Папки-передвижки

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Знакомство детей с русским календарно-обрядовым праздником «Кузьминки» (2 фото)

Ольга Гекк
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Знакомство детей с русским календарно-обрядовым праздником «Кузьминки»

Цель: Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через

знакомство с календарно - обрядовыми праздниками.

Программные задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания осенних месяцев и осенних календарных праздников.

- Знакомить детей с малыми фольклорными жанрами: пословицами и поговорками.

- Рассказать о старинном, обрядовом празднике «Кузьминки».

- Познакомить с традициями, связанными с этим праздником.

Развивающие:

- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

- Развивать сообразительность, фантазию, умение мыслить логически.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы, Знакомство детей с русским календарно-обрядовым праздником „Кузьминки“» размещена в разделах

- Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища.

- Воспитывать любовь к русским традициям.

- Обогащение словарного запаса: рябинник, листобой, грудень, бессеребренник.

Предварительная работа:

- Беседа на тему «Осенние изменения в природе».

- Рассматривание иллюстраций в альбоме «Осень».

- Разучивание пословиц, поговорок, примет об осени.

- Знакомство с предметами традиционного женского рукоделия.

- Посещение музея «Русская изба».

- Беседа о семейных праздниках и традициях.

Демонстрационный материал:

- Традиционная тряпичная кукла «Кузьма и Демьян».

- Картинки с изображением инструментов.

- Музыкальное оформление: фонограмма с русской народной музыкой.

Раздаточный материал:

- картонная заготовка подковы, дощечки, тесто, стеки, крупа (гречка, горох).

Форма проведения: Совместная деятельность.

Форма организации: Подготовительная группа.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

(Тихо звучит русская народная музыка, дети входят в зал, который украшен декорациями под русскую избу).

Хозяйка (педагог) встречает детей в русском народном костюме.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Как в старину говорили:«Здравствуйте, гости дорогие да желанные! (Дети приветствуют поклоном ). Проходите гости дорогие! Места всем хватит. Спасибо вам, что зашли ко мне в гости. Тепло ли Вам, уютно? А за окном гуляет холодный ветер. Уже поздняя осень. Давайте, вспомним все осенние месяцы и осенние календарно –обрядовые праздники. - Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей). - Как в старину называли сентябрь? А октябрь?

Педагог: В старину сентябрь называли рябинник, а октябрь –листобой. - Ребята! Скажите, а почему их так назвали? (ответы детей ). В сентябре поспевает рябина, а в октябре опадает листва. - А какой сейчас месяц? (ответы детей). - Как в народе называли этот месяц? (ответы детей). Грудень. Правильно, ноябрь, месяц студеный (очень холодный с долгими темными вечерами, да грудами замершей земли, не зря его в народе прозвали – «Грудень». Русский народ поговорки о ноябре придумал, вы знаете их? (ответы детей).

«Не сковать реку зиме без ноября –кузнеца».

«Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».

Педагог: Осень–это пора русских народных праздников. - Какой русский народный праздник в сентябре? (Ответы детей).14 сентября - начало бабьего лета! (Рано утром, женщины выходили к берегам рек, встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Хлеб делали для всех и скармливали домашним животным, в дар матушке Осенине).

27 сентября –праздник Воздвижения. Это начало холодов. -Какой русский народный праздник в октябре? (ответы детей). 14 октября –Покров Пресвятой Богородицы! В этот день девушки вымаливали себе жениха, да семейного счастья. – Какой русский народный праздник в ноябре? (ответы детей). 14 ноября - Праздник «Кузьминки».

Педагог: Правильно, праздник «Кузьминки» или осенние посиделки. -А вы знаете, что он означает? (ответы детей). Праздник «Кузьминки» - проводы осени и встречу зимы. Педагог: Сегодня о «Кузьминках» мы с вами поговорим. В старину, наши бабушки и прабабушки дедушки и прадедушки в это время отмечали окончание работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. Долгими осенними вечерами они собирались, водили хороводы, разговаривали и шутили. А называли эти вечера – посиделками.

-Какие работы завершали на поле и в огороде? (Ответы детей). Собирали капусту, морковь, вспахивали поля.

Педагог: На Руси считалось, что с «Кузьминок»начинаются первые морозы. Об этом морозе сохранилось много народных примет. -А вы знаете какие? (Ответы детей).

-Снежный день14ноября обещает будущей весной большой разлив.

-Демьянов путь-не путь, а только перепутье.

-Кузьма закует а, лишь Михайло раскует (на 21 ноября бывает оттепель).

-Не заковать реку зиме без Кузьмодемьяна.

Педагог: В честь кого назван праздник «Кузьминки»? (Ответы детей).

Да, это были два брата Кузьма и Демьян. Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами, они ходили по селам и помогали людям.

- Скажите, а деньги за свою работу они брали(Ответы детей).

-Как вы думаете, почему их стали называть бессеребренниками?

Денег (серебра) за свою работу не брали, делали просто так от души, люди стали называть их бессеребренниками.

Педагог: За добрые дела Кузьму и Демьяна стали считать покровителями кузнечного дела, они охраняли дом от всякой беды.

-Ребята, чем занимались кузницы? А что ковали кузнецы? (Ответы детей).

Правильно ковали: подковы, гвозди, опоры, косы, мечи.

А загадки про инструменты, вы знаете(Ответы детей). Дети находят отгадки на картинках. Один загадывает, другой находит.

-Сам худ, голова с пуд, на работу вышел каждый услышал. (молоток).

-Бьют Ермолку по затылку, он не плачет только носик прячет. (гвоздь).

-Всех на свете обшивает, что сошьет и надевает. (игла).

-Два кольца два конца, по середине гвоздик. (ножницы).

-Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (топор).

-Принялась она за дело: завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)

Педагог: А сейчас давайте поиграем в игру «Ремесленники». Вставайте в круг. Я вам буду называть ремесло, а вы показывайте, что они делали. (плотник, портной, кузнец). Ребята, давайте мы с вами побудем кузнецами и сделаем подкову-сувенир, на счастье. Проходите, садитесь, давайте украсим подкову кто, как хочет. (под спокойную русскую народную музыку, дети проходят за столы и украшают подкову).

На фото, подковы, украшенные детьми.

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Знакомство детей с русским календарно-обрядовым праздником «Кузьминки»

Педагог: Ребята, вы закончили? Давайте, ваши подковки на поднос и мы их подсушим. Красивые подковы получились. На празднике занимались не только ремеслом,но и пели, водили хороводы. Я вас приглашаю завести хоровод «На горе то калина».А сейчас, проходите, отдохните. (дети садятся на стулья).

Кузьма и Демьян были покровителями не только кузнечного дела, но и женского рукоделия. Одним из видов рукоделия является изготовление тряпичных кукол.

Есть кукла и на праздник «Кузьминки» (педагог показывает куклу «Кузьма и Демьян»).Она так и называется -Кузьма и Демьян. Ещё их называют «Неразлучники».

Этой куклой не играли, а располагали над рабочим местом и оставляли на весь год до следующего праздника.

А сейчас не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

-Какие труды (такие плоды).

-Семь раз отмерь (один раз отрежь).

-Землю красит солнце (а человека труд).

-Красна птица перьями (а человек уменьями).

-Под лежачий камень (вода не потечёт).

-На печи заседать (хлеба не видать).

-Труд человека кормит … (а лень портит).

-Скучен день до вечера … (коли делать нечего).

Дети продолжают русские пословицы

Фото «Кузьминки»

На «Кузьминках» обязательными блюдами на праздничном столе были :каша с кусочками курицы, куриная лапша и пирог из курицы, назывался он «курник». Все блюда готовили с добавлением куриного мяса. Ведь недаром говорили «На Кузьму Демьяна курицу на стол».

За столом гости шутили, угощались, посиделки продолжались. Ну что, ребята не устали?

Есть у меня одна шуточная игра, под названьем «Он -она!».И пускай играет то, кто игру мою поймёт.

-Он слон, она?. (слониха).

-Он лось, она?. (лосиха).

-Он ёж, она?. (ежиха).

-Он заяц, она (зайчиха).

-Он кот, она?.

Ну конечно, это кошка (Ну, ошиблись вы немножко).

Вот так, незаметно проходило время, посиделки заканчивались.

Итог занятия (Вопросы к детям).

- С какой обрядовой куклой вы познакомились(«Кузьма и Демьян»).

-К какому календарно - обрядовому празднику эта кукла? («Кузьминки»)

-Кто были Кузьма и Демьян (кузнецами).

-Чем они занимались? (помогали людям).

-Как назывался праздник,когда вечерами люди в гостях играли,шутили, угощались (посиделки).

Вот и наши посиделки закончились. Вот вам ребята, за ваши труды угощение. Проходите, мойте руки и угощайтесь. До свидания! Гости дорогие! (Под тихую, русскую, народную музыку дети выходят).

Публикации по теме:

«С праздником, милые мамочки!» Сценарий утренника ко Дню 8 марта для детей подготовительной группы Ведущий: Да, знают взрослые и дети, Что женщин много живет на свете. Но согласитесь, что мужчины – Это женщин вторая половина! И для всех,.

Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством» Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством». Тема: Русские народные.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Тема: Встреча весны. Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре.

Конспект НОД с применением ИКТ в подготовительной группе «Знакомство детей подготовительной к школе группы с космосом» Цель: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире. Задачи: образовательные: Сформировать.

Музыкальное занятие для подготовительной группы «Ознакомление с русским праздником Куделица» Цель: Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с осенним русским народным праздником – Куделица.

НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей и подготовительной групп «Знакомство с праздником Благовещение» Занятие по духовно- нравственному воспитанию для детей старшей и подготовительной группы. Тема: «Знакомство с православным праздником.

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с народными календарно-обрядовыми праздниками Велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни. Б. М. Кустодиев Влияние русских народных.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица Актуальность Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность.

Сценарий проведения гостиной «Знакомство с Испанией» для детей подготовительной группы Путешествие в Испанию. Дети выходят в зал под музыку Безе ВЕДУЩИЙ Добрый день уважаемые гости! Мы всей нашей группой решили совершить.

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Знакомство детей с русским календарно-обрядовым праздником «Кузьминки»
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 20:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД