Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Вулканы Земли»

Дарья Щербинина
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Вулканы Земли»

Тема: «Вулканы Земли»

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятиями «Вулкан», «Пористость», дать представление о происхождении и строении вулканов; познакомить с профессией «Вулканолог».

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами ;

• Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

• Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание

2. Коммуникация

3. Здоровье

4. Безопасность

Технологии, используемые педагогом в мероприятии

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

• опора на субъектный опыт ребенка.

2. Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности:

• создание проблемной ситуации;

• детское экспериментирование.

4. Здоровьесберегающие технологии:

• физикультминутка;

5. Мультимедийные технологии:

• показ презентации.

• видеописьмо

2.4Активизация словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза, аэростат, пористая.

Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: глобус, гелиевые шары, магнитная доска, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», пазлы «Камчатка».

Оборудование для экспериментирования:

• макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, сода, лимонная кислота, кофейная, чайная и столовая ложки;

• таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, салфетки.

Ход занятия

Дети под музыку проходят в зал.

В.: Добрый день, мои юные друзья, сегодня у нас с вами гости давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день. Настало время посмотреть нашу любимую телепередачу «Хочу все знать».

Видеописьмо от профессора:

- Здравствуйте ребята, мы начинаем телепередачу «Хочу все знать» и я профессор Дарья Владимировна готова ответить на любой ваш вопрос. В нашу студию пришло очень много писем и одно из них от ребят из детского сада «Сказка», которые просят рассказать нам все о вулканах.

На своем опыте я знаю, что дети очень любознательны, и я предлагаю им стать участниками экспедиции, и посмотреть на вулканы своими глазами. Ну что ж в путь, меня ждут дети.

Пока дети смотрят передачу воспитатель переодевается в профессора, и выходит с чемоданом.

В.: Здравствуйте, ребята, я сюда попала? Это здесь детский сад «Сказка»? Ребята, а вы меня узнали? Ну что готовы к приключениям, я предлагаю, совершить вам увлекательное путешествие на таинственный и загадочный полуостров, где мы превратимся в настоящих исследователей тайн и загадок Земли.

В.: А сейчас мы проведем посвящение в участников научной экспедиции. Участник нашей экспедиции Сережа. Я приглашаю в экспедицию Настю. И так всех детей.

В.: Ребята, какими чертами характера должен обладать путешественник?

Д: Отважный, смелый, решительный, умный, добрый.

В.: Чтобы отправиться в научную экспедицию, надо проверить наши знания.

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками …

(Глобус.)

В.: А что такое глобус? Кто знает? Правильно, глобус эта маленькая модель земли. На глобусе, так же как и на карте, изображены реки, моря, океаны, суша, горы, разными цветами. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены реки, моря, океаны.

Д.: Синим.

В.: Суша? Горы?

Д.: Зеленым, желтым, коричневым.

В.: Ребята, что такое горы?

Д.: Это высокие холмы.

В.: Из чего состоят горы?

Д.: Из камней.

В.: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? Почему?

Ответы детей.

В.: Правильно, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка – только изо льда. Горы бывают очень высокими. А вы хотите увидеть настоящие горы?

В.: Куда же мы поедем? Как же нам найти дорогу, что нам поможет. А поможет нам карта, где – то она у меня здесь была. Открывает чемодан и ищет карту.

В.: Ой, а карта то рассыпалась вся на части. Помогите мне собрать ее, пожалуйста. А приклеивать мы ее будем на мольберт. Молодцы! Может кто – то может прочитать, куда мы отправимся?

Д: Камчатка

В: Мы отправимся с вами на полуостров Камчатка. Посмотрите вот она Камчатка, омыта водой, отметим флажком. Я так к вам торопилась, что все оставила в телестудии. Помогите собраться в научную экспедицию. Посмотрите внимательно, что нам нужно взять для своей научной экспедиции. Я предлагаю каждому взять по одному необходимому предмету (Карта, компас, лупа, фотоаппарат, телефон, тетрадь и ручка, еда, аптечка, лопата).

Основная часть

В.: Ну что собираемся в путь? На чем же туда можно отправимся? Ваши предложения. (Дети предлагают свои варианты ответов).

В.: Да, многие путешествуют на кораблях, автомобиля, самолета. Но самые смелые и храбрые путешественники путешествуют на воздушном шаре Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и отправиться в путешествие на воздушном шаре.

В.: Занимайте свои места в нашем аэростате, мы отправляемся в путь, пристегнулись. Дети смотрите внимательно ничего не пропустите. Я предлагаю зафиксировать время нашего полета в нашем научном журнале. Какой сегодня день недели, месяц, время года, год? Молодцы! (Шум ветра, показ слайдов вулканы земли).

В.: Какая красота, мы пролетаем над Италией, где находятся знаменитые вулканы Везувий и Этна. А сейчас мы летим над Индонезией, над вулканом Кракатау. А вот извержение вулкана Суфриер на острове Монтсеррат. Чувствуете, что-то стало холоднее. А вот и он полуостров Камчатка, со своим знаменитым вулканов Ключевская сопка – это самый высокий вулкан на территории России.

В.: Вот мы и приземлились на полуостров Камчатку,

В.: Садитесь ребята, и внимательно послушайте.

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной кидаться.

Старый добрый великан –

Это дедушка (Вулкан)

В.: А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Как называют эти горы (Слайд 1.)

Д.: Вулканами.

В.: Самый большой вулкан находиться у нас в стране, и называют его Ключевская сопка. (Слайд 2).

В.: Есть ребята живые вулканы (действующие, есть спящие. А также вулканы бывают наземные и подводные. (Слайд 3). Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня. (Слайд 4). Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называются спящими. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. (Слайд 5). Есть такая профессия вулканолог, эти люди занимаются изучением вулканов. (Сслайд 6).

Я предлагаю отправиться дальше в путь.

Физкультминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

В.: Ну вот мы с вами и пришли в нашу научную лабораторию «Интересных открытий» где мы будем проводить эксперименты. У всех научных сотрудников есть своя одежда, я вас попрошу надеть халаты. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

В.: Ребята посмотрите, на что это похоже? Правильно, на вулкан. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус). Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая пасть – это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

В.: Ребята вы хотите увидеть извержение вулкана Предлагаю провести эксперимент как извергается вулкан!

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

В.: ребята первый опыт проведу я сама, а вы мне поможете. Для первого опыта мне понадобиться три чайных ложки волшебной смеси, две чайных ложки чудо порошка, а чтобы наш вулкан заработал, добавлю огненную жидкость.

- Что же произошло? Вулкан из себя извергает лаву Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Вулканы называют «огнедышащими горами». Они опасны для жизни людей.

В.: А сейчас Вам предстоит очень интересная и ответственная работа. Но для начала подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли.

Все собрали и пошли

Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

В.: Ребята! Вот внизу под вулканом мы видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Возьмем лупы и рассмотрим ее поближе. Какая она пемза? Какого она цвета?

Дети: Она серого цвета, с дырочками.

В.: Ребята, поверхность, которая покрыта дырочками, называют пористой. Индивидуальная работа.

В.: А что еще у вас есть на столах, давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в емкость с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему пемза не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом. Значит пемза легкая, а камень тяжелый.

Заключительная часть

В: На Камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой. Давайте еще раз полюбуемся красотой этого края. (Показ слайдов Камчатки). Прошу занимайте места на нашем воздушном шаре. Пристегнулись. А пока мы с вами летим обратно в наш детский сад, чтобы не было скучно предлагаю поиграть в игру, где за правильные ответы вы будете получать медали.

На каком полуострове мы побывали?

Что необычного есть на Камчатке?

Что извергается из вулкана?

Как называют людей, занимающихся изучением вулканов? Молодцы!

В.: Как незаметно пролетело время. Как вам наше путешествие? На память о нашем путешествии я хочу вам подарить книгу о вулканах земли, которая будет напоминать о нашей научной экспедиции. А я с вами прощаюсь, но вы не забывайте писать мне письма на программу. А я с удовольствием буду на них отвечать. До свидание!

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Вулканы Земли»
Публикации по теме:

«Опыты и эксперименты с песком»«Опыты и эксперименты с песком» «Вулканы» Рассказываем детям о том, что какие бывают вулканы. Вулканы бывают действующие, потухшие. Действующий вулкан регулярно извергает.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе. «Загадка вулканов» Вулкан — это образовавшееся естественным образом отверстие в земной коре, через которое раскаленная расплавленная порода, называемая лавой,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Вулканы Земли»
Опубликовано: 15 марта 2014 в 08:46
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...