Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка»

Елена Балтаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка»

Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям.

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о глиняных игрушках, об особенностях образа в декоративном искусстве (дымковской, филимоновской, каргопольской, познакомить с саратовской игрушкой

2. Показать характерные особенности саратовской глиняной игрушки, учить лепить саратовскую глиняную игрушку.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему „Саратовская глиняная игрушка“» размещена в разделах

3. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении народных игр и хороводов

4. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к традициям саратовских мастеров Саратовской области, любовь к родному краю.

Методы и приемы:

беседа, рассказ воспитателя, рассматривание глиняных игрушек, плакатов, иллюстраций, чтение потешек.

Материал к занятию:

«волшебный сундучок», глиняные игрушки и иллюстрации с их изображением : саратовские, дымковские, филимоновские, каргопольские; голубой платочек; глина, дощечки, стеки, мисочки с водой, салфетки.

Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую, где из глины создают прекрасные игрушки.

Дети и педагог проходят в «мастерскую». На столе стоит сундучок, в котором лежат разные глиняные игрушки.

Педагог:

Вот чудесный сундучок.

Сундучок тот не простой:

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Развеселые зверюшки.

Педагог:

Посмотрите-ка сюда!

Игрушки вятские

На все манеры:

Вот вам барышни, вот кавалеры.

У барышень алые щечки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки.

Игрушки эти повсюду славятся

Подходите ближе - и вам понравятся.

Дети достают из сундучка игрушки называют и рассказывают о них.

Дымковская игрушка

-Знаете ли вы, как называются эти игрушки? Где они изготовлены? (ответы детей)

Дети: Деревню Дымково назвали так, потому что зимой, когда топятся печи, летом когда туман и в пасмурные дни - деревня вся будто в дыму, в дымке. И стоит деревня на красивой реке – Вятке. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую мы нежно и ласково называем «дымкой». Педагог: Много лет назад придумали лепить игрушки : вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печах, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.

Узор – проще некуда: кружочки, полоски, платочки, пятна, точечки. Зато краски яркие- яркие. И потому пестро, весело выходит. (Рассмотреть иллюстрации дымковских игрушек). Дымковские игрушки необыкновенно нарядны.

Педагог:

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные;

Белоснежные как березки

Кружочки, кисточки, полоски.

Филимоновские игрушки

Педагог: Какие это игрушки? Почему? (ответы детей)

Найдите в моем сундучке филимоновские игрушки (Дети сравнивают дымковские и филимоновские игрушки : находят сходства и различия)

Педагог: Филимоновские игрушки тоже сделаны из глины, но расписаны они совсем по-другому: красными, желтыми и зелеными полосками. Изготавливали такие игрушки в Селе Филимоново из иссиня-черной глины «синицы». Игрушечным делом занимались только женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить свистульки.

Дети: Филимоновские игрушки лепили из целого куска глины, вытягивая и оставляя туловище полым. Филимоновские игрушки – это свистульки с вытянутыми шеями.

Каргопольские игрушки.

Педагог: А это что за игрушка?

Дети: Еще есть глиняные игрушки, которые получили название от Каргопольского края. В росписи игрушек преобладают элементы: солнышко, круги, крестики.

(Рассмотреть с детьми плакаты с изображением каргопольских игрушек).

Педагог достаёт из сундучка Саратовскую игрушку. А это что за игрушка? (дети затрудняются ответить)

Ребята, я хочу познакомить вас с глиняной игрушкой Саратовской Губернии, нашей с вами родины. Давайте мы с Вами посмотрим на старое фото. Ой, как интересно! Что здесь происходит? (Ответы детей).

Взрослые занимаются делом, а дети играют, а с чем они играют? игрушками) А какие игрушки у них в руках? (ответы детей) Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из глины).

Посмотрите, какие они необычные. Как вы думаете, для чего эти дырочки?. Да это игрушка-свистулька! Такие игрушки в давние времена лепили к весенней ярмарке самобытные Саратовские мастера. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим оформлением, особенность которого состоит в подкрашенных проштампованных углублениях, ямках и называлась эта игрушка «ЯМЧАТАЯ» или «Штампиковая»

Много труда надо вложить, что бы игрушка стала такой красивой: на сыром изделии оттискиваются рисунки в виде ямок, а потом ямочки заполняются краской.

-А посмотрите, изображения кого чаще встречаются в глиняных изделиях? (правильно, в основном это животные)

Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции

-Давайте мы с вами тоже поиграем. Выходим на ковер.

Физкультминутка

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз- два - три - четыре - пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

(Приседания)

- Вам понравились эти игрушки? А как они называются? Вы хотите их вылепить?

-Точная дата появления народного Саратовского промысла неизвестна, но уже практически не осталось мастеров, делающих такие игрушки. Но в Саратове живет мастер, который возродил Саратовскую «Ямчатую» игрушку, зовут его Пётр Петрович Африкантов (посмотрите на фото этого мастера. По его словам, она делается из местной серо-белой глины. Узоры на фигурках выдавливаются при помощи подручных средств, зачастую случайных. В настоящее время Петр Африкантов обучает своему мастерству детей в одном из центров дополнительного образования. Там его регулярно ждут с десяток ребят, которые приходят на занятия вместе со взрослыми. И что бы умение делать такие игрушки не исчезло совсем, я сейчас предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и попробовать слепить свою игрушку.

Прежде чем мы начнем лепить, давайте вспомним как мы будем, лепить, посмотрим на схему (приложение).Углубления в виде ямочек делаем подручными средствами (колпачок от фломастера, карандаш или трубочка от сока).

(дети лепят игрушку птичку, украшая ее ямчатым узором)

После лепки рассматривают вылепленные игрушки.

Педагог: Издревле на Руси после трудового дня наступала пора отдыха, пора игр и плясок. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Наш платочек голубой»

Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произнося слова игры, у кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

Итог, рефлексия

Вот сколько разных игрушек мы с вами вылепили. Запомнили название наше игрушки? А чем мы делали украшения?

Как вы думаете, кому вы можете рассказать о Саратовской «Ямчатой «игрушке? Им это будет интересно? Почему?

А вам, ребята, было сегодня на занятии интересно?

Я предлагаю ваши игрушки отнести в наш минимузей, чтобы все желающие могли полюбоваться ими.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Каргопольская игрушка» Цель Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с каргопольской игрушкой..

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с историей создания куклы «Народная игрушка» Цель: познакомить воспитанников с историей создания куклы. Задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к окружающим.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности «Спички детям не игрушка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности "Спички детям не игрушка" Цель: Формирование целостного представления.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Моя семья»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Моя семья» Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воды» Цель. Формировать представления детей о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Путешествие по сказочным тропинкам» Цель: сравнение рядом стоящих чисел на основе сравнения конкретных множеств, получение равенства.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему «Деревья в инее» Тема занятия «Деревья в инее» Группа: старшая. Продолжительность занятия: 25-30 минут. Цель занятия: обучение детей использовать нетрадиционные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зоопарк» в старшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности «Зоопарк» в старшей группе КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ на тему «Зоопарк». старшя группа. Провела: Хамрокулова Юлия Анатольевна Образовательная.

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Форма проведения: игра-фантазия. Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Зимующие птицы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка»
Опубликовано: 22 августа 2018 в 15:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД