я могу вам подсказать. От слова край и ведать, что значит знать свой край. Поэтому и называются краеведческими. Ведь именно в краеведческих музеях собраны экспонаты, которые поведают историю, того или иного края, что очень интересно и жителям, и гостям. Ребята, а мы с вами в каком крае живем?

Д: Амурская область

В: Правильно. А в каком городе вы живете?

Д: В Благовещенске

В: Молодцы. Давайте с вами немного разомнемся. Я буду выполнять упражнение, а вы повторяйте за мной.

Д: Долго-долго мы ходили (ходьба на месте)

Ничего не позабыли: (руки в стороны)

Мумию мы посмотрели, (руки вниз)

В чем ходили, разглядели. (руки на поясе, шагают)

Даже мамонт здесь стоит, (руки вперед)

Глаз закрыл, как будто спит. (закрывают глаза, имитируют «сон»)

Мы немного потянулись (руки вверх, встают на носки)

И домой мы все вернулись (садятся на стулья)

В: Ребята, помните, мы с вами разговаривали о 7 чудесах земли Амурской, кто назовет мне их?

Д: лотосы, краеведческий музей, Албазинский острог

В: Молодцы. Сегодня я расскажу вам о самом современном из "7 чудес земли Амурской". Кто догадался, что это?

Д: Краеведческий музей

В: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об Амурском областном краеведческом музее. Кто знаем, какое имя он носит?

Д: Краеведческий музей им. Новикова – Даурского

В: Зданию Амурского областного краеведческого музея уже больше 100 лет. А имя, которое он носит, это имя великого человека Григория Степановича Новикова-Даурского, проработавшего в стенах этого здания свыше 30 лет. Поэтому он и носит название «Благовещенский краеведческий музей им. Г. С. Новикова - Даурского». Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости города так же посещают музей. Между какими улицами находится краеведческого музея им. Г. С. Новикова – Даурского?

Д: Между улицами Ленина и святителя Иннокентия.

В: Молодцы. Музей имеет 26 залов, в которых находятся самые интересные экспозиции всех времен и народов. Давайте рассмотрим с вами некоторые залы. Первый зал знакомит с природой юга области – Амуро - Зейской и Зейско - Буреинской равнин, которые оказались наиболее подвержены влиянию человека. Среди животных, обитающих на юге области, наиболее интересным является енотовидная собака. Ребята, это всеядный зверек из семейства собачьих. Посмотрите, как она выглядит?

Д: похожа на енота, коричневая, с мехом.

В: Ребята, это неуклюжий с виду зверь, с густым мехом, поражает своей беззащитностью перед опасностью.

Д: А как он спасается от врагов?

В: Вместо того, чтобы убежать, енотовидная собака затаивается и притворяется мертвой, что позволяет ей стать легкой добычей хищников и лесных пожаров. Еще ребята, в этом зале особый интерес представляют чучела самца и самки большого баклана. Посмотрите, как он выглядит. Баклан, это крупная хищная водоплавающая птица. а способность заглатывать крупную рыбу целиком его называют «живая удочка». Ребята, так кто такой баклан?

Д: Баклан, это крупная хищная водоплавающая птица.

В: Во втором зале рассказывается о природе северных районов Амурской области. Север области характеризуется суровым холодным климатом Великан севера – изюбрь – крупное копытное животное, посмотрите. Какие у них рога?

Д: Большие

В: У самцов имеются могучие ветвистые рога. Молодые рога (панты) – очень нежные, мягкие, имеют большое значение в медицине, так как содержат пантокрин, применяющийся при многих заболеваниях. Так кто же такой изюбр?

Д: Крупное копытное животное.

В: Молодцы. Еще в этом зале можно встретить самую маленькую– кабаргу, которая обитает в горной тундре. Посмотрите, есть ли у неё рога?

Д: Нет

В: Рогов у неё нет, но у самца на верхней челюсти видны небольшие клыки, до 10 см в длину.

Д: А можно её встретить в Амурской области?

В: Нет, ребята, в Амурской области животное встречается достаточно редко, вид занесен в Красную книгу. Давайте с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Подбери словечко». Я буду называть вам животное, а вы отвечайте, какой он и что делает! Медведь, какой он?

Д: бурый, косолапый, неуклюжий

В: Заяц, какой?

Д: длинноухий, трусливый, пугливый.

Лиса какая?

Д: хитрая, рыжая, пушистая

В: Олень.

Д: Большой, важный.

В: Молодцы. Ребята, помимо залов с животными Амурской области в краеведческом музее им. Новикова – Даурского есть еще зал археологии, который знакомит с историей заселения территории Амурской области и разнообразием археологических культур. Один из этнографических комплексов музея рассказывает об эвенках - коренных жителях севера Приамурья. Центральное место в комплексе занимает макет чума. Как вы думаете, что это, посмотрите.

Д: Палатка.

В: Чум - традиционное жилище эвенков. Рядом с чумом – предметы, отражающие особенности кочевого быта эвенков - оленеводов и охотников: разнообразные орудия для охоты, одежда из шкур изюбра, сумы, детская колыбель и другие. Ребята, так что же такие эвенки?

Д: Коренные жители севера.

В: Правильно, а как называется их жилище?

Д: Чум.

В: Еще в музее есть зал «Албазино – древняя столица Приамурья». Экспозиция посвящена памяти казаков-первопроходцев, положивших начало русской истории на амурской земле. В середине зала, представлен маленький макет острога. Как вы думаете, что представлял собой Албазинский острог? Какие постройки были на его территории?

Д: Это первое поселение на Амуре. Дома.

В: Память о героических событиях 17 века, мужестве защитников Албазинского острога хранят экспонаты этого музея. Все они подлинные, и были обнаружены в ходе археологических раскопок. К ним относятся подлинная кольчуга казака, пробитая в нескольких местах копьём. Ребята, а кто знает, что такое кольчуга? Я вам подскажу, кольчуга – это доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения оружием. Для чего нужна кольчуга?

Д: Кольчуга нужна для того, чтобы не ранили оружием.

В: Правильно. Рядом с кольчугой также есть оружие защитников Албазино, пушка. Пушка, ребята - это тип артиллерийского орудия. Для чего нужны пушки?

Д: Для защиты

В: Молодцы. Давайте с вами поиграем в пальчиковую игру, повторяйте за мной.

Д: Раз, два, три, четыре, пять

Мы в музей идем опять

Смотрим мы на стеллажи

Что мы видим впереди?

И животных, и картины, и старинный чемодан

Видим мы еще макеты и конечно самовар

В: Ребята, Залы в музее постоянно обновляются новыми выставками. Например, в музее была представлена коллекция разнообразных сумок. Как вы думаете, какое название носила выставка? Я вам подскажу, выставка носила название "Пора в путь дорогу". Были представлены не только современные сумки, но и различные сундуки, с помощью которых не так давно, в прошлом веке, перевозили вещи.

Ребята, а по соседству с кем находится наш город?

Д: С Китаем

В: А какая река является границей?

Д: Река Амур

В: Правильно. Наш город Благовещенск находится в очень близком соседстве с Китаем, границей является река Амур. поэтому очень интересно было посетить выставку "Искусство стран Востока". На этой выставке можно познакомиться с культурой восточных стран. Это мужская и женская одежда, различные вазы и многое другое. Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы дайте отгадку, посмотри кто из вас самый внимательный

В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет.

Д: Музей

В: Молодцы, слушайте следующею загадку

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…

Д: Картина

В: Если вы в музей пойдете,

Трудно будет вам понять

Без ученой строгой тети,

Где осмотр ваш начинать.

Тетя за собой неспешно

Группу целую ведет.

Слушают ее прилежно,

Ведь она

Д: Экскурсовод

В: Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как.

Д: Портрет

В: Молодцы, ребята. В Краеведческом музее очень много залов, об остальных мы с вами поговорим в другой раз. Вам понравилась сегодня беседа?

Д: Да

В: О каком музее мы с вами говорили?

Д: Об Амурском областном краеведческом музее им. Новикова – Даурского

В: Какие залы вам понравились?

Д: Зал с животными, зал археологии

В: А о каких животных мы говорили?

Д: Изюбр, баклан

В: Молодцы. Хотите побывать в Амурском областном краеведческом музее им. Новикова – Даурского?

Д: Да

В: Вы можете рассказать о музее родителям и на выходных вместе с ними сходить.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Одежда» Цель: познавательная: знакомить воспитанников с видами одежды, коммуникативная: формировать коммуникативную культуру воспитанников, развитие.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект беседы к виртуальной экскурсии «В музее хлеба» для детей старших дошкольников Цель:Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину. Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки,.

Конспект интерактивного занятия в музее «Русская изба» для детей подготовительной группы «День Феклы Запрядальницы» Конспект по музейной педагогике «День Феклы Запрядальницы» для детей подготовительной группы Задачи: 1. Закреплять знания детей предметов.

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект НОД «В музее забытых профессий» Авторы: Преснякова Е. Ю. Дудыкина Е. А. Участники: дети подготовительной группы (подгруппа - 15 человек) Цель: формировать представления.

Конспект занятия по ОО «Познание» в старшей группе «В мини-музее «Русская изба» Тема: «В гостях у тетушки Арины» Задачи : Образовательная область «Познание» - Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Конспект занятия в мини-музее «Лес»Конспект занятия в мини-музее «Лес» Задачи:Образовательные задачи: 1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. 2. Формировать осознанно –.

Музыкально-историческая гостиная на краеведческом материале Музыкальная гостиная 24 октября «Пою о деревне». Кочишевский ЦСДК Почему возникла такая идея? Случайно. У учителей есть желание петь песни.

Фотоотчет «В краеведческом музее: новые открытия»Фотоотчет «В краеведческом музее: новые открытия» Наш краеведческий музей, Богат историей своей И кто в музее не бывал, Тот, значит, край свой не узнал! Мир с развитием современных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы о краеведческом музее
Опубликовано: 13 марта 2018 в 17:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД