Лучший педагог года

Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны соленой и пресной воды» (4 фото)

Любовь Черникова
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны соленой и пресной воды»

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Подготовительная группа.

Форма обучения: интегрированное нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны соленой и пресной воды»

Цель: Продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, о ее роли в жизни человека. Развивать навыки исследовательской деятельности : умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать суждение, строить умозаключение. Расширять представление о взаимодействии человека и природы. Продолжать готовить детей к школе. Формировать интерес к обучению в школе.

Публикация «Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности „Тайны соленой и пресной воды“» размещена в разделах

Задачи:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

- Развивать речь, мышление, любознательность.

- Воспитывать экологическую культуру.

- Развивать умение делать выводы, умозаключения.

- Воспитывать аккуратность при работе.

Региональный компонент.

Задача: продолжать формировать знания и умения по технологии засолки овощей, с пищевой ценностью. Развивать интерес к истории русских национальных блюд.

Материалы и оборудование: емкости разной формы, вода, пачка поваренной соли, сырое яйцо (на каждого ребенка, листы – смайлики в форме капельки или яйца, глобус, конверт.

Предварительная работа: серия опытов по исследованию свойств воды, чтение книг по теме «Вода» и беседы по ним, просмотр видеоматериалов, презентаций, мультфильмов рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, к нам пришли гости.

Давайте подарим им свое тепло.

Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром!

Ребята, вы уже, дети подготовительной группы. Что же это значит?

Ответы детей.

Правильно, скоро вы пойдете в школу и будете школьниками.

Воспитатель: Пусть пока еще малы

Для глубоких знаний,

Но готовиться должны

К школе вы заранее.

Ребята, у нас сегодня интересное занятие, и то, что вы увидите, узнаете, и сами будите выполнять, очень пригодится в школе.

А вы хотите в школу?

Следы

- Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто-то к нам приходил. Пойдем по этим следам и постараемся во всем разобраться. Здесь еще и письмо… Что же тут написано? Да это же загадка! Слушайте внимательно!

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

(вода)

- Верно, это действительно вода и приглашает она нас в увлекательное путешествие, чтобы мы стали еще умнее и быстрее пошли в школу.

Взять в руки глобус.

- Ребята что это у меня в руках? Кто знает, что это такое? (глобус)

Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

Фото «Тайны соленой и пресной воды»

- Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, зеленой, белой и коричневой. - Спасибо! Ребята, а вы знаете, почему она голубая. (Ответы детей)

Голубой краской изображена на глобусе вода – реки, озера, моря, океаны.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами отправимся в Космос.

Ну, что готовы? Закрыли глазки, подняли руки, закружились и … полетели.

Видео планета Земля (просмотр).

- Вот мы и в космосе. А что мы видим с космической высоты? (Нашу планету – Земля).

- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса и такой нашу планету видят космонавты из иллюминатора ракеты.

___ сейчас прочтет нам стихотворение о космосе.

Наш дом родной,

Наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам вех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

- Много интересного мы увидели, побывав в Космосе. Пора возвращаться домой на Землю, где нас ждут не менее удивительные приключения. Закрыли глазки, покружились … Вот мы и дома!

Эксперимент с яблоком

- Пока мы путешествовали, нам ВОДА приготовила яблоко и вот для чего. Представьте, что это наша планета. Я отрезаю четвертую часть яблока. Маленькая – это суша, а вот эта большая часть – вода. Давайте сравним части. Значит, воды на Земле много или мало? (Много.)

- Ребята, Что мы знаем про воду? Кому она нужна?

- Зачем вода растениям? Как они ее получают?

- Нужна ли вода животным? Где они ее берут?

- Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?

- Вы верно ответили на этот вопрос, вода добрый друг и помощник человека. Без воды не было бы жизни на земле!

Она нужна чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать, без воды не было бы жизни на земле, наша планета была бы безжизненной пустыней.

___ читает стихотворение:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без… (воды)

Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности - фото

Ребята, еще раз обратите внимание на Глобус. То, что обозначено голубым цветом - это океаны и моря. В них очень много воды.

- Кто из вас отдыхал на море, купался, плавал? Какая там она? (соленая)

- Ребята, как вы думаете, из соленой воды можно приготовить обед, можно ли ее пить? (Нет.)

- А кому нужна соленая вода? (Животным и растениям, которые живут в море и океане)

Ребята, а есть ещё реки и озёра. В них вода пресная.

- А что значит пресная? (не соленая)

Наш Ставропольский край удивительно богат разнообразными природными ресурсами. Одним из наиболее важных видов природных ресурсов нашего края является водный. Наш край богат реками, озерами, подземными минеральными водами. Каждое из них обладает индивидуальной характеристикой. Одни – грязевые и лечебные, другие – подземные, третьи – имеют изобилие рыб.

Жизнь на планете невозможна без воды, но в наше время экологические исследования заставили людей прийти к горькому выводу: деятельность человека оказывает губительное воздействие на природу. Сокращаются природные запасы пресной воды.

Поэтому воду надо беречь и охранять.

- Ребята, в конверте от Воды есть еще одна загадка.

Отгадаем ее? Тогда внимательно слушайте.

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

- Правильно, родник.

- Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. И у нас в нашей местности, на горе Бештау есть много родников.

- А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

- Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи, а ручьи впадали в реки и озера.

Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводными, луга зелеными, животные сытыми.

___ читает стихотворение:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

Физминутка.

Раз, два — все ныряют, (Приседания)

Три, четыре — всплывают,

Пять, шесть — на воде (Движения руками)

Крепнут ручки у детей,

Семь, восемь, что есть силы —

Все к берегу поплыли, (Руки на поясе, ходьба на месте)

Девять, десять — развернулись,

Обсушились, потянулись,

Фото №1 Познавательно экспериментальная деятельность

-Ребята, в конверте есть еще одна загадка, попробуйте ее отгадать и вы узнаете, чем мы дальше будем заниматься.

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

-Правильно, молодцы! Я сейчас вам расскажу одну сказку.

Жили – были,

Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.

Ряба много гуляла,

Зерна-крошки клевала,

А вот яйца совсем не несла.

Но однажды, что за чудо,

Прибежала на крыльцо

И снесла им не простое,

А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!

А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают вам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.

Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо

Как тебя разбить,

Как тебя разбить,

Как бы расщепить.

Бьем уже полдня

И полночи бьем

Сил у бабки нет,

Лучше спать пойду.

Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»

- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).

Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.

Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.

Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.

Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. ( на столах у детей: по два больших стаканчика с водой, стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).

Отдохнула бабка и предлагает деду:

«Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».

Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась:

«Что бы такого вкусненького деду приготовить?» Вспомнила бабка традиционный русский способ заготовки овощей и фруктов. И решила деду капустку заквасить. Для приготовления такой капусты нужен рассол. Налила она воды, насыпала соли, а чтобы проверить готов ли рассол, положила в него яйцо и увидела, что яйцо не тонет, плавает, и краешек яйца виден размером с пятачок. Готов рассол! Накрошила капусты, да этим рассолом, залила и поставила под гнет. А через несколько дней квашеная капуста была готова. Ох, и вкусная была, особенно с картошечкой. Понравилась капустка деду!

Немного истории.

Через века до нас дошла любовь к соленым огурчикам и хрустящим грибочкам, к пряным помидорам. И вы все знаете, как вкусно выглядит банка с соленьями.

Многие народы в древности, не зная ничего о витаминах, тем не менее, прекрасно понимали, как сохранять их длительное время в овощах и фруктах, тем более, что они не хранятся длительное время. Соление, квашение, мочение - издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С. Витамин С - это аскорбиновая кислота, является необходимым веществом для человека.

4. Рефлексия.

-Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое? (В пресной воде яйцо тонет, а в соленой воде плавает)

А чем вода пресная отличается от соленой?

- Соленая вода отличается от пресной, она тяжелая и все предметы выталкивает на свою поверхность.

Сегодня мы с вами еще раз убедились, что воды на нашей земле на много больше, чем суши, познакомились с тем, что существует соленая и пресная вода. Узнали, новые свойства воды. Убедились, что соленая вода тяжелее пресной и способна удерживать предметы на поверхности. А самое главное это то, что пресной воды на нашей планете мало и ее нужно беречь. Сегодня придя домой расскажите об этом своим родителям.

- А сейчас возьмите смайлики-капельки, которые лежат у вас на столах, карандаши и нарисуйте смайлики, Веселое – вам занятие понравилось, Грустное-что-то пошло не так.

Рассматривание смайликов.

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений»Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны соленой и пресной воды»
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 21:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД