Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи для детей 5 лет. Тема: «Прогулка за грибами»

Марина Бердникова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи для детей 5 лет. Тема: «Прогулка за грибами»

Цель

Закрепить понятия: съедобные и несъедобные грибы.

Задачи

Познакомить детей с названиями грибов; обратить их внимание на то, что грибы растут в определенных местах; рассказать о том, что можно приготовить из грибов, как их можно заготовить на зиму. Учить составлять рассказы о грибах по схеме педагога. Продолжать учить детей согласовывать существительные, прилагательные, глаголы и числительные в речи. Развивать речь, мышление детей, мелкую моторику. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Методы и приемы

:

чтение стихов, загадок, рассказ педагога, беседа, вопросы-ответы, рассматривание, показ, игровая ситуация, игра «Кузовок», практические методы, поощрение.

Материал: Муляжи грибов, билеты на электричку, кузовок, иллюстрации, отображающие осиновый лес, березовую рощу, сосновый бор, лесные дорожки, полянки; большой лист бумаги для коллективного рисования, краски, кисти, салфетки, вода, имитация электрички: соответствующее расположение стульев в групповой комнате.

Ход занятия

Педагог. Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю, а вы запомните названия всех грибов, о которых рассказывает нам стихотворение.

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками, друзьями,

Чернушками-груздями.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

У мухомора хитрый вид,

Ехидная усмешка —

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер.

Выводит мухомора,

И безбилетник-мухомор

Краснеет от позора.

А старичок-боровичок,

Интеллигентный толстячок,

Приподнимая свой берет,

Предъявляет свой билет.

- О каких грибах говорится в стихотворении? (Ответы детей).

Грибы прислали вам билеты на электричку и приглашают в лес, к себе в гости.

Сядьте поудобнее. Пока мы едем, я вам расскажу про грибы.

Теплые летние дожди называют грибными, после них в лесу появляется много грибов. Одни грибы можно употреблять в пищу: их собирают, варят, жарят, солят, маринуют — эти грибы называют съедобными. Другие грибы нельзя употреблять в пищу — их называют несъедобными, они ядовитые, от них человек может заболеть и даже умереть.

Для того чтобы легче было искать грибы, необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.

Подберезовик растет под березой. Подосиновик растет под осиной. Опята, или ещё их называют опёнки, растут на пеньках. Название гриба нередко подсказывает, как он выглядит; рыжеватый гриб — рыжик, а гриб почти с черной шляпкой — чернушка. В каждом названии есть какая-то тайна. Нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножичком, чтобы не повредить грибницу.

Вот мы и приехали, пойдемте искать грибы.

Посмотрите: мы в сосновом бору, а вот и первый гриб — боровик. Боровиками называют белые грибы, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут белые грибы на виду, ни от кого не прячутся, ведь они самые главные грибы в лесу. Растут они семьями, если нашли один гриб, ищите еще. Интересно, какие грибы мы ещё здесь встретим? В сосновых и еловых лесах растут маслята. В дождливую погоду шляпка становится скользкой, маслянистой, поэтому гриб и называется масленок.

Посмотрите, мы подошли к осиновой роще. Как вы думаете, какие грибы здесь растут? (Подосиновики. )

Вон там растут березы. Как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? (Подберезовики. ) Посмотрите, какие стройные, изящные, под стать белоствольным березам, подберезовики.

А это что за дружная семейка в траве?

Желтые сестрички,

Их зовут лисички.

Желтый гриб — лисичка — такой веселый, такой аккуратный, такой шустрый, будто крошечный лисенок, только что прибежавший сюда из лисиной норы. Идем дальше по дорожке.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,

Собирай, не мешкай —

Это сыроежки.

Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разной окраски. Растут они в самых разных местах.

Ой, а это что за чудо-пень? Он весь усыпан грибами. Это опята, они растут большими семьями, если вам повезет, то вы сразу можете набрать целую корзину грибов.

Какие блюда ваши мамы готовят из грибов? (Суп, жарили.)

Как на зиму ваши бабушки заготовляют грибы? (Маринуют, солят, сушат.)

Много интересного о съедобных грибах мы узнали

А вот загадка про еще один гриб:

Похож этот гриб на божью коровку,

Да пятнышки не те…

Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.

Конечно, это мухомор. Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Мухомор- это ядовитый гриб. Его собирать нельзя. Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. А в лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму в лечебных целях.

А сейчас игра «Кузовок».

А что это такое, кто знает? (Ответы детей).

Вот так выглядит кузовок. (Показ).

Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу. Возьмите каждый гриб, какой на вас смотрит, и скажите, как он называется, где растет и что бы вы хотели из него приготовить или как бы вы его заготовили на зиму.

Дети берут грибы и рассказывают о них. Затем поясняют, почему они не собрали ядовитые грибы, называют их.

Садимся в электричку и едем домой, а пока мы едем, я вам расскажу несколько правил сбора грибов.

Правила

Не пробуй на вкус сырые грибы.

Иди в лес с опытным грибником, тогда и лукошко будет полным.

Бери только те грибы, которые хорошо знаешь.

Собранные грибы следует как можно скорее обработать.

Вот мы и вернулись из леса. А сейчас на большой поляне мы нарисуем грибы, которые собрали в лесу.

Рисование грибов (коллективная работа).

Дети работают самостоятельно, затем все вместе рассматриваем поляну с грибами, радуемся результатам работ.

Анализ занятия.

Публикации по теме:

Дары леса — грибы (съедобные и ядовитые).Дары леса — грибы (съедобные и ядовитые). Сколько же грибов может встретиться нам в лесу? Много. Но надо помнить народную мудрость- "Собирай лишь те грибы, в безвредности которых.

Слайды для совместной деятельности с детьми. «По грибы» Цель: Вспомнить и закрепить с детьми знакомые названия грибов, где растут грибы, как их нужно собирать, обратить внимание детей на строение.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Одежда, обувь
  • Зима
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи для детей 5 лет. Тема: «Прогулка за грибами»
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 21:34
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...