Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «От костра до лампочки»

Раушания Ганиева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «От костра до лампочки»

ЦЕЛЬ:

1. Дать детям представление о техническом прогрессе на примере знакомства с историей развития осветительных приборов – электрической лампочки.

2. Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.

3. Вызвать у детей желание узнать новое, неизведанное. Формировать интерес к истории.

ОБОРУДОВАНИЕ:

длинная тонкая сухая щепка; керосиновая лампа; подсвечники; свеча, спички, блюдце; электрическая лампочка, светильник; карты с изображением осветительных приборов разных времен.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ознакомление с значением слов лучина, фитиль, керосиновая лампа, торшеры, маяк.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Средства освещения – от костра до керосиновой лампы. Техника безопасности при использовании спичек.

2. Период от газовых фонарей до электричсекой лампочки.

3. Применение электрической лампочки в жизни современных людей.

4. Составление цепочки “История появления лампочки” (Дидактическая игра).

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

- Дети, почему у нас в группе так темно?

Дети: Свет не включен.

-А давайте включим! (Свет включается).

- А вам хорошо было в темноте?

Дети: Нет.

- Почему людям плохо без электрического света?

Дети: в темноте ничего не видно и сделать ничего нельзя.

- Ребята а вы знаете откуда свет появился? Как Вы думаете, а лампочки всегда были?

Дети: Нет.

- Сегодня мы с вами отправимся в то время, когда люди только появились и начнем строить цепочку возникновения света (электрической лампочки).

2. Основная часть.

- Давным-давно люди жили в пещерах.

- Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

Дети: Разжигали костер.

-Разводили огонь, на котором готовили пищу и грелись. От костра в пещере было и светло, и тепло. (Показ картины) А когда отходили от костра они пользовались факелами. Факел – это палка намотанной на неё просмоленной паклей. Пакля - грубое волокно. Факел сильно коптит, от него много дыма. (Показ картины)

- Прошло много-много лет, люди научились делать дома и стали жить в них. А тепло надо откуда-то брать! И пришлось им костер спрятать в печь из камня и кирпича. А почему (Показ картины)

Дети: если разводить костер дома, то дом загорится.

-Правильно, дом просто-напросто сгорит.

- Затем люди начали использовать лучину. По вечерам, чтобы было светло, зажигали лучину. А что же такое лучина?

Дети: Деревянная палка.

- Лучина – это сухая тоненькая и длинная щепка. (Показ картины)

МИНИ-ОПЫТ: Зажечь щепку и показать детям как она горит. Предложить ответить на вопросы: Долго ли горит лучина? Удобна ли она в использовании?

Дети: Лучина горит недолго, её нужно часто менять. Людям использовать её было неудобно.

- Правильно. Это было не очень удобно и люди придумали свечу. (Слайд 5) А как зажечь свечу, ребята?

Дети: Поднести спичку к центру свечки.

-Думаете правильно!

-Ребята, а в наши времена, часто зажигают свечи? Где вы их видели?

Дети: Сейчас свечи зажигают на новогодних ёлках, на праздниках.

-Правильно, в наше время свечи повсеместно не используют. А только на праздниках. А 100-200 лет назад во дворцах, на улицах, в домах, театрах горели свечи. Они были поставлены в специальные приборы, которые называются подсвечниками. (Показ картины)

-Представьте везде горели свечи и от них в комнатах становилось жарко и душно.

МИНИ-ОПЫТ: зажечь свечу, подставить над пламенем стекло или блюдце, и предложить детям понаблюдать за тем, ка горит свеча. Задать вопросы: Долго ли горит свеча? А чем неудобна свеча?

- А благодаря чему свеча горит?

- Внутри свечи поставлен фитиль. Фитиль – закрученный материал, который горит. (Показать разрезанную пополам свечу). Когда зажигают свечу, спички подносят к фитилю.

Дети: Свеча горит дольше, чем лучина, но недолго. В использовании тоже неудобна. Ею можно обжечься.

-Правильно, от свечи может случиться пожар. Часто виновниками пожара становятся дети: берут без разрешения спички, зажигают их в доме. Когда спичка начинает жечь руку, бросают её, огонь может попасть на занавеску,бумагу, обои. Огонь быстро распространяется, дети пугаются и убегают. Поэтому, ребята, никогда не берите в руки спички, не играйте с огнем! (Показ картины)

- Продолжим составлять нашу цепочку. Со временем люди научились делать керосин и придумали лампы. (Показ картины) Удобна ли керосиновая лампа? (Показ керосиновой лампы).

- Удобна ли керосиновая лампа?

Дети: Да. Она застекленная, при ветреной погоде пламя не потухнет.

-С такой лампой можно было выходить и в дождь, и в снег, и в ветер. Действительно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь. И здесь нужно было быть аккуратным.

- В домах было светло, а на улице?

Дети: Темно.

-А почему?

Дети: Улицы ничем не освещались.

-Правильно. На улице было темным-темно. Вот и придумали люди уличные газовые фонари. (Показ картины). По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. Это было неудобно.

- Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. А теперь послушайте загадку:

Огонёк в стекле запаян, как зажёг его хозяин? Что это?

Дети: Лампочка (Показ картины)

-Правильно, обычная на вид кажется, электрическая лампочка. Когда появилось электричество, Русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и по сей день освещает наши дома! (Показ картины)

- Электрическая лампочка очень удобная, как думаете чем?

Дети: Тем, что её не приходится зажигать спичкой. Меняешь редко.

-Да, ярко светит, щёлк-включил, щёлк-выключил. От них ни запаха, ни дыма.

-Ребята, а где теперь используют электрическую лампочку.

Дети: Лампочку закручивают в люстру, в светильники.

-Теперь в наших домах много красивых светильников. Среди них люстры, настольные лампы, торшеры. (Показ картины)

- Ребята, а где ещё можно увидеть свет? Как в темноте находят дорогу машины? Корабли?

Дети: У машин есть фары. А кораблям путь освещает маяк.

-Правильно, на машине есть фары. Ночью ничего не видно, поэтому и у машин есть такая световая установка. Маяки стоят в море, около рек. Они тоже освещают путь.

3. Заключительная часть.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что вы интересного узнали?

Дети: Мы сегодня говорили о том, как возник свет, электрическая лампочка.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру. Называется она “История появления лампочки”. Я вам раздам карточки с различными видами осветительных приборов, а вы должны будете их разложить по порядку, по мере их появления.

(Проведение дидактической игры)

-И помните ребята, неосторожное обращение со светом приводит к пожарам.

-Молодцы!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Покажи правильно на «Экране времени». Для детей 4–6 лет.Дидактическая игра «Покажи правильно на «Экране времени». Для детей 4–6 лет. 1. Название дидактической игрыДидактическая игра для детей 4-6 лет «Покажи правильно на экране времени» 2. Вид дидактической игры Электронная.

«Энергосбережение — дело для всех, польза для каждого!» Проектная деятельность«Энергосбережение — дело для всех, польза для каждого!» Проектная деятельность Паспорт проекта. Раздел программы Познавательное развитие 1 2 Тематическое поле Ознакомление с энергоресурсами и бережным отношением к.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Детские писатели
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «От костра до лампочки»
Опубликовано: 9 марта 2014 в 14:57
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...