Получи документы

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»

Наталья Кондратова
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»

Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи: Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Знания:

1. Наша Родина – Донской край.

2. Дон – главная река казаков, она поддерживает жизнь на донской земле.

3. Донское казачество :

• трактовка термина «казак»;

Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему „Донской край — мой край“» размещена в разделах

• семейный уклад донских казаков;

• распределение трудовых обязанностей;

• типы жилищных построек, строительный материал.

4. Символы Ростовской области и Всевеликого Войска Донского :герб,гимн,печать.

5. Традиции казачьего самоуправления. Употребление в речи терминов «круг», «майдан», «атаман», «бунчук», «булава».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Уезжая из родного дома на службу казаки брали с собой её частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранили на груди у самого сердца, считая,что она придаёт им сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моём кисете?

Предполагаемый ответ детей: Это земля.

Воспитатель: Это не просто земля – это наша родная земля. Это наша – Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живём?

П. О. Д: Донская земля.

Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название?

П. О. Д., Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон.

Воспитатель: Верно. И название главного города – столицы нашей области также связано с названием р. Дон. Ребята,назовите,пожалуйста, столицу Ростовской области.

П. О. Д. : Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону.

Воспитатель: Всё правильно. Прослушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чём он пишет с такой любовью и восхищением.

Ой, да ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Ты не только тихий, плавный

И широк среди всех рек.

Дон привольный, необъятный

он наш – батюшка на век.

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

П. О. Д. : О реке Тихий Дон.

Воспитатель: А, что вы знаете об этой реке, какая она?

П. О. Д. : Она широкая, тянется по всей нашей области. По берегам Дона расположены деревни, сёла, города.

Воспитатель: Правильно. Это очень хорошо видно на карте. Давайте проследим течение реки. Найди на карте реку Дон (Работа с картой Ростовской области). Как видите, всё в нашем краю связано с Доном. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал её и называлпо разному, но всегда ласково. Дети станем в круг и поиграем в игру «Мяч лови – бросай, на вопрос мой отвечай». Внимание, первый вопрос. Какие названия реки Дон вы слышали?

П. О. Д. : Дон Иванович, Дон – кормилец, Тихий Дон, Дон – батюшка и т. д.

Воспитатель: А почему люди так почтительно к ней относились?

П. О. Д. : Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

Воспитатель: Дети, мы говорим люди, которые селились на Дону. А кто же эти люди?

П. О. Д. : Донские казаки.

Воспитатель: А чем занимались казаки?

П. О. Д. : Одни были воинами – защищали Родину от захватчиков. Другие занимались домашним хозяйством, сеяли хлеб, выращивали скот, строили дома.

Воспитатель: Верно, главная задача казаков – оберегать границы государства ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».

А, как называли свои дома казаки?

П. О. Д. : Курени.

Воспитатель: Правильно, но курени были разные. (Чем они отличались друг от друга)

П. О. Д. : Одни были двухэтажные, другие одноэтажные.

Воспитатель: От чего это зависело?

П. О. Д. : От места жительства. Там где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.

Воспитатель: А, что значит название дома – курень?

П. О. Д. : Это значит «круглый».

Воспитатель: Правильно. Но «круглый» – не значит, что само здание круглое. Просто по всему куреню можно пройти кругом, от печки, т. к. из одной комнаты выходила дверь в другую. Спасибо вам ребята, за правильные и содержательные ответы. Подойдите, пожалуйста, к макету одноэтажного куреня. Внимательно посмотрите, какой материал использовали казаки для строительства данного типа жилья.

П. О. Д. : Глину использовали для строительства стен, из дерева делали рамы для окон, двери, крыльцо, в некоторых куренях полы. Крышу крыли камышом, иногда соломой.

Воспитатель: Правильно, ребята. А, как вы думаете, легко ли было строить курени?

П. О. Д. : Нет!

Воспитатель: Поэтому, если в хуторе кто-то задумал построить курень, то на помощь приходиливсе родственники и просто желающие помочь. Глину месили ногами, а если замес был большой, то в него загоняли несколько лошадей и водили по всему замесу, т. е. месили глину.

Физминутка:

Давайте станем в круг, представим, что нас пригласили на помощь, месить глину. (Дети ходят, друг за другом, по кругу поднимая высоко колени, руки на поясе.) Ребята, казаки с ранних лет обучали верховой езде казачат. И мы превращаемся в тех наездников, скачущих верхом на лошади. (Дети имитируют верховую езду на лошади.) Настоящие казачата. Мы трудились – месили глину, учились ездить на лошадях, а теперь время отдыха. Казаки любили петь, танцевать, и мы под весёлую музыку выполним танцевальные движения.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на второй макет. Это курень более сложной конструкции. Кто сможет его описать?

П. О. Д. : Это двухэтажный курень. Первый этаж строили из камня,т. к. при разливе реки он оказывался в воде,а камень не размокал как глина,и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов и других вещей.

Воспитатель: Спасибо. Всё верно. То желает сделать описание второго этажа куреня?

П. О. Д. : Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик - «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Удобно было закрывать ставни. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива реки, а балясник служил причалом.

Воспитатель: Спасибо. Осталось описать последнюю часть куреня - крышу. Желающие есть?

П. О. Д. : Крышу крыли камышом, а более зажиточные казаки – черепицей, т. к. камыш легко загорался, и его очень трудно было тушить.

Воспитатель: Ребята, а в какие цвета, обычно красили свои курени казаки

Дети: В синий и жёлтый цвета.

Воспитатель: Правильно, а что символизировали эти цвета.

П. О. Д. : Жёлтый цвет символизировал - степь, а синий – воду. Воспитатель: Я предлагаю вам немного поработать малярами и строителями. Приглашаю за столы. Посмотрите, на столах вы видите цветные карандаши и отдельные части куреня. Я предлагаю их раскрасить и соединить всё в единое целое. Остаётся выяснить, в какой цвет будем красить курень, в жёлтый или синий. Казачата люб вам синий цвет?

П. О. Д. : Да, люб! Воспитатель: Решено, красим курень в синий цвет. (Дети работают.) Молодцы! Получился замечательный курень. А кто же будет жить в нашем курене? (Воспитатель показывает детям кукол одетых в казачьи костюмы).

П. О. Д. : Семья казака: Казак, казачка, мать и отец казака, дети.

Воспитатель: Я согласна. Теперь давайте распределим обязанности среди членов семьи. Кто будет нести военную службу, защищать семью и Родину

П. О. Д. : Казак, т. к. он молод и полон сил, энергии.

Воспитатель: Правильно. Чем будут заниматься жена и мать казака?

П. О. Д. : Женщины будут заниматься домашними делами: уборкой, стиркой, приготовлением пищи, воспитанием детей. Весной и осенью они будут работать в поле, а также в огороде. Зимой будут прясть шерсть, пух, вязать, вышивать, шить.

Воспитатель: Чем же будет заниматься отец казака?

П. О. Д. : Отец казака - это глава семьи. Он будет следить за взаимоотношениями в семье, улаживать различные конфликты, проблемы, ухаживать за скотиной, а также работать в поле, косить сено, заниматься ремонтом и изготовлением вещей нужных в хозяйстве.

Воспитатель: Какова роль отводилась детям – казачатам?

П. О. Д. : Мальчики помогали деду, отцу по хозяйству. С раннего возраста обучались ездить на лошади, владеть казачьим оружием – шашкой. Девочки – помогали матери, бабушке.

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно рассказали, спасибо. Ребята, мы часто слышим, что казаков называют вольными. А скажите, пожалуйста, разве казаками никто не управлял?

П. О. Д. : Управлял царь и главный казак – атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.

Воспитатель: Правильно. Там же атаману вручали символы атаманской власти, перечислите их, пожалуйста. ( Ответ детей: бунчук, булава). А вы знаете, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб, печать?

П. О. Д. : Да, знаем.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к доске и выберите символику Всевеликого Войска Донского. (Из нескольких вариантов дети выбирают, показывают.) Ребята, посмотрите, правильно ли выбрана символика?

П. О. Д. : Да, правильно.

Воспитатель: Кто сможет описать флаг ВВД?

Дети: Флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины. Синего цвета – цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого – цвета степи, красного – цвета крови, отваги, храбрости.

Воспитатель: Что изображено на печати?

П. О. Д. : Бегущий олень раненый стрелой.

Воспитатель: Почему, была выбрана именно эта печать казаками, ведь царь Пётр 1 предлагал им другую печать.

П. О. Д. : Казаки считали себя такими же сильными, свободными как олень, никогда не сдавшимися врагу живыми.

Воспитатель: Гербов немало есть на свете.

Но ты, наш раненый олень,

Напомнил, что твои мы дети

Пронзён стрелой наш прошлый день.

Да, нам досталась доля злая;

Стрела в нас накрепко вошла,

Но, даже мучась и страдая,

в свои мы верили дела.

Звучит гимн ВВД.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше занятие. Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили.

П. О. Д. : О нашей Донской земле, о наших предках-казаках.

Воспитатель: Спасибо за беседу, а теперь я приглашаю вас в курень. Мы как одна большая семья сядем за большой стол, да откушаем пирогов, попьём узвару. Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.

Список использованной литературы:

1. И. В. Елжова

История Донского края (часть 1). Методическое пособие - Волгодонск. 2006. –

132 с.

2. И. В. Елжова

История Донского края (часть 2). Методическое пособие - Волгодонск. 2006. –

92 с.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Донская сторона. Дон-батюшка» Цели: - формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае – и адекватного понимания места человека в нем..

Проект «Славянск-на-Кубани — мой край, для меня ты просто рай!» Образовательная область. Познание,ознакомление с окружающим миром. Вид проекта. Исследовательский,информационный. Участники проекта. Дети старшего.

Автор публикации:
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Донской край — мой край»
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 00:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД