Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»

Дарья Каткова
Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»

Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»

Цель: познакомить детей с обитателями мордовского подворья.

Задачи Обучающие:

- расширить и углубить знания детей о малой родине – Мордовии;

- познакомить детей с мордовскими традициями, обычаями;

- обогащать словарный запас детей новыми словами (подворье, хлев)

Публикация «Конспект открытого занятия по краеведению „Мордовское подворье“» размещена в разделах

Развивающие:

- развивать мышление, речь;

- учить устанавливать существенные признаки для общения: живут с человеком, приносят пользу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к своему народу, языку, традициям, культуре, а также к домашним животным.

Словарная работа: «Скал»- корова, «Ловцо»-молоко, «Ал» - яйцо, «Почт»- мука.

Материалы и оборудование: макеты домашних животных, мельница, стол с самоваром, продукты для замешивания теста, перчатки, фартуки по количеству детей.

Ход

Дети входят в зал, строятся друг за другом.

Воспитатель: - Шумбратадо вечкевикс инжеть (Здравствуйте гости дорогие)

Ответы детей: - Шумбратадо.

Воспитатель: Я рада видеть Вас сегодня в своем мордовском подворье. И хочу вас пригласить к себе в гости в избу.

-Кудозон совадо, инжекс уледе (В мою избу заходите, в гости к нам поспешите)

Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся)

Воспитатель: добро пожаловать, дорогие гости, милости прошу пройти в мою избу. Здесь я живу, храню национальные традиции и обычаи. Ребята, а вы знаете в какой стране мы живем?

Ответы детей: В России.

Воспитатель: Правильно, мы живем в самой большой стране мира в России.

А как называется наша Республика?

Ответы детей: Мордовия.

Воспитатель: Верно. В Мордовии проживает много национальностей. Какие национальности вы знаете?

Ответы детей: русские, татары, мордва.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на меня, на мой костюм (воспитатель встает, чтобы лучше показать свой костюм). Как вы думаете какой я национальности?

Ответы детей: мордовка.

Воспитатель: да, я мордовка. И у нас в Мордовии проживают три народа: эрзя, мокша, шокша. Я эрзя. И мы говорим на эрзянском языке.

Мордва - народ трудолюбивый, который с давних времен занимался земледелием и скотоводством. У меня тоже есть своё мордовское подворье, на котором живут домашние животные и птицы. И сегодня, я хочу вас с ними познакомить, рассказать и показать, как нужно вести хозяйство, ухаживать за животными, а вы мне в этом поможете?

Ответы детей. Да.

Воспитатель: а за это вас я угощу мордовскими лепешками, которые мы сами же и сделаем, из муки, яиц и молока. Как вы думаете, где можно взять все эти продукты?

Ответы детей. Их можно купить в магазине.

Воспитатель: это вы городские в магазин ходите, а мне достаточно выйти в свое родное подворье и найти все что нужно. Ну что готовы отправиться смотреть мое подворье?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: оно у меня большое, просторное, выбирайте куда пойдем?

Ответы детей:

Дети высказывают свои желания. Ответы будут разнятся. Педагогу нужно прийти к компромиссу. ( Например: Так, Влад и Оля хотят на мельницу, а Таня с Петей хотят пойти в гости к корове, давайте голосовать. Итак, кто хочет идти к мельнице? Дети голосуют, воспитатель тоже. Таким образом выбирается одно место, а дальше по ходу конспекта. Или же, если большинство захотело на мельницу, можно сказать: большинство за мельницу, но вы Таня с Петей не расстраивайтесь, к корове мы тоже сходим, но чуть попозже.

Когда маршрут детьми выбран занятие строится согласно конспекту.

Воспитатель: тогда выходим из избы и отправляемся на скотный двор, именно там живет моя кормилица, корова – Бурёнка.

Воспитатель:

Уж как я свою коровушку люблю

Уж как я ей крапивушки нажну (Пока идем проговариваю)

Кушай вволюшку, коровушка моя

Ешь ты досыта, Буренушка моя.

(Дети идут за воспитателем, подходят к скотному двору, встают полукругом).

Воспитатель: Ребята, подойдем ближе к Буренке, она добрая, не забодает. Можно погладить. Ласку любит моя Бурё нка: «На корова пучок сена, кушай родная» (воспитатель кладет пучок сена рядом с коровой).

По-мордовски корова – «Скал». Давайте вместе скажем «Скал».

Ответы детей. «Скал».

Воспитатель: Правильно. Ника, повтори.

Ответы детей. «Скал».

Воспитатель: Паша, повтори.

Ответы детей. «Скал».

Воспитатель: Если о корове хорошо заботиться, любить ее, кормить сочной травой, сеном, то она отблагодарит нас и даст взамен полезного напитка. Как вы думаете какой?

Ответы детей. Молоко.

Воспитатель: верно. Достаёт крынку с молоком. Молоко очень полезное, питательное и из него делают разные блюда. Что можно сделать из молока?

Ответы детей. Сметану, творог, масло, сливки.

Воспитатель: Молодцы. Вот сколько всего можно сделать из молока. На мордовском языке молоко- «ловцо». Давайте повторим вместе (дети повторяют 2-3 раза.)

Воспитатель: Максим повтори.

Ответы детей. «Ловце».

Воспитатель: за то, что корову мы покормили, погладили, да добрым словом уважили, дарит она нам крынку молока. Давайте поблагодарим за это корову. «Сюкпря скал». Спасибо корова.

Ответы детей. «Сюкпря скал».

Воспитатель: Молодцы, а мы отправляемся дальше, выбирайте куда пойдём?

Ответ детей. Птичий двор.

Воспитатель: пойдемте покажу вам свой птичий двор и расскажу, кто там самый главный. (Дети идут к птичьему двору)

Дружно встанем, чтобы всем было все видно. Скажите мне, кто живет в моем птичьем дворе?

Ответ детей. Курица, цыплята, петух, гусь, утка.

Воспитатель: Молодцы. Вот как их много, поэтому и называется «Птичий двор». Самый главный и громкий на дворе это важный…

Ответ детей. Петух.

Воспитатель: За птицей я тоже ухаживаю. Даю им попить воды, вовремя кормлю. А вы знаете, чем питаются птицы?

Ответ детей. Червяками, гусеницами, зерном, травой.

Воспитатель: Травы сейчас нету, поздней осенью и зимой птицу кормлю зерном. Хотите покормить птиц?

Ответ детей: да.

Воспитатель: тогда берите горсть зерна и подзывайте птицу «Цыпа - цыпа-цыпа».

Воспитатель предлагает взять детям горсть зерна и бросить птицам.

Воспитатель: все покормили? Если правильно ухаживать за птицей, она отблагодарит нас, как вы думаете, чем?

Ответ детей. Яйцом.

Воспитатель: Верно, яйцом. Курицы несут яйца, вот в таких гнёздах. Давайте проверим наши гнёзда и проверим не оставила ли там нам курица подарок?

Дети самостоятельно проверяют 2 – 3 гнезда, яйцо только в одном.

Воспитатель: Савелий нашёл яйцо, неси его ко мне. Воспитатель показывает яйцо детям. Яйцо по-мордовски «Ал». Давайте вместе повторим.

Дети повторяют.

Воспитатель: Ева, повтори.

Ответ детей: «Ал».

Воспитатель: Ангелина, повтори.

Ответ детей: «Ал».

Воспитатель: Давайте поблагодарим птиц.

Ответ детей: «Сюкпря».

Воспитатель: отправляемся дальше в путь. У нас с вами осталось последнее место в подворье мельница. Давайте подойдем к ней поближе.

Дети подходят к мельнице.

Скажите ребята, а для чего она нужна?

Ответы детей: муку молоть.

Воспитатель: молодцы, а я думала вы городские не знаете. На мельнице молят муку. Воспитатель говорит и демонстрирует. Для того, чтобы получить муку, нужно засыпать в мельницу зерно, которое летом я вырастила в поле (из мешка стоящего рядом с мельницей, набирает в тарелку зерно и кладет в мельницу) ветер, будет крутить лопасти мельницы, (воспитатель вручную запускает лопасти мельницы) наше зерно будет перемалываться. И на выходе получится мука. А пока наше зерно молится, поиграем в игру «Веселый мельник».

Воспитатель: отдохнули. А вот и наша мука. Достает из мельницы тарелку с мукой. Ребята, а для чего нужна мука?

Ответы детей: печь хлеб, блины, пироги.

Воспитатель: Мука по-мордовски «Почт». Давайте все вместе повторим «ПОЧТ».

Ответы детей: «Почт».

Воспитатель: Давайте вспомним, какие продукты мы собрали?

Ответы детей: молоко, яйцо, мука.

Воспитатель: а как по-мордовски молоко?

Ответы детей: ловцо.

Воспитатель: как по-мордовски яйцо?

Ответы детей: ал.

Воспитатель: Как по-мордовски мука?

Ответы детей: почт.

Воспитатель: молодцы. Теперь возвращаемся в избу и будем готовить с вами мордовские лепешки – Сюкорот.

Подходят садятся к столам.

Воспитатель: для начала, я предлагаю вам одеть перчатки, фартуки, шапочки.

Что нам нужно для теста?

Ответы детей. Мука.

Воспитатель: насыпаем по одному стакану муки в большую миску, которая стоит посередине стола.

Дети самостоятельно выполняют.

Воспитатель: добавим щепотку соли и сахара, помогайте мне.

Воспитанники добавляет соль и сахар.

Воспитатель: перемешай все Вера.

Воспитанница перемешивает с воспитателем.

Воспитатель: теперь добавляем молоко и яйцо. Вася, выливай яйцо в тарелку и все перемешиваем. Молодцы, теперь накроем наше тесто и уберем в теплое место, чтобы тесто «отдохнуло». А пока ждем, давайте вспомним потешку «Я пеку пеку, пеку…»

Воспитатель: Проверим наше тесто. «Вай, пек вадря». Посмотрите, какое оно у нас получилось пышное, воздушное. Самое время из него лепить мордовские лепёшки. Отщипывать от большого куска теста маленький комочек и формируем лепешку, точно так же как мы это делали в потешке. Когда лепешка будет готова, выкладываем ее на противень.

Когда все дети сделали лепешки.

Воспитатель: А теперь идём ставить в печь.

Ставят в печь.

Воспитатель: снимаем фартуки, перчатки (лучше, чтобы дети снимая, сразу все клали в корзину типа для белья или в таз)

Воспитатель: Ребята, где мы побывали сегодня?

Ответы детей: на подворье.

Воспитатель: на мордовском подворье. А что мы готовили сегодня?

Ответы детей: мордовские лепешки.

Воспитатель: мордовские лепешки – Сюкорот. Какие продукты для их приготовления нам понадобились?

Ответы детей: молоко.

Воспитатель: как по- мордовски молоко?

Ответы детей:

Воспитатель: Где мы взяли молоко?

Ответы детей:

Воспитатель: на скотном дворе, корова нам его дала. Как нужно ухаживать за коровой?

Ответы детей: кормить ее сеном, травой, доить.

Воспитатель: Что еще понадобилось нам для приготовления лепёшки?

Ответы детей: яйца.

Воспитатель: как по- мордовски яйцо?

Ответы детей:

Воспитатель: где мы нашли яйцо?

Ответы детей: на птичьем дворе.

Воспитатель: как нужно заботиться о птице?

Ответы детей: кормить, поить, собирать яйца.

Воспитатель: а на мельнице что мы взяли?

Ответы детей:

Воспитатель: Как на мордовском языке мука?

Ответы детей:

Воспитатель: ой, какие молодцы! Лепешки наши готовы.

Достает из печи готовые лепешки.

Воспитатель: посмотрите, какие лепешки вы сделали! Как говорит пословица «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Угощайтесь, пробуйте! В группу возвращайтесь. Вастомазонок – до свидание.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №80 комбинированного вида» городского округа Саранск

Воспитатель:

Каткова Д. В

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское»Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское» Пед. цель: формировать у детей понятие «Малая Родина»; расширять знания о родном поселке; воспитывать любовь к Малой Родине, гордость.

Конспект НОД по Тико конструированию по теме «Казачье подворье» (старшая группа)Конспект НОД по Тико конструированию по теме «Казачье подворье» (старшая группа) Цель: приобщение к истории донского края, используя ТИКО конструирование. Задачи: 1. Познакомить с казачьим подворьем, его особенностями.

Конспект открытого занятия по ЗОЖ «Витаминки для здоровья» Цель:вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: -учить детей различать витаминосодержащие продукты; -объяснить детям,.

Конспект открытого занятия «Вот чему мы научились» Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Вот чему мы научились!» Цель: продолжать учить.

Конспект открытого занятия «Вот так Африка» Тема: «Вот так Африка!» Воспитатель: Копейкина Н. И. Дата: 21.11.2016 г. Цель: познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой, с.

Конспект открытого занятия «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля – наш общий дом». Интеграция образовательных областей: 1. Познание. 2. Коммуникация. 3. Художественная литература.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 13:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД