Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Удивительное мыло»

Ильмира Хасбатова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Удивительное мыло»

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)

Задачи:

- познакомить детей этапами организации и проведения исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)

- упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»). (ОО «Познание»)

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Удивительное мыло“» размещена в разделах

- упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками. (ОО «Коммуникация»)

- упражнять в составлении повествовательного монолога с элементами описания. (ОО «Коммуникация»)

Практическая задача: проверить правильность выдвинутой гипотезы.

Материал и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером 7/7 сантиметров, детские энциклопедии, головной убор, мантия, лоскутки ткани темного и светлого цвета, 2 тазика, мыло на каждого ребенка.

Ход «тренировочного занятия» :

I. Мотивация

1. Выбор темы

Педагог: Сегодня мы будем учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Тему нашего исследования вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Каждый день мы встречаемся с одним предметом, который помогает нам быть всегда чистыми и свежими. Что это, за предмет?

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

Правильно, это всем известное душистое мыло! и сегодня мы с вами поговорим о мыле. (Картинка с изображением мыла помещается на доске).

II. Постановка практической задачи

2. Выдвижение гипотезы

Педагог: Ребята, а зачем людям мыло, где люди его применяют?

(Ответы детей)

Педагог: Вы даете разные ответы на мой вопрос - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить. Чтобы мы не забыли все гипотезы, которые выдвинули, я хочу вас попросить их зарисовать. В ходе исследования мы вместе выясним кто из нас прав.

III. Определение средств осуществления деятельности

3. Выбор методов исследования

Педагог: С помощью чего, из каких источников информации, мы можем еще узнать о мыле?

(Ответы детей)

Ученые говорят: «С помощью каких методов можно проверить нашу гипотезу», т. е. «подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы исследования. Какие же методы исследования нам помогут проверить наши гипотезы?

(В ходе коллективного обсуждения дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску).

IV. Планирование деятельности

4. Составление плана исследования.

Педагог: Ребята, мы с вами будем проверять правильность наших гипотез. Как вы думаете, с чего начать наше исследование? Какой метод мы будем использовать в исследовании первым, какой второй, какой третьим, что будем делать далее?

(Дети определяют последовательность использования методов исследования и выкладывают их на доске в данном порядке)

Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

V. Осуществление деятельности

5. Сбор материала.

Педагог: Ребята, мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о мыле. Мы сможем все запомнить и ничего не забыть? А что можно делать при сборе информации, чтобы ее не забыть?

(Ответы детей)

Педагог: Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.

Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

Педагог: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о мыле?

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о мыле. Педагог помогает детям обобщить информацию, которая затем фиксируется на листе бумаги одном из детей)

Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

Педагог: Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах». Как вы думайте, чтобы проверить наши гипотезы, нам подойдет любые книги? Или же нужно искать информацию в каких-то конкретных книгах?

(Ответы детей)

Педагог: Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии. Книги, ребята, большие как будем искать в них информацию.

(Ответы детей)

Педагог: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображено мыло. Затем попросить взрослого прочитать. Ребята, которые уже умеют читать, могут воспользоваться алфавитным указателем, который находиться в конце книги. Мыло начинается на звук [м], который записывается буквой М. Нужно в алфавитном указателе на букву М найти слово «мыло». Если такое слово будет, то напротив будут написаны номера страниц. Так найти нужную страницу в книге быстрее.

(Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах о мыле. Далее дети обсуждают, кто нашел какаю информацию. Педагог помогает детям обобщить, и один из детей фиксирует данную информацию на листе бумаги).

Третий метод исследования «Спросить у другого человека»

Педагог: Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? (Ответы детей) Что мы будем спрашивать? Посмотрите на ваши гипотезы. Какой вопрос мы зададим?

(Ответы детей)

Педагог: Спросим, зачем нужно мыло?

(Дети вместе с педагогом идут к одному из сотрудников детского сада (дети сами определяют к кому). Получив информацию, обобщают, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).

Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»

Педагог: Какой метод следующий мы определили в плане?

(ответы детей)

Педагог: Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

(ответы детей)

Педагог: Спросим, зачем нужно мыло?

(Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей. Затем информация обобщается детьми, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).

Пятый метод исследования «Эксперимент»

Педагог: Предлагаю проверить, как стирает мыло? Для этого наполним два тазика теплой водой. Возьмем две салфетки. Проведем линии губной помадой на салфетках. Одну салфетку постираем в тазике с водой без мыла, а другую - с мылом.

(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)

Педагог: На какой салфетке не осталось следов помады? Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей).

Вывод: «Вода без мыла не в состоянии самостоятельно удалить грязь с тела, с одежды, с посуды. Мыло растворяет частицы грязи в воде».

(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги).

Педагог: Ребята, как вы думайте, можно ли рисовать мылом?

(Ответы детей)

Педагог: Предлагаю проверить. Нарисует мылом на лоскутках ткани темного и светлого цвета.

(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)

Педагог: Рисует ли мыло? получилось проверить? на ткани какого цвета мыло рисует лучше?

(Ответы детей)

Вывод: на ткани темного цвета мыло рисует. Зафиксировали после проведения эксперимента.

(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги)

VI. Результат

6. Обобщение полученных данных.

Педагог: Что мы узнали про мыло? Подтвердились ли наши гипотезы? Все ли назначение мыла в жизни людей мы указали в наших гипотезах? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?

(Ответы детей)

7. Доклады

Педагог: А теперь, предлагаю надеть академический головной убор и мантию. И рассказать о проведенном исследовании.

(Дети по желанию рассказывают)

Педагог: Как вы думаете, сможете ли вы дома, самостоятельно изготовить мыло?

(Ответы детей).

Педагог: Предлагаю вам самостоятельно узнать, как самим изготовить мыло. И рассказать об этом ребятам.

Публикации по теме:

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности подготовительной к школе группе на тему «Где спрятался воздух?» Занятие было итоговым после проведения ряда организационных этапов. В процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности дети выясняют.

Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности и гражданско-правового образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Удивительное мыло»
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 18:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД