Получи документы

Конспект итогового занятия по развитию речи «Зима в природе» в старшей группе

Раиса Муковнина
Конспект итогового занятия по развитию речи «Зима в природе» в старшей группе

Задачи:

- закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом,

- ознакомить детей с зимними явлениями природы,

- упражнять в подборе определений к заданному слову,

- учить подбирать однокоренные слова,

- формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждений,

- развивать умение детей давать развёрнутые ответы,

- развивать воображение детей,

- воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Зима в природе“ в старшей группе» размещена в разделах

Ход НОД:

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима словно сказочное царство.

Воспитатель: Ребята, а какие признаки зимы вы знаете, что бывает зимой?

- Зимой холодно и морозно.

- Солнце светит, но не греет.

- День зимой короткий, а ночь длинная.

- Зимой часто идёт снег.

- Земля, кусты, деревья покрыты снегом.

- Речки покрыты льдом.

- Часто дуют холодные ветры.

- Люди одеты тепло, в зимние одежды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Она мне нашептала на ушко, что она заблудилась, ей грустно здесь одной, и она хочет в лес к своим подружкам. А давайте мы с вами тепло оденемся, возьмём лыжи с лыжными палками, и отправимся в зимний сказочный лес.

(Дети имитируют ходьбу на лыжах.)

Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» все отправляются в лес.

Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты?

(Показ презентации «Зимние явления в природе».)

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

Воспитатель: Какие зимние явления природы мы видим?

Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу, иней.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст». На крышах и деревьях появляются сосульки. Это «Оттепель».

Когда заканчивается оттепель и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней.

По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.

Проводится пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Мы во двор пошли гулять – имитировать ходьбу.

Бабу снежную лепили – имитировать лепку снежков.

Птичек крошками кормили – крошить хлеб всеми пальцами.

С горки мы потом катались – вести указательным пальцем правой руки по левой руке.

А потом в снегу валялись – класть ладошки то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли – отряхнуть ладошки.

Съели суп и спать легли – «кушать», «спать».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как зимуют деревья, кустарники, растения?

Деревья и кустарники стоят без листьев. Зимой они не растут, а как бы погружаются в глубокий сон, так как зимой мало влаги, тепла, света, которые необходимы им для роста.

Ребята, а почему мы зимой не встречаем насекомых?

Они спят, запрятавшись в трещины коры, под опавшие листья, в землю.

А почему зимой мало птиц?

Теплолюбивые птицы улетают на зиму в тёплые края, а те, которые остались, перебираются зимой ближе к человеческому жилью в поисках тепла и корма. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

А каких птиц, оставшихся зимовать, вы знаете?

Воробьи, синицы, голуби, снегири, сороки, вороны.

Ребята, а как живут зимой звери в лесу?

По-разному. Заяц поменял свою серую шубку на белую, белка питается своими осенними запасами, лиса мышкует, медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах и норах. Ёжик тоже спит.

Ребята, нравится ли вам зима? Почему?

Дети перечисляют зимние забавы : игра в снежки, катание на санках, на лыжах, на коньках. А самое главное – зимой наступает Новый Год, и Дед Мороз приносит детям подарки.

Дети, а как можно назвать зиму?

Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица, искусница. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери слово признак».

Снег бывает какой?

(Белый, холодный, колючий, лёгкий, красивый, пушистый, мокрый, липкий, мягкий, скрипучий, искристый, сыпучий.)

Лёд какой?

(Твёрдый, холодный, прозрачный, скользкий.)

Теперь давайте назовём слова-родственники для слова «снег».

(Снегопад, снеговик, снежинка, снежок.)

А для подсказки снежинка загадает вам загадки:

Тихо, тихо, как во сне, целый день порхает (снег).

С неба падают пушинки – серебристые (снежинки).

На дорожки, на лужок запорхал кругом (снежок).

Вот веселье для ребят – всё сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки).

На снегу-то, посмотри, - с красной грудкой (снегири).

Словно в белый пуховик нарядился (Снеговик).

Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка,

Игра «А что вчера?»

Сегодня снег блестит, а вчера (блестел).

Сегодня снег падает, а вчера (падал).

Сегодня снег тает, а вчера (таял).

А что снег может делать ещё?

(Летит, падает, кружится, хрустит, сыплет, сверкает, скрипит, идёт, тает.)

Снежинка, спасибо тебе за помощь, оставайся с подружками в лесу, а нам пора возвращаться в группу.

Раз, два, три, вокруг себя повернись – снова в группе окажись!

Ну, вот, ребята, мы с вами снова в группе.

А теперь напомните мне, о чём же мы говорили на занятии?

(Познакомились с приметами зимы, узнали, как зимуют деревья и растения, как зимуют животные в лесу, как проводят зиму птицы, искали родственные слова к слову «снег», подбирали слова-признаки.)

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Арктику» Цели: Уточнять и расширять знания детей об Арктике, о животном мире Крайнего Севера: внешнем виде, повадках, питании, приспособленности.

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и аппликации во второй младшей группе «Мишка в гостях у солнышка»Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и аппликации во второй младшей группе «Мишка в гостях у солнышка» Обучающие задачи: закрепить представление детей о целевом назначении и функции предметов мебели, закрепить видовые и родовые понятия (обобщения);.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект итогового занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чудесный мешочек» КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Чудесный мешочек».

Конспект итогового занятия «Лесная прогулка к бабушке на день рождения» в старшей группе по развитию речи Цель: Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи. Задачи: - закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как.

Конспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группеКонспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе Комплексное итоговое занятие за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе «И гости к Кате на день рождения!».

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по развитию речи «Зима в природе» в старшей группе
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 19:09
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД