Конспект НОД «Изготовление кукол наших бабушек» (подготовительная группа)

Наталья Дмитриева
Конспект НОД «Изготовление кукол наших бабушек» (подготовительная группа)

Развитие у дошкольников интереса к народному творчеству.

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

Тема:«Изготовление кукол наших бабушек».

Програмные задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения кукол: кукла – «закрутка», кукла- «обрядная», кукла- «матрешка».

2. Познакомить с новым материалом- нитками, ее особенностями.

3. Учить мастерить куклу из ниток: равномерно накручивать нить на основу, не стягивая ее, завязывать узелки.

4. Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук.

5. Воспитывать уважение и побуждать интерес к народным традициям.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.

Материал и оборудование:группа оформлена атрибутами старинной мебели (макет избы, печка, прялка, рушник, платки, самовар.) , образцы кукол (кукла «закрутка», кукла «обрядная», кукла сувенирная «матрешка», современные куклы, корзина с нитками, аудиозапись русских народных песен.

Для детей: цветные нитки, ножницы, основа для намотки, поднос.

Предварительная работа: заучивание потешек, небылиц, пословиц.

Организованная деятельность:

1. Дети заходят в группу «избу».(звучит русская народная музыка). Их встречает Хозяйка.

Дети: Утро доброе, Хозяюшка!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто к нашему дому,-

Дорогим гостям, милым детушкам.

Наделил бы нас Господь и житием и бытием

И здоровьецем!

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Ребенок: Много гостей, много новостей.

Ребенок: Какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.

Ребенок: Гостю почет, а хозяину честь.

Хозяюшка: Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Есть такая примета- когда дети много и усердно играют в куклы, то в семье прибыль, если же небрежно обращаются с игрушками – быть беде. Верили, что кукла охраняла детский сон и оберегала ребенка.

(Рассказ сопровождается рассматриванием кукол).

Ребенок: Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика-голова куклы. Эта часть куклы символизировала духовную жизнь человека.

Хозяюшка: Долгие годы лицо не расскрашивалось исключительно по суеверным соображениям, изображенное лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может стать плохо. Кроме того, глаза –«зеркало души»- необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека. Иногда на месте лица рисовали крест: крест считался добрым знаком.

Ребенок: (рассказывает и показывает куклы «свадебная парочка» (обрядная).

Куклу дарили родственники молодым на рушнике во время свадьбы. Общая рука символизировала крепкий брак, а красный цвет- единение в любви. Кукла хранилась в красном углу избы. Когда рождался первенец, рушником начинали вытираться, а куклу давали ребенку.

Ребенок: Шли годы, менялся окружающий мир ребенка, а вместе с ним постепенно изменилась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. У кукол девочек красивые прически, разноцветные платья, туфельки.

Хозяюшка: Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша русская матрешка и то, и другое. Изначально эта игрушка была придумана в Японии-это был дед. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство, вставленных одна в другую. Означало это божество, счастье, долголетие. Однажды эту традиционную куклу увидел русский художник. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки. Кто-то произнес «Настоящая матрешка» и назвали ее матрешка. Она была одета в русский сарафан и платочек.

Ребенок: Как над речкой, над рекой

Вышел месяц молодой.

Вышел месяц погулять

Ну, а ребятки-поиграть.

2. Проводится русская народная игра «У кого в руках матрешка».

Дети становятся в круг, передают из рук в руки матрешку. Произносят:

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко».

У кого в руках оказалась матрешка, тот пляшет с куклой под русскую народную мелодию, остальные дети хлопают в ладоши.

3. Хозяюшка: Хорошо пляшите. А я вам приготовила сюрприз (показывает корзину с цветными нитками). Куклы можно изготовить из ниток. В зависимости от выбранного цвета ниток, кукла будет девочка или мальчик.

Посмотрите, какие веселые куклы получились.

Рассматривание схемы-опоры.

1. Чтобы получилась такая кукла нужно намотать нить на картонную заготовку, затем нитки снять с намотки и разрезать. Получится заготовка.

2. Выделить туловище и голову, перевязав ниткой. Руки перевязать, немного отступая от края.

3. Перевязав туловище и отделив ножки, можно сделать куклу- мальчика.

(Дети садятся за столы и приступают к работе. Во время работы рассказывают небылицы, пословицы.)

Хозяюшка: Небылицы в лицах.

Сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки и творят насмешки.

Ребенок: На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается, а посмеяться хочеться.

Ребенок: Как на речке на реке

Плыл утенок вдалике.

Он во зеркальце поглядывает

Красну девицу выглядывает.

Свои перышки поглаживает

Да за девицей ухаживает.

Ребенок: Чики-чики-чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке.

Мальчик на собачке.

Физминутка

По дорожке Валя шла (дети шагают)

Клубок ниточек нашла (наклон вперед)

Клубочек катится (круговое вращение рук перед грудью)

Нитка тянится.

Я за ниточку взяла,

Потянула, порвала. (руки в разные стороны).

Поговорки:

Делать как нибудь- так никак и будет.

С ремеслом не пропадешь.

Без труда не вытащишь и рубку из пруда.

4. Собираем гирлянду из сделанных кукол.

Публикации по теме:

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства.Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Интегрированное занятие в младшей группе «Накормим кукол мороженым» Занятие в младшей группе Тема: «Накормим кукол мороженым» Составила: Баданова Ольга Викторовна Кемерово 2012 ЦЕЛЬ. Обучение сюжетной игре.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект НОД «Изготовление кукол наших бабушек» (подготовительная группа)
Опубликовано: 2 марта 2014 в 17:01
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Праздник «Широкая Масленица»
Праздник "Широкая Масленица! " Собирайся, народ! Масленица в гости идет! Праздник подготовили: музыкальный руководитель Завьялова О. С, тренер по...
Рождественские колядки для детей. Фотоотчёт.
Колядуют в ночь с 6 на 7 января. Чаще всего колядовать ходят дети и молодые люди. В рождественских колядках принято прославлять Христа, поздравлять хозяина и...
Фотоотчет с концерта Ирины Дубцовой
Так фейерично и красочно встречал жителей и гостей города Белгорода гостеприимный ДК "Энергомаш", где в последний новогодний день каникул дала свой живой...
Кукла Перевертыш на веретене. Мастер-класс.
Не так давно в соц. сетях я встретила небольшой ролик, так называемую "гифку", с куклой Перевертыш на веретене. С тех пор все мои мысли были об этой кукле....
Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической...
Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой картонный...