Папки-передвижки

Конспект непосредственной логопедической образовательной деятельности по лексической теме «Зимующие птицы» для детей 6–7 лет

Елена Картавцева
Конспект непосредственной логопедической образовательной деятельности по лексической теме «Зимующие птицы» для детей 6–7 лет

КОНСПЕКТ непосредственной логопедической образовательной деятельности по лексической теме «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель:

- развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет с нарушениями речи.

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные:

Образовательная область «Социально - коммуникативная»:

- расширять словарный запас детей (желтогрудый, большеглазый.);

Публикация «Конспект непосредственной логопедической образовательной деятельности по лексической теме „Зимующие птицы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных (короткохвостый, длинноклювый.);

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- учить образовывать Р. п. мн. ч. существительных

- развивать умение изменять числительные в Р. п. ;

- развивать самостоятельность в ответах на вопросы;

- формировать умение отвечать полным предложениями на поставленный вопрос;

- развивать связную монологоческую речь.

2) Коррекционно-развивающие:

1. Образовательная область «Познавательное»

- расширять кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;

- развивать умение детей узнавать зимующих птиц по голосу, по внешнему виду;

- развивать наблюдательность, внимательность.

2. Образовательная область «Физическая»:

- развивать координацию речи с движением (физминутка);

- формировать речевой выдох;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать зрительный анализатор.

3) Воспитательные:

1. Образовательная область «Социализация»

- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;

- формировать умение слушать ответ товарища и не перебивать собеседника;

2. Образовательная область «Безопасность»:

- формировать технику безопасного поведения во время физминутки.

Предварительная работа:

- подбор демонстрационного материала с изображением зимующих птиц;

- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинского;

- рассматривание внешности зимующих птиц;

- беседа с детьми о повадках птиц, чем питаются, где живут; как человек помогает птицам;

- проведение с детьми игр малой подвижности «Совушка сова», «Воробей», «Птицы в клетке», «Голуби и кот», «Птицелов»;

- проведение дидактических игр: «Улетают — не улетают», «Узнай по описанию», «У кого кто?»;

- изготовление с детьми аппликации «Снегири на ветках»;

- отгадывание с детьми загадок о зимующих птицах;

- подбор и разучивание речевого материала к физминутке, пальчиковой гимнастике;

- подбор и прослушивание с детьми голосов зимующих птиц;

- чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин “Птицы под снегом», И. Соколов-Микитов «Глухари», Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички».

- создание деревянной кормушки;

- изготовление мешочков под корм;

- изготовление шапочек с изображением птиц;

- печать фотографий зимующих птиц;

- оформление указки с наклеенной картинкой для проведения гимнастики для глаз.

Оборудование:

- демонстрационный материал «Зимующие птицы»,

- мяч

- фото с птицами

- магнитофон,

- кассета с голосами птиц, звуки зимы,

- доска

- план-схема для рассказа-описания

- раскраски

- кормушка,

- искусственный снег (синтепон)

- мешочки

- бубен

- корм для птиц: зерна, семечки, хлеб, пшено

- указка с наклеенной птицей.

Ход занятия.

1) Оргмомент.

Дети стоят возле логопеда.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте со всеми поздороваемся (Дети здороваются)

Все гости хотят посмотреть, какие вы умные, сообразвительные, как вы много знаете и как вы готовы к школе.

2) Сообщение темы.

Сегодня мы будем говорить о птицах. А о каких, вы мне подскажите сами. И я хочу рассказать вам интересную историю, которая произошла в природе.

Хотите ее послушать? Тогда устраивайтесь поудобней

(Дети садятся на стульчики).

Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. Давайте их послушаем.

(Включается фонограмма голосов птиц).

Чей голос вы услышали? (воробья) Выставляется картинка

Чей сейчас прозвучал голос? (вороны, голубя, дятла, сороки, совы)

Давайте перечислим всех птиц. (Дети перечисляют названия птиц).

Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)

Почему их называют «зимующие»? (Они не улетают осенью в теплые края и остаются на зиму у нас зимовать)

3) Гимнастика для глаз

Птицы прилетели, на окошко сели,

Птицы вправо полетели,

Птицы влево полетели,

Птицы вверх полетели и на ветку сели,

Птицы посидели и вниз полетели.

- Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить.

- Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни сугробы (воспитатель незаметно для детей ставит «сугроб» с кормушкой)

- Ой, смотрите, ребята, даже у нас в группе намело сугроб.

- А что же в сугробе? Вы хотите узнать? Подойдите ко ме поближе.

(дети встают со стульчиков и подходят к логопеду. Логопед открывает ткань и достают кормушку)

- Вы знаете, что это за домик? (кормушка)

- А зачем нужна кормушка? (в кормушку насыпают корм для птиц)

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку

Угощенье ждет в кормушке.

- Ребята, а вы ничего не замечаете? А что в этой кормушке лежит? (Ничего).

- Действительно. Кормушка-то пустая.

- Чего не хватает в кормушке? (корм для птиц)

4) Развитие тактильных ощущений

-Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

- А подарки я положила в эти мешочки. Давайте на ощупь узнаем, что в них.

(дети стоят по кругу и на ощупь определяют, что в мешочках: зерно, семечки, крупа, хлеб. и высыпают в кормушку)

- Почему, ребята, корм это как подарок для птиц? (Птицам нечего зимой есть, корм найти трудно, и если человек насыплет в кормушку зерен, хлебных крошек, семечек, то для птиц это будет как подарок, птицы будут очень рады).

(Дети садятся на стульчики)

5) Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

- Собрались птицы у кормушки и много разных птиц слетелось.

Сколько птиц к кормушке нашей (сжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем: (показывают кистями крылья птиц)

Две синицы, воробей, (разгибают пальчики)

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках –

Всем хватило зёрнышек! (щепотью сыпят корм)

6) Игра «Фотограф»

- Решила я птиц сфотографировать. У меня получились замечательные фотографии зимующих птиц. Хотите я их вам покажу?

- Посмотрите внимательно на фотографии. Вам нужно будет сосчитать птиц на фотографии и ответить полным предложением: сколько птиц вы увидели на своей фотографии.

- Я увидел на фотографии 4-х синиц, 3-х ворон и т.  д.

(детям раздаются фотографии птиц)

- Слушаем дальше.

- Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

- Подула она на птиц холодом.

7) Развитие речевого выдоха

- Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать (как холодно птицам зимой) холод Зимы.

- Ой, Как холодно стало. (потирает руками).

- Но чтобы нам согреться, давайте поиграем в игру с мячом.

(дети встают в круг)

8) Игра с мячом «Назови одним словом»

- Посмотрите какие птицы разные. У всех птиц разная внешность, я буду говорить внешнюю особенность птицы, а вы говорите, как это можно называть одним словом:

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют (желтогрудая)

У снегиря красная грудь, поэтому про него говорят. (красногрудый)

У дятла острый клюв, поэтому он … (остроклювый)

У снегиря короткий клюв, поэтому он. (короткоклювый)

У вороны длинный клюв, поэтому он … (длинноклювый)

У вороны черный клюв, поэтому она … (черноклювый)

У воробья короткий хвост, поэтому он … (короткохвостый)

У сороки длинный хвост, поэтому она … (длиннохвостая)

У совы большие глаза, поэтому она. (большеглазая)

У сороки белые бока, поэтому она. (белобокая)

У галки черные крылья, поэтому она … (чернокрылая)

У воробья быстрые ноги, поэтому он … (быстроногий)

У вороны громкий голос, поэтому она … (громкоголосая)

- Немного мы согрелись. Но все равно как-то холодно птицам. И стараются они и в метель найти друг друга и прижаться друг к другу покрепче, чтобы не замерзнуть и согреться:

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней

9) Игра малой подвижности «Найди пару». Физминутка.

Девочки и мальчики

Вокруг обернись

И в птицу превратись.

Сейчас мы точно поможем птицам согреться.

Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару, такую же птичку, как и он: снегирь найдет снегиря, синица — синицу. И прижмется покрепче, обнимется, чтобы согрется

Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребенку одевается на голову картинка с изображением птицы. Дети выполняют движения в соответствии с текстом физминутки, на последние строки дети «летают».Звучит музыка «Пение птиц». Когда музыка заканчивается (или звучит удар бубна, каждый ищет себе пару. (игра повторяется 2 раза).

Спозаранок скачут птицы (скачут)

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы (летают)

Прилетели в гости к нам.

Сидят вороны по столбам, (сидят)

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям, (прыгают)

Как бы крутя скакалки.

Не могут пташки отыскать (взявшись за голову,

Ни зернышка, ни крошки. качают головой)

И вот летают все слабей (летают)

Ворона, галка, воробей…

- Ну вот мы и совсем согрелись. И не страшны ни нам, ни птицам проказы Старухи Зимы.

- И чтобы Зима не была такой злой и суровой, давайте для нее расскажем про птиц и составим рассказ-описание.

10) Составление рассказа-описания

(на доске выставляется картинно-графический план-схема, по которой дети составляют рассказ-описание)

Нужно назвать птицу, сказать перелетная она или зимующая, какая она большая или маленькая, описать части тела, чем питается, где живет, как человек ей помогает.

Например, Это воробей. Воробей зимующая птица. Он маленький. У него маленькая круглая головка, маленький короткий клюв, черные, как бусинки, глаза, пестрые крылышки, тонкие лапки, короткий хвост. Воробей ест заернышки, семечки, крошки хлеба. Живет воробей в гнезде. Человек может подкармливать воробьев зимой.

(Дети составляют рассказы описания)

- Обидно стало Старухе — Зиме, что не может она справиться с птицами и что у них есть такие хорошие друзья, как вы. И решила Зима больше не проказничать.

Ребята, но вы все таки не забывайте кормить птиц зимой. Помните, что без вашей помощи им трудно придется.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна и не страшна

Будет им зима.

А на память о зимующих птицах я дарю вам раскраски, которые вы раскрасите в свободное время, и из них в группе оформите с воспитателями выставку.

Молодцы, вы были активными слушателями и верно справлялись со всеми заданиями.

(логопед раздает детям раскраски)

Публикации по теме:

Художественная деятельность детей по теме «Зимующие птицы»Художественная деятельность детей по теме «Зимующие птицы» Работа по теме «Зимующие птицы» ведётся в нашей группе на протяжении всей зимы. На занятиях рассматриваем с детьми на иллюстрациях зимующих.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка»Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка» Приоритетная образовательная область: Художественно- эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Образовательные задачи: продолжать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Пасхальное яичко»Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Пасхальное яичко» Цель: Знакомство детей с русским народным праздником «Пасха». Задачи: 1. Способствовать развитию интереса детей к пальчиковому рисованию;.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система»Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3-4 лет. Пальчиковое рисование. Тема: «Солнечная система» 1. Цель: формирование.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Скажи, как тебя зовут» ЗАГАДКУ ОТГАДАЙ КТО НАЗВАЛ ТЕБЯ - УЗНАЙ? (Сейчас мы выберем с вами водящего, потом мы с вами дружно назовем свое имя, а сейчас кто-нибудь.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы (познание) Возрастная группа 3-4 года Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ Основная образовательная цель.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группыРебусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной логопедической образовательной деятельности по лексической теме «Зимующие птицы» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 21:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД