МААМ-картинки

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» (9 фото)

Елена Фончикова
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»

Задачи:

Обучающие:

Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок.

Формирование представлений у детей о разнообразии народного декоративно – прикладного искусства.

Закреплять умения работать с тканью по схеме, складывать ее в разных направлениях.

Расширять словарный запас.

Развивающие:

Развивать у детей воображение.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной игрушке.

Предварительная работа

Публикация «Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы „В музее народной куклы“» размещена в разделах

1) Кружковая деятельность по изготовлению кукол для музея.

2) Образовательная Деятельность на тему «История создания куклы». 3)Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».

4)Разучивание с детьми стихов Кретовой М., Рубальской Л., Пожаровой М. о куклах и русской народной игры «Маланья».

Оборудование:

Иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».

Экспозиция на тему: «Такие разные куклы».

Разноцветные лоскутки хлопчатобумажной ткани.

Проведение Образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (Конечно – это игрушки)

У вас у всех есть игрушки, расскажите о своей любимой игрушке (ответы детей).

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл.

Вносит куклу в русском народном костюме.

Воспитатель ведёт разговор с детьми от имени куклы:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса. Про меня написано много русских народных сказок. Какие сказки вы знаете? (Ответы детей).

- Я узнала, что у вас в музее есть экспозиция кукол. Мне очень хочется на неё взглянуть.

Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье выставку кукол. Ребята, кто из вас может рассказать о нашей выставке? Какие куклы здесь представлены?

Рассказ детей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе с гостьей в интересную игру.

Дидактическая игра: «Из чего, какая кукла?»

Из золы? (зольная)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из ваты? (ватная)

Из пластмассы? (пластмассовая)

Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам куклу, посмотрите какая она интересная. (Показывает тряпичную куклу). Она называется тряпичной, почему?

Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек – лоскутков.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий. Кукла берегла человека, её так и называли ОБЕРЕГ или БЕРЕГИНЯ. Давайте послушаем песню о этой кукле (звучит песня "Берегиня" слова и музыка Леонова Д. Л.)

Ребята, вам понравилась песня?

Как вы думаете, из какой сказки к нам пришла Василиса?

Правильно - из сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Напомните мне о чем эта сказка?

Кто подарил Василисе куклу?

Как звали эту куклу?

Как кукла помогала Василисе?

Как Василиса относилась к куколке?.

-Молодцы ребята, хорошо запомнили сказку. Да, действительно, таких

кукол в далёкие времена делали мамы, бабушки для своих детей с такой куклой раньше не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней, беды, приносила счастье, оберегала дом. Тряпичных кукол было очень много, и каждая была оберегом, у каждой было своё имя.

Ребята, расскажите нашей гостье о куклах в музее, которые вы уже изготавливали.

Девочки:

Эта кукла - не простая,

Про нее я много знаю…

Кубышка - Травница здоровье бережет,

Защита-утешение от нее идет!

Наполнена душистою, целебною травой,

Несет она здоровье, несет она покой!

Ну а эта куколка – куколка с секретом!

Внутри Благополучницы спрятана монета.

В дом удачу и достаток принесет -

И очаг домашний сбережет.

Эта - тоже не случайна-

В ней большая скрыта тайна.

Кукла-колокольчик – для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Куколка Счастья – с длинной косой

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула-

Успех и удачу к нам притянула!

Февраль начинается,

Масленицей славится.

Когда была эпоха вчерашняя,

Делалась к празднику

Кукла – Масленица Домашняя

Из лыка да из соломы её мастерили

И в доме на видном месте хранили.

Мальчики:

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

В них секреты старины…

-Что общего у всех кукол-оберегов?

-Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)

-Назовите главную особенность каждой знакомой вам куклы…

-Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).

Масленица. Существует еще и традиция, от масленицы к масленице, хранить в семье домашнюю куклу-мотанку, которую называют масленица. Она символизирует собой все блага приходящей весны и тепла: достаток, плодородие, здоровье и, одновременно, защиту для жилища и людей.

Такую куклу изготавливали на сам праздник и бережно хранили в доме на протяжении всего года, чтобы затем, накануне масленицы, сжечь или сплавить по реке подобную мотанку и создать новую.

Для такого оберега всегда отводилось самое лучшее место в доме: перед входной дверью либо в красном углу избы, чтобы кукла-масленица могла эффективно выполнять свои функции.

Крупеничка. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Славяне верили,что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то год будет сытным и благополучным. Значение круп в кукле: греча – сытость и богатство, традиционно наполняли именно этим зерном; рис – на праздник; овёс – на силу; перловка – на сытость. Отличный подарок на новоселье!

Кубышка – травница. Набита она целебной и душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах травки разносится по всему дому. Этот запах считается не только магическим, но и лечебным. Кукла – травница оберегает дом от болезней. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца,вешали в доме, давали играть детям и оставляли её у изголовья болеющего человека или для крепкого сна.

Кукла- Веснянка. Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили друзьям и близким на пасху. Волосы (космы) у традиционных куколок были из ярких ниток. Ранней весной она должна была напомнить, что скоро придет тепло и земля станет такой же красочной, как она сама и наступит праздничный день пасхи. Веснянку берегли до следующей весны, а потом мастерили новую. Куколка хранилась, как память о прошедшей весне и пасхе.

Подорожница. Куколка – спутница в дорогу, символ сытости и безопасности

Жена, мать или дочь делали такую куклу как правило для мужчин, собиравшихся в дальнюю дорогу или даже на войну, чтобы можно было прижать её к сердцу в приступе тоски по дому и поделиться своими мыслями и тревогами. В мешочке у неё крупа или земля, чтобы путник был сыт, здоров и возвратился домой.

Неразлучники. Делали на свадьбу для жениха и невесты. У этой пары одна общая рука на двоих – образ того, что по жизни два человека пойдут рука об руку, были вместе и в беде и в радости. А после свадьбы они хранились дома, как оберег любви и верности.

Семья. Эта кукла символ счастливого материнства, её берегли от чужих глаз

Получается СемьЯ – семь таких же как Я и каждому нужна забота, внимание

и любовь каждого члена семьи.

Кукла – Колокольчик. Эта кукла оберег хорошего настроения. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Эта куколка – весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

Берегиня. Эта кукла оберег дома. Дом – это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот. У самого входа гостей встречала кукла «Берегиня», сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережёт эта куколка.

Молодцы ребята, а сейчас я хочу рассказать вам еще об одной куколках, которых звали Пеленашка и Кувадка. Делали такие куколки из кусочков старой одежды и клали в колыбельку.

Воспитатель читает стихотворение М. Кретовой:

Свёрнута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута льняной,

Маленькая кукла – Пеленашка

Охраняет малыша покой.

Не боится кукла непогоды

И болезней, и дурных людей.

Обойдут младенца все невзгоды,

Если спит он в колыбельке с ней.

Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»

ФИЗМИНУТКА

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

Ребёнок читает стихотворение Л. РубальскойФея знала своё дело,

И, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело

Совершая чудеса.

Фея кукол создавала.

Мастерила, колдовала.

Всё чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в её руках послушно,

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

Воспитатель: А вы хотите пополнить наш музей куклами?

Я предлагаю вам пригласить родителей и вместе сделать поделки. Посмотрите, что лежит на ваших столах, выберите предметы (цветные и белые ткани, вата, тесьма, шитьё, цветные ниткидр.) необходимые для вашей куклы. Здесь также есть пошаговая инструкция изготовления оберегов. Приступают к изготовлению кукол.

Воспитатель говорит за куклу Василису.

Куклы просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эти куклы мастерить

Вам придётся не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель: Какие разные получились куколки, нет ни одной одинаковой.

Это потому, что каждый из вас делал её своими руками и второй такой быть не может.

Василиса: Как же мне нравятся ваши куколки – обереги! Спасибо ребята за вашу работу и интересные стихи и рассказы о куколках! Вы молодцы!

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»
Фото «В музее народной куклы»
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы - фото
Задачи Обучающие Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол мотанок Формирование представлений у детей о разнообразии народного декоративно прикладного искусства Закреплять умения работать с тканью по схеме складывать ее в разных направлениях Расширять словарный запас Развивающие Развивать у детей воображение Воспитательные Воспитывать патриотические чувства интерес и бережное отношение к народной игрушке
Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Путешествие по стране знаний» «Путешествие по стране Знаний» Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников. Задачи: 1. Создать эмоционально-положительную атмосферу.

Конспект итогового открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Космическая математика»Конспект итогового открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Космическая математика» Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группеТема: «Космическая математика»» Воспитатель: Вилькушевская Людмила Ивановна.

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Сказочное путешествие» Тема: "Сказочное путешествие Программное содержание: -закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года; -упражнять.

Конспект открытого логоритмического занятия по теме «Весна» для детей подготовительной группы Цель: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку. Коррекционно – образовательные.

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Лунный гость» для детей подготовительной группы Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года. Задачи: Образовательные: - Закреплять представления.

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному и музыкальному развитию для детей подготовительной к школе группы Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному и музыкальному развитию для детей подготовительной к школе группы по рассказу «История.

Конспект открытого занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, кратко выражать сво и мысли обобщать предметы и выделять.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Проект для средней группы «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки» ПРОЕКТ «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки». Цель проекта: Сформировать интерес к познанию.

Занятие в музее для детей подготовительной группы на тему «У носатого у Фоки»Занятие в музее для детей подготовительной группы на тему «У носатого у Фоки» Задачи: Познавательное развитие: познакомить детей с принципом работы жарового и электрического самоваров; активизировать знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 15:50
+205Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 102.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД