Елена Обручкова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа»
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи
Познакомить детей с русским народным творчеством.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
Формировать знания детей о традициях русского народа, вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
Воспитывать уважение к труду мастеров народных промыслов.
Осваивать выполнение движений в русских народных играх.
Оформление: зал оформлен в русском народном стиле, на столах расставлены образцы народного творчества (изделия хохломы, гжели, дымковские игрушки, корзина с музыкальными инструментами, короб.
Ход НОД
Организационный момент
Дети хороводным шагом идут «змейкой» за воспитателем по залу под русскую народную мелодию. Подходят к двум ребятам, одетым в русские народные костюмы.
Воспитатель. Ребята, мне кажется, мы попали в Древнюю Русь. Нас встречают ее жители. Давайте с ними поздороваемся. (Дети кланяются.)
А во что они одеты?
Дети. В русские народные костюмы.
Воспитатель. Правильно. Из каких частей состоят эти костюмы?
Дети. Косоворотка, шаровары, сапоги, кокошник, сарафан, рубашка.
Воспитатель. В этих костюмах ходили очень давно наши предки. А как ы понимаете, кто такие предки?
Дети. Дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки.
Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель. Я вам загадаю загадку, а вы подумайте и постарайтесь ее разгадать.
Наряд мой пестрый,
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я веселая игрушка,
А зовут меня (Петрушка).
Выбегает Петрушка (на груди у него висит короб).
Петрушка. Э-ге-ге! Здравствуйте, народ честной! Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я – Петрушка! Я- герой русского народного театра. Я не люблю ленивых, врунов, злых людей, но всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых.
Петрушка снимает короб и ставит на стул.
Воспитатель. Петрушка! Все дети у нас трудолюбивые, добрые, говорят только правду.
Петрушка. Ребята, а вы помогаете дома своим мамам? Какие обязанности вы выполняете дома?
Ответы детей.
Воспитатель. Петрушка, какие молодцы наши ребята, не боятся трудностей, трудолюбивые! А еще они знают много пословиц о труде и тебе сейчас расскажут.
Дети. Кончил дело - гуляй смело. Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Мала пчелка, да и та работает.
Землю красит солнце, а человека – труд. (И т. п.)
Воспитатель. Петрушка, дети у нас не только трудолюбивые, но и очень дружные.
Один из детей читает стихотворение о дружбе.
Петрушка. Молодцы, ребята- и трудолюбивые, и дружные! Издавна у людей была традиция – без подарка в гости не приходить. Вот и я принес подарки.
Петрушка становится напротив детей, берет корзину с музыкальными инструментами, достает по одному инструменту и просит назвать то, чтоон достал. Передает несколько инструментов воспитателю и несколько держит сам.
Дети называют инструменты: ложка, бубенцы, колокольчик, бубен, балалайка.
Петрушка. Ребята, а как одним словом называются эти инструменты?
Дети. Народные музыкальные инструменты.
Воспитатель. Давайте покажем нашим гостям как мы умеем на них играть!
Раздает с Петрушкой инструменты детям. Дети передвигаются на кружочки под музыку вместе с Петрушкой и выполняют музыкальные движения. У Петрушки в руках балалайка. Затем дети садятся на стульчики.
Ребенок. Народ придумывал много потешек, песен, сказок, поговорок. Это творчество передавалось их детям, а начиналось все с колыбельной.
Воспитатель. Наши девочки сейчас покажут, как пели на Руси мамы своим детям.
Девочки поют колыбельные песни, в руках держат тряпичных кукол.
Ой-ли, ой-ли, ой-лю-ли,
Прилетели голуби.
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Бай-бай, баю-бай
Спи, малыш мой, засыпай.
Спи младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою,
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки баю.
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
Воспитатель. Спасибо, девочки!
Ребята, какие в этих колыбельных слова?
Дети. Добрые, ласковые, их поют тихим голосом.
Воспитатель. Мамы всегда с любовью относились к своим детям.
При любом случае использовали песенки, потешки, заклички. Давайте послушаем, что напевали мамы своим детям при умывании, расчесывании волос, кормлении.
Девочки поют, имитируя движения, остальные дети за ними повторяют.
Водичка, водичка, умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся-
Маму, дочка, слушайся.
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
Воспитатель. Вот такие добрые песни и потешки пели малышам мамы. А вы любите своих мам? Давайте скажем ласковые слова о маме.
Дети. Нежная, милая, заботливая, ласковая, добрая, внимательная, отзывчивая (и т. п.).
Петрушка выходит с коробом, в котором лежат игрушки-изделия народных промыслов.
Петрушка. Дети, я знаю еще одну традицию (Пока он говорит, воспитатель выносит стол с образцами одных промыслов).
По выходным люди собирались семьями и шли на ярмарку, где продавались различные предметы, игрушки, созданные народными мастерами. (Достает из короба по одной игрушке) Дети, что это за игрушка?
Дети называют.
Воспитатель. Я вас приглашаю на ярмарку.
Под веселую музыку идут к столам.
Воспитатель. Из чего сделана эта игрушка? Какие краски использовал мастер, когда расписывал ее?
Ответы детей.
Воспитатель. Какие рисунки использовали мастера при росписи этих изделий?
Дети. Веточки, ягодки, завитки.
Воспитатель. Люди бережно относились к природе, изображали ее на
своих рисунках и с любовью называли речку-быстрой, солнышко-красным, травушку-шелковой.
Дети.
Солнышко, солнышко,
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут-
Тебя в гости ждут!
Ах ты, речка-реченька, чудны берега!
Как слезинка чистая,
В реченьке вода.
Дети рассматривают дымковскую роспись, затем гжель и хохлому.
Воспитатель. Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важной была традиция гостеприимства.
Просим дорогих гостей к нам на чаепитие и угощаем баранками!