Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Экскурсия в заповедник» (старшая группа)

Наталья Соколова
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Экскурсия в заповедник» (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Экскурсия в заповедник»

Программное содержание:

- познакомить с понятиям "заповедник" и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о растительном мире заповедника;

- закрепить представления детей об «этажах» леса;

- закреплять правила поведения в заповеднике;

- развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь;

- воспитывать у детей доброе отношение к природе на примере родного края.

Оборудование:

Демонстрационный материал: карта России, шапочки с изображением растений, фотографии заповедника, экологические знаки

Раздаточный материал: цветные карандаши, листы белой бумаги (круг)

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, наблюдение за деревьями на участке детского сада, привлечение родителей к оборудованию занятия.

Ход

- Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Вы знаете, что это? (карта).

- Да, это карта нашей Родины.

- А как называется наша Родина? (Россия)

- А вы знаете, что обозначают пятна и линии на ней? (Это озера и реки)

- А что обозначено на карте зеленым цветом? (Леса, луга и поля)

- Коричневым обозначены холмы и возвышенности, а желтым - пески.

- Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого).

- Наша страна богата лесами, полями, лугами, цветами. У нас в лесах много грибов, ягод, цветов, в реках и озерах - рыбы.

Лес для насекомых, птиц, зверей, растений - дом родной. Люди приходят в этот дом только, как в гости, но часто забывают и ведут себя в лесу просто ужасно: ломают деревья, губят цветы, загрязняют водоемы, кричат, шумят, мусорят, пугают хозяев леса птиц и зверей. Не уютно становится им в лесу. Тогда умные и добрые люди придумали и создали заповедники.

- А вы знаете, что такое "заповедник".

Заповедник - это почти сказочный лес. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто здесь не стреляет, не ловит бабочек, не рвет цветы и не губит деревья. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа.

Недалеко от нашего города Серпухова создан Приокско-Террасный заповедник. (Показываю фото заповедника)

Здесь растут редкие породы деревьев и кустарников, трав и цветов.

Я предлагаю отправиться в заповедник и получше познакомиться с некоторыми из них.

Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в заповеднике. Поиграем в игру «Можно - нельзя» (дети отвечают хором).

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

- Молодцы, вот теперь мы можем смело отправляться в заповедник

Для этого нам достаточно только закрыть и открыть глазки. Вот мы с вами и в заповеднике.

- Ребята, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся.

Здравствуй, вольная природа

Лес - великая страна!

Удивительным народом

Та страна населена.

Слушайте, наслаждайтесь чистым воздухом леса. Когда воздух чистый, хочется глубоко вдохнуть, расслабиться и подготовиться к привалу. Сядем на опушку и послушаем звуки леса.

Напоминаю, что рвать и ломать растения запрещено! Об этом говорит знак (показываю)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Среди растений здесь есть такие, которые нигде, нигде больше не растут, но есть и знакомые вам, но у каждого свой секрет.

- Что же делать, чтобы узнать о них?

Я говорила вам уже, что заповедник, будто сказочный лес, и он поможет нам превратить детей в деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи и лишайники этого леса.

(Надеваю детям шапочки)

- Вот какой лес «живой лес», но он перепутан, а в нашем заповедном лесу свой порядок – по «этажам»

Дети, вспомните этажи леса и встаньте так, как они растут в этом лесу.

Дети встают лесенкой:

1 – й этаж – мхи и лишайники;

2 – й этаж – грибы;

3 – й этаж – ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;

4 – й этаж – можжевельник и рододендрон;

5 – й этаж – клен и береза;

6 – й этаж – ель и сосна

- Молодцы, ребята, вы выстроили дом правильно. Друзья мои, растения, давайте расскажем о себе.

Растения 1 – го этажа:

Мы растения плотно прижимаемся к тому, на чем растем, по нам можно определять направление сторон света.

Курчаво свившись, мох зелёный

Покрыл валежник, почву, пни,

Залез на комель толстый, чёрный

Совсем дряхлеющей сосны. (А. Второв)

Растения 2 – го этажа:

Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство грибов.

Нас называют сморчками, мы первые весенние грибы

Из-под снега прямо

Смятая панама –

Вылезает старичок

По прозванию Сморчок.

Под землёй не усидел,

Знать, весною много дел. (Ю. В. Шабай)

Растения 3 – го этажа:

Мы травянистые растения, лекарственные.

Я – ландыш – занесен в Красную книгу.

Ландыш серебристый вырос на опушке.

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны – подружки,

На ковре зелёном – скромные цветы.

Мы – ягоды. Я – черника, я – земляника. Мы очень вкусные и тоже лекарственные.

Любят все чернику очень,

Ягодки чернее ночи.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Растения 4– го этажа:

Мы кустарники лекарственные. Я – можжевельник, а я – рододендрон

На открытых местах, на песках и где ельник

Дикий полезный растет МОЖЖЕВЕЛЬНИК.

Растения 5 – го этажа:

Мы деревья, но не самые высокие

Я - клен, цвету до распускания листвы, меня опыляют пчелы.

Старый клен стоит один,

Весь во мху затшалом.

На опушке у руин,

И скрипит устало.

Я – береза, светолюбивая, сею много семян. Подо мной поселяются теневыносливые деревья, которые потом могут привести к моей гибели

Белой зовут по коре

Кудрявой зовётся по кроне.

Сказочный вид на заре

Лес в золотой короне.

Растения 6 – го этажа:

Ель и сосна: хвойные растения, мы самые высокие жители заповедника.

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Могучих сосен статный ряд,

Шеренги стройные стоят.

Макушки смотрят в небеса –

Природы дивная краса.

- Ребята, как чудесен заповедник! Сколько здесь удивительного! Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели

Физкультурная пауза:

Мы в заповеднике друзья (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

- Нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес.

- Ребята, где мы с вами побывали? заповеднике)

В каждом заповеднике есть знаки. Я предлагаю вам придумать и нарисовать знаки, которые покажут людям, как правильно вести себя в заповеднике.

(самостоятельная деятельность детей под музыку Ю. Антонова "Не рвите цветы")

Публикации по теме:

Экологическое занятие в подготовительной группе. Сердцу милый уголок Образовательная область «Познание» (экологическое воспитание)Тема: «Сердцу милый уголок»Подготовительный к школе возраст Цель: Расширять.

Тебердинский заповедникТебердинский заповедник Я рассказывала о своей поездке на Домбай. Мы катались не только на лыжах, но и посетили Тебердинский государственный биосферный заповедник.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Экскурсия в заповедник» (старшая группа)
Опубликовано: 8 октября 2012 в 22:46
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....