Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»

Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»

Содержание организованной деятельности детей.

1. Чтение детям.

Загадки про дятла. Стихи. Рассказ Е. Чарушина «Дятел».

2. Связная речь

Рассказывание по картинке. Рассказ-описание.

3. Звуковая культура речи.

Имитация голосов лесных птиц: кукушки, совы, дятла. Интонирование речи. Дикция.

Закрепление изолированного произношения звуков: «Д - ДЬ». Звуковые игры: «Дятел кричит: Д-Д-Д – коротко, звонко, большим ртом; маленький дятел - птенец кричит маленьким ртом: ДЬ-ДЬ-ДЬ».

4. Введение в грамоту. Обследование печатной буквы «Д». Идентификация звуков и знаков. Показ знаков на таблице Н. Зайцева.

Услышать и выделить голосом звуки «Д-Д-Д» и «ДЬ-ДЬ-ДЬ».

5. Словарь детей.

Предметный, глагольный, сенсорный словарь. Названия птиц и частей их тела, действий, качеств и признаков.

Стимульный материал: предметные картинки лесных птиц, крупное контурное изображение дятла, макет кормушки с плоскостными птицами.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Настройка на игру.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

И лесные птицы

Дятлы и синицы!

(Руки перед собой образуют круг

Руки поднять вверх,

Поднятыми руками помахать,

Присесть и показать какой маленький дубок,

Руки развести в стороны).

2. Образно-игровое развитие

В лес по тропке длинной

Мы опять спешим,

Я буду Мамой – птицей,

А птенчиками – вы!

3. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.

- Помашите крылышками, почистите пёрышки, и полетим вместе в лес густой и дремучий. А кто тут на дереве сидит?

Воспитатель читает детям стихи Сергея Козлова «Что за птица»

Что за птица?

К нам на первую страницу

Прилетела и сидит;

Острым клювом

Спозаранку,

Будто делает зарядку,

Наше дерево долбит?

Зачем птица прилетела?

Всё стучишь и не поёшь?

На рассвете

То и дело

Спать ребятам не даёшь?

Вот зачем я прилетела:

Песни петь — не наше дело,

Вот сижу себе, стучу!

Вам же станет

Очень скучно,

Если вдруг я замолчу

И умолкла,

Но с утра

Снова сыплется кора,

Снова тот же слышен стук:

«Тук, тук-тук.

Тук-тук.

Тук-тук.»

Это ты опять, приятель?

— Кто ж ещё? — ответил Дятел

Е. Чарушин «Дятел»

Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? Да вот он – пёстрый и шапка красная. Прилетел на сосну, когтями в кору вцепился, хвостом снизу подпёрся, прыг - прыг по стволу вверх. Нашёл местечко, где под корой червяк, снова застукал клювом – тр-ррр, тр-ррр, тр-ррр… Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил – тр-ррр, - улетел совсем далеко, еле его и слышно – тр-ррр… Будто в барабан барабанщик барабанит. Да только я теперь знаю, что это не барабанщик, а птица дятел.

-Дятел сел на дерево и занялся своим делом: лечит дерево, вытаскивает язычком из дырочек ствола дерева вредных жучков – короедов.

-Рассмотрим дятла. За ствол дерева он держится сильными лапками, с острыми коготками. А коротким хвостиком он упирается в ствол. Сам дятел пёстрый, головка круглая, шапочка на голове красная. Острым клювом он стучит по дереву, а длинным языком вытаскивает разных жуков и червяков из-под коры. Это полезная птичка. Птица – доктор. Он лечит деревья в лесу от вредных насекомых.

Дятел - врач лесного царства.

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клены, ели,

Чтоб росли и не болели.

Потом воспитатель беседует с детьми, выясняет, понятен ли основной смысл картинки (дятел добывает корм из ствола дерева).

Физкультурная минутка с элементами логоритмики "Маленькие птички"

Дети встают в круг на ковре.

- А сейчас я предлагаю отдохнуть:

Маленькие птички,

Птички-невелички

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там уютно и тепло.

(Складывают ладошки;

Бегут по кругу, машут крыльями;

Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;

Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо).

4. Организация деятельности по отработке способов действий.

Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений.

Выставляется контурное изображение дятла.

- Мои маленькие птенчики, давайте расскажем о дятле всем лесным жителям, чтобы они тоже узнавали эту полезную птицу. А поможет нам в этом нарисованная мною картинка (контурное изображение дятла фломастерами разного цвета).

Рассматривается контурное изображение:

- Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

- Давайте повторим: дятел небольшой.

- Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.

- Давайте повторим: хвост короткий.

- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

- Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.

- Крылья, какие по длине? - Короткие.

- Давайте повторим: крылья короткие.

- Голова, какая по форме? - Круглая.

- Давайте повторим: голова круглая.

- Клюв, какой? - Острый, крепкий.

- Давайте повторим: клюв острый, крепкий.

- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

- Давайте повторим: оперенье пестрое.

- На голове что есть? - Красная шапочка.

- А теперь давайте повторим весь рассказ:

Дятел: небольшой. Хвост: короткий. Лапы: сильные, цепкие. Крылья: короткие. Голова: круглая. Клюв: острый, крепкий. Оперенье: пестрое. На голове есть: красная шапочка.

Пальчиковая гимнастика "Птицы на кормушке".

Дети выполняют, стоя у столов. Один ребенок показывает пальчики всем.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело, мы расскажем:

Одна синица, воробей,

Один голубь, соловей,

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек!

Повторяется 2 раза.

Затем пропеть звуки «Д» и «ДЬ», «Т» и «ТЬ» твёрдо и мягко, тихо и громко. Игра «Где звучит?» Воспитатель со звуковой игрушкой поочерёдно прячется в разных концах группы. Дети отгадывают. Дети находят спрятанные буквы «Д» и «Т», обследуют пальчиком, называют их и приносят к птицам на кормушке. Показывают их птицам.

5. Обратное превращение.

6. Оценка хода и результата игры.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД с элементами театрализации по речевому развитию детей с ОНР «Дятел» ТЕМА : «Дятел» ЗАДАЧИ : 1. Учить детей в умении связно последовательно и выразительно пересказывать литературный текст, драматизируя его.

Развитие связной речи Развитие связной речи. Связная речь — смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь обеспечивает.

Библиотека изображений:
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 14:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...