Получи документы

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках самовара»

Юля Маслова
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках самовара»

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран, назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.

Образовательные:

- способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.

-расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие».

Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „В поисках самовара“» размещена в разделах

-дать детям возможность взглянуть на чудо – самовар по – особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.

- формировать умение детей переносить ранее полученные знания в игру.

Развивающие:

- способствовать развитию у детей памяти, мышления.

-развивать творческие способности детей, певческие навыки.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям русского народа.

-воспитывать у детей желание быть гостеприимными.

Предварительная работа:

- чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»

- разучивание частушек о самоваре.

- знакомство с росписями декоративно- прикладного искусства.

Оборудование: Мультимедиа (презентация «В поисках самовара», д/и «Собери сервиз, «Собери словечко», разрезная картинка «Самовар», две корзинки, шишки, скрепки, крышки, самовар для наглядности; русский сарафан, платок, лапти; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).

Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир, экспонат.

Методы:

словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций на слайдах.

практические – дидактические игры, физкультминутка.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,

поощрение, процесс чаепития у самовара.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята давайте мы с вами сейчас друг друга по приветствуем

В-ль: Собрались сейчас мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В-ль: – Мы подарили друг другу улыбку и вместе с улыбкой – хорошее настроение.

Ребята, а вы меня узнали?

Ответ детей: Нет!

Я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу меня узнаете. (Слайд 2)

От бабушки грязнули

Все вещи улизнули

Остались у старушки

Лишь жабы да лягушки

Звала стаканы, блюдца-

Помоет коль вернутся.

И обещала кротко

Почистить сковородки.

Ответы детей (Федора)

В-ль: Из какой сказки?

Ответы детей: Федорино горе.

В-ль: Правильно ребята!

В-ль: А, почему от меня посуда убежала?

Ответы детей: Потому что не мыла их, не любила…

В-ль: Да всё верно потому, что я её не мыла, не любила её. Ребятки, но бабушка Федора изменилась, и я очень хочу пригласить гостей на чаепитие. А самовара нет, он тоже убежал со всей посудой! И не хочет ко мне возвращаться! (Слайд 3)

Поможете мне его найти и вернуть? (Слайд 4)

Ответы детей: Да!

А вы знаете, что такое самовар?

Ответы детей: Нет.

В-ль: А, хотите узнать?

Ответы детей: Да!

В-ль: Тогда, я вам предлагаю отправится в путешествие в город Тула на родину самовара, посетить его музей и узнать историю о нем. Может мой самовар там?

В-ль: А, на чем на лучше отправится в путешествие? На каком транспорте?

Ответы детей: на поезде, самолете, машине и т. д.

В-ль: Я предлагаю отправится на самолете. (Звучит музыка. №1) (Слайд 5)

Дети с воспитателем встают в круг.

Воспитатель произносит слова:

Все садимся в самолет,

Начинаем наш полет

Путешествовать летим

Самовар найти хотим.

Город Тула под крылом

Вот, где самовара дом!

(На эти слова дети разводят руки в стороны и проходят по кругу (летят) и останавливаются на слова (Вот, где самовара дом)

Вот мы с вами и в городе Тула в музее Самовара. (Слайд 6)

Сейчас я для вас проведу экскурсию. Присаживайтесь на стульчики.

Сначала познакомимся с историей самовара.

История самовара: (Слайд 7)

Самовар - это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло.

Русский самовар символ нашего гостеприимства и атрибут русского чаепития. Только на Руси пили чай из самовара.

Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. (Слайд 8)

Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Формы самоваров также были различны. (Слайд 9-12)

На последнем слайде – самовар из сказки «Федорино горе»

В-ль: Ребята, а вот и мой самовар. Посмотрите!

Самоварушка, вернись ко мне!

Ой, ребята, он хочет нам что - то сказать!

(Аудизапись самовара) (Слайд 13)

Самовар: Я вернусь к тебе Федоре, если выполните мои задания!

В-ль: Вы слышите ребята, задания?

Самовар: За каждое задание вы будете получать кусочек пазла и когда соберете полностью мой портрет, тогда я вернусь к Федоре.

В-ль: Ребята вы готовы?

Ответы детей: Да

И так, вот задания

1 задание (Слайд 14)

Загадки:

1) А отгадку знаете – ручку поднимайте.

Это – кубик, но не лёд,

Сладкий – сладкий, но не мёд,

Белый – белый, но не снег,

Крепкий, как лесной орех.

Не сравнится с ним на вкус

Даже сахарный арбуз. В стародавние года

Не у всех он был всегда.

Пили чай с ним и в накладку,

И вдогонку, и вприглядку,

Но совсем было по-русски,

Если пили чай вприкуску. (сахар)

Каким становится чай, если в него кладут сахар? А без сахара у чая какай вкус?

2) Бусы красные висят, (Слайд 15)

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчелы и медведи (малина)

Когда чаще всего пьют чай с малиной?

3) Тесто заварено прямо на печке. (Слайд 16)

Белый пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь ты и вечером, и спозаранку

Сладкую, сытную чудо- … (баранку)

С чем еще вы любите пить чай?

4) Цветом желт и ароматен (Слайд 17)

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его (лимон)

Чай с лимоном будет называться? (лимонным) А, с мятой?

Молодцы ребята, все правильно ответили, вот первый пазл.

Физминутка: (Слайд 18)

Давайте мы ребята, с вами сейчас поиграем с самоваром.

Само – само – самовар, на столе красуется. (руки на пояс, повороты влево, вправо)

Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется. (руки в стороны, улыбаются)

Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают-опускают их)

Само – самоварит чай, жаром обливается. (приседание)

Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (вдох, выдох -пых)

Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (показать сушки)

Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка)

В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит. (смотрим друг на друга)

Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладонь и подули)

Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. (поклонились)

2 задание: (Слайд 19) (Звучит музыка №2)

Д/и «Собери чайный сервиз» (Народные промыслы).

3 набора посуды с разной росписью: хохломская, городецкая, и гжель. Воспитатель делит детей на три подгруппы по 3 человека. Далее каждой подгруппе озвучивает, какой набор они собирают. Их задача правильно найти посуду, собрать сервиз и еще раз назвать какая роспись.

Молодцы ребята и этим заданием мы тоже справились.

3 задание: Третье задание, музыкальное, нужно исполнить частушки про самовар.

(Слайд 20)

В-ль: Ребята, а вы знаете частушки про самовар?

(Дети исполняют частушки)

Частушки

Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

В-ль: А, я тоже знаю частушку про самовар!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Молодцы ребята, еще с одним задание справились.

4 задание: «Собери словечко» (Слайд 21)

А знаете ли вы, ребята, для чего нам нужен самовар?» (ответы детей)

Перед детьми на столе лежат фишки, с одно стороны цифры, а с другой буквы. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку (от 1 до 10). Затем перевернуть цифры и про читать какое слово получилось (Под каждой цифрой – буква.) Собираем слово «Чаепитие» на столе.

5 задание: «Что нужно для топки самовара?» (Слайд 22) (Звучит музыка №2)

Сейчас я вам

Предлагаю поиграть

И предметы отобрать.

Все, что хорошо горит,

То в корзину положить.

В старину, ребята, как я вам уже рассказывала, электрических самоваров не было. А в самовар была вставлена специальная труба, в которую закладывали топливо. Чтобы бы вы выбрали в качестве топлива для самовара? Положите в корзинку. (Дети собирают в корзину предметы, которыми топили самовар (шишки, щепа)

В-ль в это время задает вопросы детям: Почему ты вот это выбрал? А ты? А почему вы оставили камни, кубики, яблоки, прищепку)

Молодцы, вы все правильно отобрали.

В-ль: Самовар нам что –то хочет опять сказать

(Аудиозапись самовара) (Слайд 23)

Самовар: А, теперь, ребята не зевайте,

Вы портрет мой собирайте.

Поспешите, не шумите,

Да все точно вы сложите.

В-ль: Какой замечательный самовар у нас получается.

А теперь чтобы наш самовар появился, нам надо сказать волшебные слова. Накрываем картинку салфеткой и дети с закрытыми глазами произносят слова. (Звучит волшебная музыка № 3) (Слайд 24)

«Потрудились мы как нужно,

Все Задания прошли мы дружно,

Стоит вместе нам сплотиться,

Может чудо получиться.

Раз, два, три, четыре, пять

Самовар вернись назад»

(Из - под стола воспитатель достает самовар).

Вот вы и помогли вернуть самовар бабушке Федоре.

Посмотрите какой он красивый.

Спасибо вам ребята, не оставили меня в беде!

В знак благодарности, я приглашаю Вас в гости на чаепитие. Попить самоварного чайку.

Рефлексия. Но сначала я вам предлагаю выбрать на память о нашем путешествии самоварчики. Желтый – если путешествие вам понравилось и задания были легкие. Красный - если путешествие вам понравилось, а задания вызвали затруднения.

Проходят в музей «Русская изба» на чаепитие. Воспитатель и дети пьют чай.

Публикации по теме:

Конспект музыкального развлечения в форме квест-игры «В поисках Весны» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкального развлечения в форме квест-игры «В поисках Весны» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Одной из современных тенденций в развитии дошкольного образования стала использование новой технологии, только получающей.

Конспект интегрированного музыкального занятия «Осень» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного музыкального занятия «Осень» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированного музыкального занятия "Осень"для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель-Л. Диканова. Цель:.

Конспект интегрированного занятия по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста «Я и моё тело»Конспект интегрированного занятия по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста «Я и моё тело» Цель:расширять представления детей о строении своего тела,о внутренних органах человека и органах чувств. Задачи: - развивать способность.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Далеко-близко» для старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного занятия по ФЭМП «Далеко-близко» для старшего дошкольного возраста Цель: Учить детей делить квадрат на четыре части путем складывания его по диагонали; учить составлять предметы из нескольких деталей(5-6);измерять.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Неделя» для старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного занятия по ФЭМП «Неделя» для старшего дошкольного возраста .

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Конспект интегрированного занятия «Пушистые вербочки» для воспитанниц семейной группы старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного занятия «Пушистые вербочки» для воспитанниц семейной группы старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: воспитание и.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада»Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Защита сценария познавательно-интегрированного занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Для обеспечения чёткого функционирования системы работы по обучению и пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках самовара»
Опубликовано: 1 июля 2021 в 12:10
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД