Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Капелька спешит на помощь»

Марина Кошелева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Капелька спешит на помощь»

Возраст детей: третий год жизни

Форма НОД: эксперимент с водой

Форма организации: подгруппа

Задачи:

- образовательные: расширять знания о воде: тяжелые предметы тонут и выталкивают воду из емкости; показать способ доставать плавающие предметы из воды; познакомить с внешним видом галки;

- развивающие: развивать память, сообразительность, связную речь, словарь;

- воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание помочь другому, позитивное настроение

Словарь новых слов: вода поднялась, стала выше в кувшине, тяжелые камешки выталкивают воду из кувшина; птица галка.

Предварительная работа: в играх-экспериментах дети знакомились со свойствами воды: прозрачная, горячая, теплая и холодная, не имеет запаха и вкуса, легкие предметы в воде плавают, а тяжелые тонут; слушали стихотворения А. Барто «Игрушки», в предыдущих занятиях знакомились с Капелькой.

Оборудование и материалы: ноутбук; графика в ноутбуке: анимация прыгающего мяча, иллюстрация к стиху А. Барто «Мячик», презентация к рассказу Л. Толстого «Умная галка», слайд-шоу про птицу галку; музыка «Звуки леса»; кукла Таня, игрушка «Капелька», прозрачный кувшин с водой, теннисный шарик, камешки для заполнения кувшина, темный маркер.

Ход НОД:

1. Сюрпризный момент – загадка о мяче.

Цель: вызвать интерес у детей, актуализировать их знания, создать проблемную ситуацию.

Воспитатель (входит с ноутбуком): - Ребята, у меня на экране ноутбука красивый предмет! Отгадайте, что это: «Кинешь в речку – не тонет! Бьешь о стенку – не стонет! Будешь оземь кидать – станет кверху летать!» (Мяч) Верно! Это мяч! (Показывает подпрыгивающий яркий мяч-анимацию на экране). Мы знаем, что он действительно не тонет в воде. Вспомните, какие предметы не тонут? А какие тонут? (Не тонут легкие предметы, тонут - тяжелые)

- А помните, мы с вами слушали стихотворение про девочку Таню? (на экране ноутбука появляется иллюстрация к стихотворению А. Барто «Мячик»). Давайте вспомним стихотворение.

Вместе с воспитателем дети проговаривают стих:

- Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: - Молодцы! Как хорошо вы запомнили стихотворение!

Вносит куклу Таню.

- Но у нашей Тани новая проблема: она уронила шарик в кувшин с водой. Таня не плачет – она знает, что шарик не утонет! Но достать его не может: воды в кувшине не много, до шарика ей не дотянуться!

Воспитатель демонстрирует прозрачный кувшин, наполовину заполненный водой, с плавающим внутри теннисным шариком.

Воспитатель: - Дети, как нам помочь Тане достать шарик из кувшина? (Выслушивает предложения детей: достать рукой, вылить воду). Придумайте: как достать шарик, не опуская руку в воду?

2. Игра-эксперимент «Достаем шарик из кувшина».

Цель: расширять знания о воде: тяжелые предметы тонут и выталкивают воду из емкости; показать способ доставать плавающие предметы из воды; развивать связную речь, словарь.

Воспитатель: - Я знаю, кто нам может помочь - Капелька! Чтобы ее позвать, мы включим ее любимую музыку – журчание ручейка.

Звучит релаксационная музыка со звуками леса и журчанием ручейка. Воспитатель возвращается с Капелькой в руках.

Капелька: - Здравствуйте, дети! Меня принес лесной ручеек к вам в гости. Как у вас дела?

Воспитатель: - Ребята, расскажите Капельке, что случилось. Попросите ее помочь Тане. (Стимулирует детей к высказываниям, предлагает нескольким детям поговорить с Капелькой)

Капелька: - Я знаю, как помочь Тане достать шарик из кувшина! Я вас научу! Нам понадобятся камешки и фломастер (маркер). А камешки можно взять из моего ручейка.

Воспитатель с Капелькой приносят камешки и маркер.

Капелька: - Ребята, посмотрите на кувшин. Вы видите в нем воду и шарик? (Да) Почему вы видите? (Кувшин прозрачный). Я сейчас фломастером (маркером) отмечу, где заканчивается вода в кувшине. (Отмечает уровень воды) Теперь брошу камешки. Что с ними случилось? (Они утонули, упали на дно) Почему? (Они тяжелые) Почему наш шарик не тонет? (Он легкий). А что случилось с водой в кувшине? Посмотрите: она раньше заканчивалась вот где (показывает на черту маркера, а теперь вот где (показывает новый уровень воды). Вода поднялась в кувшине! И шарик тоже.

Капелька предлагает детям бросать камешки в воду и наблюдает с детьми, как поднимается уровень воды в кувшине вместе с шариком.

- Дети, почему вода поднимается в кувшине? (Подвести к выводу: тяжелые камешки падают на дно, заполняют кувшин и выталкивают воду из кувшина).

Дети бросают камешки в кувшин, пока уровень воды не дойдет до краёв, и вынимают шарик. Кукла Таня благодарит Капельку и ребят за помощь и удаляется вместе с Капелькой.

3. Физкультминутка.

Цель: смена деятельности, снятие мышечных зажимов, создание позитивного на-строения, поддержка интереса.

Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, как наш шарик попал в кувшин, и как мы его выручали. Сейчас вы – маленькие шарики.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения со стихотворением:

Белый шарик непослушный:

Быть послушным стало скучно!

По столу скакал-скакал,

И в кувшин с водой попал.

Он на дно хотел нырнуть,

Но не смог он утонуть.

Он в воде и так, и сяк -

Но не выбраться никак!

Чтобы шарик нам достать,

Будем камешки бросать.

Шарик наш с водой поднялся,

Шарик в руки нам достался!

Шарик снова скачет вверх –

Кто подпрыгнет выше всех?

Прыгать шарик наш устал,

Прыгать шарик перестал.

Он под стульчик закатился.

Ну и мы за стол садимся.

4. Чтение произведения Л. Н. Толстого «Умная галка».

Цель: познакомить с произведением, закрепить новое знание, развивать словарь и связную речь.

Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам расскажу историю про одну птицу – галку.

Чтение произведения с использованием презентации:

«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать».

- Как вы думаете, дети, что придумала галка, чтобы напиться? (Выслушать предположения детей) Послушайте, что было дальше:

«Она стала кидать в кувшин камушки, и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить».

Воспитатель: - Ай да галка! Какая умная! Рассказ так и называется: «Умная галка».

5. Итог занятия, показ слайд-шоу про галку.

Цель: познакомить с внешним видом птицы, создать позитивное настроение.

Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали? (Доставали шарик из кувшина. Слушали про галку). Вы – молодцы! Вместе с Капелькой помогли кукле Тане! Теперь вы будете знать, как можно достать легкие предметы из воды. Понравилась вам история про галку? (Да) Посмотрите, как выглядит эта умная птица. (Показ небольшого слайд-шоу про галку в сопровождении веселой музыки).

Прикреплённые файлы:

umnaja-galka_6bha7.ppt | 8826,5 Кб | Скачан: 142
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности» Тема: Совместная исследовательская деятельность воспитателя с детьми по изменению уровня жидкости в сосуде. Задачи: - Учить строить простейшие.

Образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования.Образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования. Тема: рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка» Цель: познакомить с произведением Л. Н. Толстого "Умная галка" Задачи: Образовательные задачи:учить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Капелька спешит на помощь»
Опубликовано: 15 июля 2013 в 18:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фото-отчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему.
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...