МААМ-картинки

Конспект НОД с использованием приёмов по развитию речи у детей «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Ксения Раздувалова
Конспект НОД с использованием приёмов по развитию речи у детей «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Тема: «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Цель: формирование умений детей составлять рассказы по картине.

Задачи:

- закреплять у детей умение внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения;

- способствовать развитию умения составлять рассказы по картине, используя ранее полученные навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события предшествующие и последующие изображенным на картине;

- закреплять названия элементов костюма и оружия русского богатыря;

Публикация «Конспект НОД с использованием приёмов по развитию речи у детей „Составление рассказа по картине В, М, Васнецова „Богатыри“» размещена в разделах

- способствовать развитию у детей творческого воображения, умения рассуждать, анализировать;

- способствовать развитию свободного общения детей между собой и со взрослыми по поводу прочитанного, практического овладения нормами русской речи;

- способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции детей;

- воспитывать чувства гордости за героическое прошлое русского народа, за великих русских богатырей – защитников земли русской;

- воспитывать у детей умение слышать и слушать друг друга, приходить на помощь друг другу.

Оборудование: «волшебная» коробка с двойным дном, «волшебное» перо птицы Феникс, д/и «Разрезные картинки» (3 командных экз., д/и «Собери богатыря на битву» (3 экз., картина В. М. Васнецова «Богатыри» (3 шт., д/и «Собери пословицу», музыка П. И. Чайковского "Баба Яга" из «Детского альбома», музыка А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Ход НОД:

1. Организационная часть.

Игра «Клубочек».

- Представьте, что мы с вами одна крепкая ниточка, чтобы ниточка не запуталась, мы смотаем её в клубочек. Я буду началом ниточки. Ниточка наматывается, клубочек увеличивается. Ниточки в клубочке дружные, они всегда рядышком. Прижмитесь друг к другу, почувствуем тепло друг друга, как нам хорошо, приятно вместе. Поживем немножко в клубочке. А сейчас клубочек будет разматываться.

На экране появляется картинка (калика перехожий Иванища) и звучит голос:

- Ой вы гой еси, добры молодцы, да красны девицы. Я, калика перехожий Иванища, приготовил для вас тайную шкатулку с мудростью народной. Узнал про это злой Тугарин Змей и захотел шкатулкой той завладеть. Пришлось мне спрятать ее в укромном месте. Прошу вас, найдите шкатулку, да и заберите в свой мир, самим народную мудрость узнать, да добрым людям о ней рассказать. А для этого надо задания выполнить, которые на камне перепутном начертаны будут… В помощь принесет вам птица Феникс волшебный короб, который поможет вам в прошлом оказаться, да и выполнить задания поможет. В прошлом и защитников себе найдете…

Изображение пропадает.

- Ребята, а как в прошлом называлась наша страна? (Русь.)

Помощник воспитателя вносит «волшебную» коробку со словами:

- Тут прилетала птица Феникс и просила передать для вас эту коробку м перо свое впридачу.

- Ну что, отправимся в прошлое, шкатулку искать, тайну великую открывать, мудрость народную узнавать? (Ответы детей.)

Беру перо птицы Феникс.

- Перышком волшебным я сейчас взмахну,

В прошлой Руси Великой вас перенесу.

Держу «волшебную» коробку и «нечаянно» ее роняю. Из коробки выпадают разрезанные на части картинки. (Дидактическая игра «Разрезные картинки»)

Дети берут по одному фрагменту и за столами составляют целиковую картину. (Деление на команды.)

2. Основная часть.

- Кто изображен на картинках? Как вы догадались? Каких богатырей вы знаете?(Ответы детей.) Богатыри и будут помогать нам в поисках загадочной шкатулки, и защищать от козней Тугарина Змея.

- В командах расcчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Придумайте название команды, связанное с богатырями. (Дети представляют свою команду.) Принесите мне ваши разрезные картинки и сложите их в коробку.

- Так кто же такие богатыри? Какими словами можно описать богатырей? Чем богатыри занимались? (Ответы детей.)

- Отправляемся в путь. Оглянитесь вокруг, что вы видите? Камень и на нем что-то написано.

«Направо пойдешь – первое задание найдешь!

Налево пойдешь – второе задание найдешь!

Прямо пойдешь – еще одно задание найдешь!

- Первые номера от каждой команды, сходите за заданиями. (Дети приносят конверты с заданиями.)

1 задание:нужно помочь богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический.

«Волшебная» коробка у меня в руках затряслась. Открываю ее, достаю дидактическую игру «Собери богатыря на битву»

- Выберите одежду и оружие, необходимые богатырю в бою. (Дети по очереди называют часть одежды или оружие богатыря, объясняют, для чего она нужна.)

- Почему у вас остались лишние картинки? (Они современные, такого в старину не было.)

Молодцы, ребята! Теперь и этот богатырь встанет на защиту своей земли.

2 задание: нужно составить рассказ по картине.

В это время «волшебная» коробка снова затряслась. Заглядываю в нее.

- А коробка-то действительно волшебная. Разрезанные картинки в ней склеились.

Подойдите ко мне вторые номера. (Выдаю картину М. Васнецова «Богатыри»)

- Ребята, рассмотрите внимательно картину. Написал ее извесный художник Виктор Михайлович Васнецов. Называется она «Богатыри».

Беседа по картине.

- Кто изображен на картине? (Три богатыря.)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)

- Кто находится слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович.)

- Какой богатырь самый могучий? (Илья Муромец)

- Кто самый молодой из этих богатырей?(Алеша Попович.)

- Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)

- Кто главный друг и помощник богатырей? (Конь. Он и домчит богатыря, и из беды выручит.)

- Еще раз посмотрите на картину Виктора Михаиловича Васнецова «Богатыри», какие впечатления она у вас вызвала? (Ответы детей)

- Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звукимы можем услышать? Глубоко вдохните через нос, выдохните через рот. Какие запахи можем

почувствовать. (Слушание произведения П. И. Чайковского "Баба Яга" из "Детского альбома".)

- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (Ответы детей.)

- Раз мы попали в прошлое, то и сами можем богатырями стать.

Физминутка «Богатыри».

Руки вверх мы поднимаем,

На заставу мы шагаем.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Ни в морях, ни в небесах

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу,

Пусть уходит враг с дороги!

(Дети садятся на места)

- А теперь попробуйте составить рассказ: 1 команда – О том, что было до того, как богатыри выехали на поле; 2 команда – О том, что богатыри делают сейчас; 3 команда – О том, что может произойти дальше.

- Чтобы рассказ получился красивым, нам нужно размять язычки.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Погладь язычок зубками».

2. «Погладь язычок губами».

3. «Покачай язычоквверх-вниз, вправо-влево».

- Язычки размяли, теперь можно приступить к составлению рассказов. (Дети рассказывают, дополняют друг друга.)

- Спасибо, ребята за замечательные рассказы.

3 задание: нужно собрать пословицу.

- Подойдите ко мне третьи номера за заданием. (Дидактическая игра «Собери пословицу».)

- Не любят богатыри без дела скучать, вот и наши мальчики – богатыри для вас, девочки, забаву приготовили.

Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

- Ребята, посмотрите, на камне еще одна надпись появилась: «На дубе высоком шкатулка ваша. В ней-то и хранится тайна».

Дети находят дуб, подходят к нему. Но дорогу перегораживает гора из «камней –букв».

Вот преграда на пути,

Как же нам ее пройти?

Надо с пути нам все камни с гласными буквами убрать!

(Дидактическая игра «Собери гласные буквы»)

- Ребята, я впереди вижу стену, которую выставил перед нами Тугарин Змей! Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами разрушим ее, если поменяем слова Тугарина на противоположные, хорошие, добрые слова. (Дети читают слова, подбирают к ним антонимы: война, ссора, враг, злой, трусливый, драться.)

Дети подходят к дубу, забирают шкатулку.

- Ребята, пора нам из прошлого выходить, в сад возвращаться.

- Перышком волшебным я сейчас взмахну,

В садик вас из прошлого вмиг перенесу.

- Кто помнти, что в шкатулке находится?

-Ну что, открываем шкатулку? Тут какие-то листочки. Да на них что-то написано. Сможете прочитать? (Завет богатырей потомкам.)

- В завете, пословицахи поговорках и скрыта народная мудрость.

3. Заключительная часть.

- Ребята, как вы считаете, есть богатыри в наше время? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Где их можно встретить? (Ответы детей.)

- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Всегда матушка - Русь рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.

Игра была не простая,

Умная такая.

Те, кто в неё играют,

Богатырей уважают.

А нам же, друзья, на прощанье

Осталось сказать: «До свиданья!»

- Спасибо вам, ребята. В заключение я хочу вам подарить раскраски с изображением русских богатырей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине…» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со.

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 1. Развивать речь детей. 2. Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; составлять короткий рассказ на.

Конспект урока русского языка в 5 классе «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Методическая разработка конспекта урока по развитию речи на тему: «Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Подготовила:.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи» Тема занятия: «Составление рассказа по картине «Ежи» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Задачи: - образовательные: учить.

Конспект занятия по развитию речи — составление рассказа по картине «Собака со щенятами» в средней группеКонспект занятия по развитию речи — составление рассказа по картине «Собака со щенятами» в средней группе Задачи: - Связная речь: подвести детей к составлении ю небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине «На границе»Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине «На границе» Конспект открытого занятия Составление описательного рассказа по картине «На границе» Воспитатель: Кармаева С. В..

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы играем в кубики» Тема: "Составление рассказа по сюжетной картине: «Мы играем в кубики" Задачи: - Связная речь: учить детей рассматривать картину; формировать.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек» Тема: Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек. Цель: обучение составлять короткий описательный рассказ о времени года.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Жизнь животных осенью» Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи составление описательного рассказа по картине «Жизнь животных осенью» Цель. Формировать.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» для детей среднего возраста Занятие по развитию речи. Составление рассказа по картине: «Саша и снеговик»», с использованием ИКТ для детей среднего возраста. Цель: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с использованием приёмов по развитию речи у детей «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Опубликовано: 31 марта 2018 в 23:42
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД