МААМ-картинки

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш» в словах и фразовой речи

ирина матвейчук
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш» в словах и фразовой речи

Тема Автоматизация звука «Ш» в словах и фразовой речи_(по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Области (коммуникация, здоровьесбережение) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, практическое овладение ребёнком свободного произношения звука в речи.

Продолжать формировать воздушную струю, зрительное и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Публикация «Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука „Ш“ в словах и фразовой речи» размещена в разделах

Предпосылки УУД Формировать у ребенка положительную самооценку своей деятельности. Воспитывать волевые качества в выполнении заданий, усидчивость, аккуратность.

Цели автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразовой речи.

Задачи:

а)образовательные (новые умения)

б)развивающие (коррекционно-образовательные)

в)воспитательные (коррекционные)

Уточнить и закрепить знания ребенка о звуке «Ш». Закрепить навык автоматизации звука в слогах, словах, фразах.

Развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, связную речь, артикуляционную, мелкую и общую моторику, внимание, память.

Воспитывать волевые качества в выполнении заданий, усидчивость, аккуратность.

Интегративные качества Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Стимулировать умение работать по правилу, слушать взрослого выполнять его инструкцию.

Оборудование Картинки к сказке «Маша и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше?», «Доскажи словечко», «Плюшевые мишки», простой, зеленый и красный карандаши.

Ход занятия.

Ритуал приветствия «Здравствуй!».

Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

1. Создание мотивационного поля

На доске размещены картинки: медведь и пирожки.

- Догадался, какая сказка у нас сегодня в гостях? («Машенька и медведь»). Скажи, чем похожи слова: Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? «Ш». Звук «Ш» какой? (Всегда согласный, твердый, глухой). Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука «Ш» губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.

2. Актуализация

«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила – была внучка – Машенька…» (на доске картинки: избушка и Машенька.).

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения:

Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбка».)

(Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы.)

Поиграла на дудочке, затем опять улыбнулась. («Трубочка»)

(Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед.)

Пошла завтракать.

Взяла ложечку. («Лопаточка»).

(Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.)

Взяла чашечку. («Чашечка»).

(Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам).

И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»)

(Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать).

Потом она пошла качаться на качелях. («Качели»).

(Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить на верхние, затем на нижние зубы.).

А потом играла в мяч. («Катание шарика»)

(Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону).

«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…» (Показываем картинки: Машенька и лес)

- А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш)

(Показ картинки ветер наклоняет деревья)

- Произнеси звук «Ш» четко и длительно: столько, сколько ведешь карандашом по дорожке.

- Что это? (Показывает шишку.)

3. Самостоятельное применение нового знания на практике

Развитие фонематического слуха: слуховая разминка

Это фырка? Это шишка?

Это сыска? Это хыхка?

Это шиска? Это шихка?

Это шишка? Это фыска?

Это фышка? Это хышка?

Это щищка? Это шишка?

- Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С веток ягоды снимаю левая рука согнута в локте и поднята на

уровень лица. Кисть опущена (пальцы –«ветки»)

правой рукой (пальцы собраны в щепотку)

(снимать ягоды»).

И в лукошко собираю.

Ягод- полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть - чуть положение и движение кистей рук по тексту

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять… считать ягоды, нажимая указательным

пальцем на левую ладошку.

Снова будем собирать!

- Помоги Машеньке собрать ягоды.

(Показываем картинку с ягодками, в которых написаны слоги: ША,АШ, ШУ, УШ, ШО, ОШ и т. д.)

- Прочитай слоги на всех ягодках. Если в слоге буква Ш написана в начале, то ягода спелая, раскрась ее кранным карандашом. Если в слоге буква Ш написана в конце, то ягода не спелая, пусть доспевает, раскрась ее зеленым цветом.

- Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто в ней живет? Отгадай.

Упражнение «Доскажи словечко»

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка уронила шишку,

Угодила прямо в (мишку).

Правильно, в избушке живет медведь (показ картинки: медведь и его избушка).

Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Помоги Маше навести порядок в доме.

Автоматизация звука «Ш» в словах.

Дидактическая игра «Подарки».

(Показываю картинки-предметы, в которых есть звук «Ш»)

- Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы (кошка, мишка, мышка, чебурашка, клюшка, матрешка, хлопушка, неваляшка, машина).

- А в это время мишка возвращается домой.

Физминутка.

Движение по тексту.

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

Бросил палку к верху мишка.

Падай в шапку с елки шишка!

Шишка хлоп по голове,

Сразу шишек стало две!

Выставляются картинки: Маша, медведь и избушка.

Автоматизация звука «Ш» во фразах.

Дидактическая игра «Что больше?»

- Пришел Мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая игрушка больше, а какая – меньше. Помоги

Мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине.

Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа и т. д.

(Показываю картинки: шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель, мошка, дедушка, малыш).

- Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку.

Слушай чистоговорку и повторяй.

Ошка-ошка-ошка – где моя большая ложка.

Ошку-ошку-ошку- дайте мне большую ложку.

Ошку-ошку-ошку – я держать умею ложку.

Ошкой – ошкой – ошкой – буду кашу кушать ложкой.

Ошки-ошки-ошки – не капает каша с ложки.

4. Итог занятия

Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводит ее до дома. Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах, в чистоговорках. Мишка предлагает взяться за руки и передать эстафету дружбы.

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передаю свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маше к Саше и т. д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

Дополнительный материал к занятию

1. Картинки с изображением мишек.

- Посмотри внимательно на картинку. Сосчитай всех плюшевых мишек (один плюшевый мишка, два плюшевых мишки и). Найди такого же плюшевого мишку, как в рамке. Раскрась одинаковых мишек.

Разучи стихотворение:

Маша – малышка

Шила штанишки.

Шила штанишки

Плюшевому мишке.

Хороши, хороши,

Хороши штанишки.

Хороши штанишки.

У плюшевого мишки.

2. Выучи четверостишие:

Мышонку шепчет мышь:

- Ты что, шуршишь, шуршишь?

Мышонок шепчет мыши:

-Шуршать я буду тише.

Публикации по теме:

Коррекционно-игровой проект «Учимся говорить правильно» Актуальность проблемы Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш» в словах и фразовой речи
Опубликовано: 27 апреля 2013 в 13:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД