Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»

Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»

Содержание организованной деятельности детей.

1. Чтение детям.

Загадки про дятла. Стихи. Рассказ Е. Чарушина «Дятел».

2. Связная речь

Рассказывание по картинке. Рассказ-описание.

3. Звуковая культура речи.

Имитация голосов лесных птиц: кукушки, совы, дятла. Интонирование речи. Дикция.

Закрепление изолированного произношения звуков: «Д - ДЬ». Звуковые игры: «Дятел кричит: Д-Д-Д – коротко, звонко, большим ртом; маленький дятел - птенец кричит маленьким ртом: ДЬ-ДЬ-ДЬ».

4. Введение в грамоту. Обследование печатной буквы «Д». Идентификация звуков и знаков. Показ знаков на таблице Н. Зайцева.

Услышать и выделить голосом звуки «Д-Д-Д» и «ДЬ-ДЬ-ДЬ».

5. Словарь детей.

Предметный, глагольный, сенсорный словарь. Названия птиц и частей их тела, действий, качеств и признаков.

Стимульный материал: предметные картинки лесных птиц, крупное контурное изображение дятла, макет кормушки с плоскостными птицами.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Настройка на игру.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

И лесные птицы

Дятлы и синицы!

(Руки перед собой образуют круг

Руки поднять вверх,

Поднятыми руками помахать,

Присесть и показать какой маленький дубок,

Руки развести в стороны).

2. Образно-игровое развитие

В лес по тропке длинной

Мы опять спешим,

Я буду Мамой – птицей,

А птенчиками – вы!

3. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.

- Помашите крылышками, почистите пёрышки, и полетим вместе в лес густой и дремучий. А кто тут на дереве сидит?

Воспитатель читает детям стихи Сергея Козлова «Что за птица»

Что за птица?

К нам на первую страницу

Прилетела и сидит;

Острым клювом

Спозаранку,

Будто делает зарядку,

Наше дерево долбит?

Зачем птица прилетела?

Всё стучишь и не поёшь?

На рассвете

То и дело

Спать ребятам не даёшь?

Вот зачем я прилетела:

Песни петь — не наше дело,

Вот сижу себе, стучу!

Вам же станет

Очень скучно,

Если вдруг я замолчу

И умолкла,

Но с утра

Снова сыплется кора,

Снова тот же слышен стук:

«Тук, тук-тук.

Тук-тук.

Тук-тук.»

Это ты опять, приятель?

— Кто ж ещё? — ответил Дятел

Е. Чарушин «Дятел»

Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? Да вот он – пёстрый и шапка красная. Прилетел на сосну, когтями в кору вцепился, хвостом снизу подпёрся, прыг - прыг по стволу вверх. Нашёл местечко, где под корой червяк, снова застукал клювом – тр-ррр, тр-ррр, тр-ррр… Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил – тр-ррр, - улетел совсем далеко, еле его и слышно – тр-ррр… Будто в барабан барабанщик барабанит. Да только я теперь знаю, что это не барабанщик, а птица дятел.

-Дятел сел на дерево и занялся своим делом: лечит дерево, вытаскивает язычком из дырочек ствола дерева вредных жучков – короедов.

-Рассмотрим дятла. За ствол дерева он держится сильными лапками, с острыми коготками. А коротким хвостиком он упирается в ствол. Сам дятел пёстрый, головка круглая, шапочка на голове красная. Острым клювом он стучит по дереву, а длинным языком вытаскивает разных жуков и червяков из-под коры. Это полезная птичка. Птица – доктор. Он лечит деревья в лесу от вредных насекомых.

Дятел - врач лесного царства.

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клены, ели,

Чтоб росли и не болели.

Потом воспитатель беседует с детьми, выясняет, понятен ли основной смысл картинки (дятел добывает корм из ствола дерева).

Физкультурная минутка с элементами логоритмики "Маленькие птички"

Дети встают в круг на ковре.

- А сейчас я предлагаю отдохнуть:

Маленькие птички,

Птички-невелички

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там уютно и тепло.

(Складывают ладошки;

Бегут по кругу, машут крыльями;

Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;

Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо).

4. Организация деятельности по отработке способов действий.

Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений.

Выставляется контурное изображение дятла.

- Мои маленькие птенчики, давайте расскажем о дятле всем лесным жителям, чтобы они тоже узнавали эту полезную птицу. А поможет нам в этом нарисованная мною картинка (контурное изображение дятла фломастерами разного цвета).

Рассматривается контурное изображение:

- Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

- Давайте повторим: дятел небольшой.

- Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.

- Давайте повторим: хвост короткий.

- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

- Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.

- Крылья, какие по длине? - Короткие.

- Давайте повторим: крылья короткие.

- Голова, какая по форме? - Круглая.

- Давайте повторим: голова круглая.

- Клюв, какой? - Острый, крепкий.

- Давайте повторим: клюв острый, крепкий.

- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

- Давайте повторим: оперенье пестрое.

- На голове что есть? - Красная шапочка.

- А теперь давайте повторим весь рассказ:

Дятел: небольшой. Хвост: короткий. Лапы: сильные, цепкие. Крылья: короткие. Голова: круглая. Клюв: острый, крепкий. Оперенье: пестрое. На голове есть: красная шапочка.

Пальчиковая гимнастика "Птицы на кормушке".

Дети выполняют, стоя у столов. Один ребенок показывает пальчики всем.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело, мы расскажем:

Одна синица, воробей,

Один голубь, соловей,

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек!

Повторяется 2 раза.

Затем пропеть звуки «Д» и «ДЬ», «Т» и «ТЬ» твёрдо и мягко, тихо и громко. Игра «Где звучит?» Воспитатель со звуковой игрушкой поочерёдно прячется в разных концах группы. Дети отгадывают. Дети находят спрятанные буквы «Д» и «Т», обследуют пальчиком, называют их и приносят к птицам на кормушке. Показывают их птицам.

5. Обратное превращение.

6. Оценка хода и результата игры.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД с элементами театрализации по речевому развитию детей с ОНР «Дятел» ТЕМА : «Дятел» ЗАДАЧИ : 1. Учить детей в умении связно последовательно и выразительно пересказывать литературный текст, драматизируя его.

Развитие связной речи Развитие связной речи. Связная речь — смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь обеспечивает.

Библиотека изображений:
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 14:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...