Лариса Коготкова
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя и звуко-буквенного анализа слов.
Тема занятия : Миша и Маша.
Цель: Формировать звуко - буквенный и слоговой анализ слов. Упражнять в словоизменении путём замены одного звука (буквы) в слове на другой. Продолжать учить употреблять в речи приставочные глаголы. Учить спрягать глаголы в настоящем и будущем времени и согласовывать их с местоимениями. Закрепить понимание предлогов. Развивать связную речь путём составления распространённых предложений по схемам; фонематический слух, психические процессы.
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя и звуко-буквенного анализа слов,» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Оборудование: шарики су-джок, игрушки медвежата Миша и Маша, кассы букв, схемы предложений, карточки со словами.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
К нам сегодня на занятие пришёл медвежонок Миша. Давайте вспомним стихотворение про медвежонка и сделаем массаж пальчиков. (Выполнение массажа пальцев рук с использованием шариков су-джок).
Мишка, Мишка, лежебока спал он долго и глубоко
Зиму целую проспал и на ёлку не попал.
И на санках не катался и снежками не кидался.
Всё бы Мишеньке храпеть, эх, ты, Мишенька – медведь.
2. Звуко - буквенный анализ слова Миша. (С использованием касс букв).
Как зовут медвежонка? Сегодня мы будем разбирать слово «Миша». Что обозначает слово «Миша»? (Имя). С какой буквы пишутся имена? (с большой). Прохлопайте и определите сколько слогов в слове «Миша». Назовите первый слог, второй слог.
Назовите первую букву, 2, 3, 4. Выложите слово в кассах букв. (Дети выкладывают буквы эм, и, ша, а).
Разберём слово на звуки. Назовите первый звук в слове. (Звук «мь»). Расскажите, какой он? (Согласный, мягкий, звонкий). Назовите второй звук. (Звук «и»). Расскажите, что знаете о звуке «и». (гласный, показывает, что предыдущий звук читается мягко). Назовите звук, который слышится после звука «и». (Звук «ш»). Расскажите о звуке «ш». (Согласный, твёрдый, глухой, шипящий). Назовите и расскажите о звуке, который слышится после звука «ш». (Звук «а» - гласный). Сколько букв в слове? Сколько звуков в слове? Сколько слогов в слове? Почему в слове «Миша» - два слога? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов). Сколько согласных звуков? Сколько звонких звуков? Сколько шипящих звуков? На какой звук поставим ударение?
3. Словоизменение.
У медвежонка Миши есть подружка. Отгадайте как её зовут, если в имени «Миша» я поменяю букву «и» на букву «а», то получится её имя. (Маша). Что изменилось в слове? (Мягкий звук «мь» поменялся на твёрдый звук «м»).
4. Игра «Новые слова». (С использованием карточек).
Прочитайте слова на карточках. Заменив в слове букву, как показано в карточке, вы получите новое слово. Назовите его. (Дети читают слова меняют буквы, называют новые слова и объясняют значение слов).
(Маша, м – к, каша; луна, н –ж, лужа; липа – лапа; ночка – бочка, лук – жук; почка - дочка и др).
5. Физкультминутка. (Имитация движений).
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге,
Потянулся он от сна: «К нам опять пришла весна!»
Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил,
Наклонился взад – вперёд, вот он по лесу идёт.
6. Игра «Прятки». Спряжение глаголов
Маша тоже пришла к нам, но куда-то спряталась. Помогите мне её найти, для этого скажите слова, которые написаны на доске вместе со словами, которые я скажу.
На доске написаны местоимения: Я, ТЫ, МЫ, ОН, ВЫ, ОНИ.
(Дети вместе с местоимениями называют слова).
ИДУ, ИЩУ, ПРЯЧУСЬ, НАЙДУ, УВИЖУ, ОБРАДУЮСЬ.
(Я иду, ты идёшь, мы идём, он идёт, вы идёте, они идут и т. д.)
7. Игра «Где Маша?»
Договорите предложение, изменяя слово «ШЁЛ».
Миша Машу искать… пошёл.
Миша в лес … зашёл.
Миша к дереву … подошёл.
Миша вокруг дерева … обошёл.
Миша с горки … сошёл.
Миша обратно домой … пришёл.
8. Составление предложений.
Миша искал Машу, но так и не нашёл. Давайте ему поможем. Составьте предложения, используя схему, где может прятаться Маша.
Схема предложений:
Существительное глагол предлог прилагательное существительное. ( Предлоги: ЗА, ПОД, НА, В).
( н-р: Маша спряталась под картонную коробку. Маша спряталась за пластмассовый стул. и др.)
9. Итог занятия.
Вот мы и нашли Машу. Маша пряталась и не знает, чем мы сегодня занимались. Расскажите ей. Все ребята молодцы старались помочь Мише найти Машу.