Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Идёт волшебница зима»

Евгения Захарова
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Идёт волшебница зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

педагога с детьми подготовительной к школе группы

Интегрированное занятие

«Идёт волшебница зима»

Составила:

Воспитатель:

Захарова Е. В.

Тема: «Идёт волшебница зима».

Задачи:

• Развивать у детей умение находить и объяснять различия между стихотворением (поэзией) и рассказом (прозой).

• Обратить внимание на образные слова, как средства выразительности.

• Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

• Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

• Учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний фон пейзажа.

• Воспитывать эстетические чувства.

Проблема: Какая же она – зима?

Ход занятия:

Ребята, мы с вами очень ждали прихода волшебницы зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. Какие они (легкие, воздушные, кружевные). И вот дождались снежных морозных дней. Мы с вами заметили, что когда очень холодно, снег рыхлый, мягкий, хрустит под ногами, а в тёплую погоду, снег тяжёлый, мокрый, липкий. Снег даже пахнет. Кто помнит чем? (Свежестью, чистотой, морозом).

Так какая же она – зима?

Художники, поэты и писатели тоже любуются этим временем года и рассказывают нам об этом в своих произведениях.

Кто из вас знает, чем отличаются произведения поэтов от произведений писателей. Поэту пишут стихи (поэмы, а писатели рассказы (прозу). А чем отличается стихотворение (поэзия) от рассказа (прозы? В стихотворении (поэзии) есть рифма, а в рассказе (прозе) рифмы нет.

Мы сейчас с вами сравним произведения поэтов и писателей. Послушайте, как говорят поэты о зиме. Стихотворение поэта Ивана Никитина «На безлюдный простор…»

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудре,

Словно рад он чему, -

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Как красиво называет зиму поэт в своём стихотворении? Гостья – зима. А какие образные выражения вы услышали в стихотворении? (Чёрные кудри, как алмазы, песни севера петь, строй мосты, ковры расстилай).

Ребята, кто ещё знает стихи о зиме? Читают дети.

А. С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

П. А. Вяземский «Зима».

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

Как красиво называют зиму поэты в своих стихотворениях? А какие образные выражения вы услышали?

Мы услышали, как нежно и ласково обращаются к зиме поэты.

А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из рассказа писателя Георгия Скребицкого о волшебстве зиме:

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Любуется Солнышко картиной Зимы — глаз оторвать не может.

Какие образные выражения использовал автор для описания зимней природы?

Мы услышали, как по – разному поэты и писатели называют зиму.

А сейчас я приглашаю вас отправиться в сказочный лес и посмотреть, как же там похозяйничала зима.

Ребята перед вами картины известных художников Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и Игоря Эммануиловича Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» и Февральская лазурь».

1. Картина И. И. Шишкина «Зима»

Посмотрите, какой большой дремучий, непроходимый лес изобразил художник. Кругом стоят стены деревьев.

- Каким кажется снег возле деревьев? (слегка коричневый, кремовый)

- А в тени деревьев? (голубоватый)

- Посмотрите, только там, где среди деревьев есть просвет, солнце освещает поляну и окрашивает деревья в какие тона? (жёлтые).

- Каким цветом снег на ветках? (голубой).

2. Картина И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»

А вот так представляет себе зиму другой художник. Посмотрите, какой сказочной и необыкновенной красоты эта картина.

- Как вы думаете, какие деревья изображены на картине? (берёзы). Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, кажется, что это снежная бахрома.

- А какой основной фон картины? (розовато-сиреневый, розовато - голубой).

- Небо у горизонта тоже окрашено необыкновенным цветом. Каким? (лимонно-желтым, а выше? (зеленоватое, голубовато-сиреневое).

3. Картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

А здесь художник представляет зиму совсем другую. Обратите внимание, какие белоствольные берёзы стоят.

- Какой вам кажется береза, изображённая на переднем плане? (огромная, могучая).

Каким она цветом? (белого). И у неё множество белых ветвей, которые смотрят вверх, как будто приветствуют утро.

- На деревьях ещё остались старые листья, их освещает солнце. Каким они стали цветом? (рыжевато-красные).

А как чётко здесь виднеется небо. Какое оно? (синее, ясное, чистое, с бездонной синевой в вышине.

- Каким цветом стал снег от ясного солнца? (Розоватым). А под тенями берёз? (Синим). Воздух кажется чистым и прозрачным.

Ребята, мы рассмотрели, как художники чувствуют зиму, и как передают её в своих произведениях. А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою зимнюю картину. Фон у нас уже готов, мы его нарисовали заранее.

Ваша задача подумать, какая будет у вас зима, какие деревья будут в вашем зимнем лесу, какие краски вы будите использовать.

Итог: посмотрите, какая разная у нас получилась зима, какие чудесные зимние пейзажи.

Какая зима на твоей картине?

Так какая же она зима?

Глядя на ваши работы, мне вспомнилось стихотворение поэта Федора Тютчева. «Чародейкою зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Список литературы:

1. Г. Н. Давыдова. Нетрадиционная техника рисования в детском саду.

2. О. А. Скорлупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима».

3. А. В. Аджи. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе.

4. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.

Публикации по теме:

Приемы активизации познавательных процессов детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности .

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Идёт волшебница зима»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 23:02
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....