Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русский национальный костюм»

Юлия Винерцева
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русский национальный костюм»

Конспект интегрированного занятия в средней группе

тема: «Русский национальный костюм»

Цель: формирование представлений о культуре и быте русского народа.

Задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Русский национальный костюм“» размещена в разделах

1. Обобщить и конкретизировать представления детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источника знаний народа о природе и как украшения, о русских народных сказках, потешках, песнях.

2. Побуждать детей рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме.

3. Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, лапти, облачаться.

4. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы.

5. Содействовать возникновению чувства гордости за мастеров Родины, за свой народ и культуру.

Способы: игровая мотивация, рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, демонстрация иллюстраций, презентации, чтение стихотворения.

Средства : иллюстрации с изображением природы России - лесов, рек, полей, гор; куклы в русской национальной одежде - мальчика и девочки; заготовки кукол для рисования, аудиозапись «Вижу чудное приволье» (слова Ф. Савинкова, обр. Н. Иванова, "Эх, лапти, да лапти мои" русская народная музыка, тихая спокойная музыка из сборника для релаксации.

Материалы к занятию : гуашь, стаканчики, кисточки, платочки, подставки для кисточек, заготовки кукол.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментами вышивки, беседы об истории русского национального костюма, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана.

Индивидуальная работа: помочь Кириллу Г. рисовать волнистые линии, с Дашей, Егором, Антоном, Юлей закрепить навыки по использованию приемов работы с кистью.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами побываем на экскурсии в картинной галерее, познакомимся с произведениями искусства наших русских художников. (воспитатель выставляет картину с изображением леса Шишкина И. И.)

- Ребята, вы узнали эту картину? (да) А помните как она называется? (ответы детей)

- Что изображено на картине? (лес)

- Как вы догадались, что это лес? (много всяких деревьев)

- А кто из вас был в лесу (рассказы детей)

- Красиво в лесу? Вам там понравилось? (да)

Воспитатель: - А что это (воспитатель вместе с детьми подходят к иллюстрации с изображением реки, Паленова В.).

- Да, это река. Посмотрите, какая она длинная. А как красиво по берегам реки. (высказывания детей)

- А кто из вас был на речке? Что вы там делали? (купались, ловили рыбу, катались на лодке).

- Красиво на речке? (да).

Воспитатель: А это что? (иллюстрация с изображением поля И. И. Шишкина).

Да, это поле. Полей в нашей стране очень много. Люди выращивают рожь, пшеницу из которой потом пекут хлеб.

- На что похоже поле? (оно похоже на море, только золотистое)

Воспитатель: - А здесь из вас кто-нибудь был? (Иллюстрация с изображением гор Ф. А. Васильева)

- Что это (горы).

- Какие они? (высокие, красивые)

- Что лежит на вершине гор? (снег)

Воспитатель. Посмотрите, как красивы - леса, реки, поля, горы, Все это с вами наша страна. Как она называется? (Россия)

- Россия очень большая, богатая, красивая страна. И живут в ней очень талантливые люди. И чего только не умеет делать русский народ - и сказки сочинять, и песни, и разные красивые предметы делать.

Воспитатель: Послушайте пожалуйста стихотворение С. Васильева "Россия"

Ребенок:

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих огней!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называю

Одним широким словом Русь!

Воспитатель: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говориться? (о Руси, Родине, России)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру. Называется она "Из-за леса, из-за гор". (воспитанники садятся на стульчики)

- Молодцы. Ребята, посмотрите кто к нам в гости пришел? (Воспитатель показывает куклы одетые в национальный русский костюм - мальчика и девочку).

- Как вы думаете, как их зовут? (предположения детей).

Воспитатель: Ребята познакомьтесь - это Маша и Ваня.

- Посмотрите, они пришли одетые в русские национальные костюмы.

- Давайте посмотрим во что одета Машенька (Сарафан, рубаха, кокошник).

Воспитатель: Каких цветов использовали ткань для пошива одежды? (Белый, синий, жёлтый, красный, коричневый).

Воспитатель: А как вы думаете, что символизирует каждый цвет?

(Белый цвет – это свет и чистота; Жёлтый цвет – это солнце, богатство;

Синий цвет – символ неба, молодости; Красный цвет- символ тепла, праздника, радостного настроения. Коричневый цвет - означает землю-кормилицу).

Воспитатель: А чем украшали русский костюм? (Бисером, вышивкой).

Воспитатель: Вы заметили, какой красивый узор на одежде Маши. Он называется орнамент.

Орнамент – это чередование повторяющихся элементов. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Воспитатель показывает карточки с символами орнамента. И называет значение символа орнамента.

Символ ребенка (приложение 1)

Символ матери

Символ оберега

Символ девушки-березки

Воспитатель. - А теперь давайте посмотрим как одет наш Ванюшка.

- У него не совсем обычная рубашка. Кто помнит как она называется (Косоворотка. Дети повторяют это слово хором и индивидуально)

- А во что еще он одет (штаны, сапоги (лапти).

- Ребята, в нашей стране живет много людей с различными национальностями. И сейчас я вам предлагаю посмотреть, какую одежду они носят. (показ презентации "Национальные костюмы")

Воспитатель: Ребята, какой национальный костюм вы видете? Слайд 1. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! На первом слайде мы видим русский национальный костюм.

Воспитатель: А как вы думаете, к какой национальности принадлежит этот костюм? Слайд 2. (ответы детей)

Воспитатель: Это ребята, Мордовский костюм.

Воспитатель: На этом слайде изображен Киргизский костюм. Слайд 3.

Воспитатель: А это ребята, Бурятский костюм. Слайд 4.

Воспитатель: А этот, как вы думаете к какой национальности принадлежит костюм. Правильно чукчам. Слайд 5.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, это Чеченский национальный костюм. Слайд 6.

Физкультминутка

Воспитатель: Давайте чуть-чуть отдохнем, про лапти споем. (звучит фонограмма «Эх, лапти, да лапти»)

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь ходите,

Тятька новые сошьёт.

Эх, ну! Тьфу! Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку

(Хлопок в ладоши, наклон вниз)

Шаг вправо, притом, шаг влево, притоп

Руки вверх, хлопок над головой. На слово «тьфу» резко отпускаем руки вниз.

(ребята садятся на стульчики)

Воспитатель: Одежду в древне Руси берегли, передавали по наследству, дошивали. Сейчас мода меняется так, что нельзя надеть то, что носили наши бабушки.

Воспитатель: Ребята, проходите за столы. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Что у меня в руках. Старый бабушкин сундук.

Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут

Наша женская судьба в нем свое добро нашла.

В сундуке моем добро

Бережно храниться.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодиться.

Так говорили в старину. Давайте покажу, что в сундуке своём храню.

(Воспитатель достает силуэты кукол в русском национальном костюме).

Воспитатель: Куклы узнали, что вы познакомились с особенностями русского национального костюма. А они собрались на праздник, просят помочь украсить их сарафаны. Ребята поможем куклам? (Да).

Воспитатель: Помните, что на сарафане есть узор – орнамент – это чередование повторяющихся элементов.

Включается русская народная музыка. Обратить внимание детей, как можно украсить сарафан по подолу и перед, а кокошник бисером (круги и прямоугольники).

Воспитатель: Спасибо вам ребята вы очень помогли. Ваши куклы нарядные и красивые. Молодцы!

(Выставка кукол на доске)

- А чей сарафан самый яркий, чей орнамент самый выразительный, чья кукла самая аккуратная.

- Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего?

- А что не понравилось?

- А что вы расскажите маме, папе.

1. Список литературы.

2. Королева Т. В. «Занятия по рисованию с детьми 3-6 лет», Москва, 2009, 129 с. ;

3. Рябинина О. «Истории из сундучка», ООО «Центр народных ремесел» г. Череповец, 2004, 174 с. ;

4. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2003, 134 с. ;

5. «Моя Родина - Россия». Народы. Костюмы. Праздники. Москва, 2009, 168 с.

Публикации по теме:

Проект «Национальный костюм народов Нижегородского края» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» Проектная деятельность в группе старшего дошкольного.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Цель: формирование у детей элементарных.

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «В гостях у коротышек из Цветочного города». Цель: Познавательно-речевое развитие, нравственно-экологическое воспитание детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации.

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Весна» Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация", "Художественное творчество". Цель: Обобщение представлений.

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм» Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм» Цель: Приобщать детей к национальной культуре.

Лэпбук «Русский костюм»Лэпбук «Русский костюм» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В прошлом учебном году темой своего самообразования я выбрала лэпбук. Если быть точной, "Лэпбук.

Конспект занятия «Национальный костюм девочки-казашки» Технологическая карта ОУД в группе : Дата. 15г. Вариативный компонент Тема: Национальный костюм девочки- казашки. Программные задачи:.

Русский национальный костюм. Виртуальная экскурсия. Видео Задачи: - Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; - Продолжать учить сравнивать, описывать.

Русский народный костюмРусский народный костюм Современные дети не представляют, как выглядела одежда 50, 100 лет назад. С помощью презентации они на некоторое время погружаются в те.

Тематическое развлечение «Русский национальный костюм» Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Задачи: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русский национальный костюм»
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 11:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД