Елена Горенкова
Конспект НОД «Как появились деньги»
НОД «Как появились деньги»
Цель:
организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к нормам и ценностям социально-экономического общества;
взаимодействие детского сада и семьи в становлении начал экономических знаний.
Познавательное развитие
Задачи:
— закреплять знания об истории появления денег, возникновении металлических денег, валютах разных стран;
— содействовать развитию логического мышления;
Публикация «Конспект НОД „Как появились деньги“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
— развивать любознательность, мышление, умение видеть составные части множества, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Социально-коммуникативное развитие Задачи:
— создавать условия для формирования элементарных экономических знаний;
— помогать осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятии «труд — продукт деньги»;
— расширять представление о процессе создания денег;
— знакомить с основами экономической культуры;
— развивать дружеские взаимоотношения между детьми;
— формировать умение высказывать предложения, делить простейшие выводы, излаг;гп. свои мысли понятно для окружающих.
Физическое развитие Задача: совершенствовать мел кую моторику.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин», рассматривание альбомов «Монеты и банкноты», приглашение на занятие родителя.
Словарная работа: деньги, купюры, монеты, рубль, кредитная карта, бартер.
Оборудование: аудиозаписи, компьютерная техника для показа презентации, мультфильм;, образцы бумажных денег, монеты, рулон ткани, слитки (кирпичики пластилина, обернутые серебристой фольгой, игрушечный топорик, весы, стаканы с водой для опыта, лупы, выставка «Копилочка» (семейные копилки детей, стул для приглашенного гостя — нумизмата.
Мероприятие проходит в групповой комнате, разделенной на три
зоны: выставка ««Копилочки», познавательная зона, лаборатория. Детские стулья расставлены полукругом. Перед стульями стоят экран, стол, на столе приготовлены атрибуты (рулон полотна, ножницы, игрушечный топорик, слитки, образцы бумажных денег). В раздевалке группы находится приглашенный гость. Дети рассаживаются на стулья.
Ход занятия
Игра психологической направленности «Приветствие»
- Руки другу протяни (дети стоят в кругу,
Крепко за руки возьми (держатся за руки).
Справа друг и слева друг (поворачиваются и смотрят друг на друга,
Получился дружный круг (поднимают руки вверх).
Добрый день вам, детвора,
Рада видеть вас всегда!
Воспитатель. Ребята, вы лю
бите смотреть мультфильмы?
Дети. Да.
Воспитатель. Мы посмотрим отрывок из мультфильма «Муха-цокотуха». Внимательно смотрите и слушайте, о чем говорит автор.
1. Проводится просмотр мультфильма.
Воспитатель. Муха по полю пошла, муха что нашла?
Дети. Денежку.
Воспитатель показывает денежку- картинку
Воспитатель. Пошла муха на базар и что сделала?
Дети. купила самовар.
Воспитатель. А что такое деньги?
Дети отвечают.
Воспитатель
– Деньги – это предмет, придуманный людьми, с помощью которого расплачиваются за работу, покупают нужные предметы и продукты.
Воспитатель. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Встаём в круг. Для игры понадобится денежка, найденная Мухой-цокотухой. Пустим её по кругу и каждый скажет, для чего нужны деньги и на что их можно потратить. Итак, деньги нам нужны, чтобы:
Дети:
покупки продуктов питания,
оплаты бытовых услуг,
развлечений,
проезда на транспорте,
покупки подарков,
помощи бедным.
(Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т. д).
( Воспитатель: подвести итог и если что-то не сказали, добавить и посадила детей)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, давным-давно деньги были такими же, как сегодня, или нет?
Дети отвечают.
Воспитатель. Хотите узнать, какие деньги были в далекие древние времена? Для этого я предлагаю вам сесть на стульчики и посмотреть отрывок из мультфильма «Фиксики».
*** ПОСАДИТЬ ДЕТЕЙ***
2. Проводится просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики».
Воспитатель. Ребята, чем обмениваются в мультфильме древние люди?
Дети отвечают.
Воспитатель. Да, они меняют один товар на другой. Обмен одного предмета на другой называется бартер. Кто-то менял рыбу на яйца, кто-то мясо на шкуру. Но просто обмениваться вещами стало трудно, люди придумали использовать для покупок более ценные и необходимые предметы.
Подойдите к мальберту и назовите их, они нарисованы на картинке. Указкой показываю и говорю кому называть.
Мольберт с картинками (переворачиваю)
Дети. Соль, зерно, рис, чай, мех, ракушки, лен, полотно изо льна.
Воспитатель. Что такое полотно? (стол маленький стоит за шкафом с игрушками, на нем полотно и слитки)Это длинный кусок ткани, свернутый, в трубочку в рулон. От слова «полотно» пошло слово «платить». Приходил человек на базар, выбирал необходимую вещь, если это было что-то дорогое — отрезал большой кусок ткани, если не очень дорогое, отрезал маленький кусок. (Берет рулон материала и режет при детях.) Отсюда и пошло слово «платить».
Воспитатель:
- Но с рулоном полотна каждый раз ходить на базар было удобно было?
Поэтому древние люди придумали слитки из серебра (от слова слитые). А слитые, потому что жидкое серебро заливали в формочку (как вы играете в песок) и оно там застывало, становилось твердым. Слитки были разных размеров: от маленького до большого.
Воспитатель показывает: (Берет макет серебряного слитка.)
Я беру кусок пластилина. Представьте, что это слиток. Приходил человек на базар, хотел что-то купить, если не очень дорогое — отрубал (а слиток, как камень твердый) небольшой кусочек серебра, а если что-то дорогое хотел приобрести — отрубал большой кусок и отдавал продавцу. Отсюда пошло название «рубль» — рубить, отрубить.
Воспитатель берет игрушечный топорик и показывает опыт, сидя за столом.
Ребята, а сейчас встанем в кружок на свободное место и проведём физминутку «Буратино потянулся»
Физкультминутка «Буратино потянулся»
Воспитатель
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетки,
Закопать их в поле редко.
(Движения по тексту)
***ПЕРЕХОД НА СТУЛЬЧИКИ – ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН-презентация***
Воспитатель. Ребята, а в наше время какие деньги существуют?
Дети. Монеты, бумажные деньги.
Воспитатель. Хотите узнать, как появились монеты и бумажные деньги?
Монеты делали кузнецы, которые работали с молотками и металлом. Они клали кусочек серебра на наковальню и ударяли молоточком с рисунком — чеканом. Молоточек тук — отчеканился и отпечатался рисунок. А монеты не всегда были неодинаковые, одни были тонкие, сильно сплюснутые, а другие — толще, тяжелее. Это зависело от силы удара кузнеца.
Слайд 1 (Кузнецы чеканят деньги)
Поэтому люди изобрели машины — станки, чтобы чеканить деньги, и сила удара у них всегда одинаковая.
( Показывает современные монеты: одинаковые, шовные.)
Воспитатель включает компьютерную презентацию.
Слайд2 Иван грозный
Был такой царь — Иван Грозый. Его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты — копейки, от слова копье — копейка. Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете почему?
Слайд 3 Монета с всадником
Ведь когда монет много, их нести тяжело. Если нужно было купить что-то дорогое, нужно было нести большой мешок монет, тяжелый.
Слайд4 Мешок денег
Именно поэтому люди придумали другие деньги — бумажные.
Их еще называют «купюры». Давайте, ребята, сравним, что тяжелее: бумажные деньги или монеты, а для этого я предлагаю вам пройти в лабораторию и провести опыты.
***ПЕРЕХОД В ЛАБОРАТОРИЮ***
Лаборатория
Встали рядом со стульчиками, друг за другом идем в лабораторию. (стульчики детям и воспитателю)
Звучит музыка, воспитатель с детьми переходят в лабораторию, где столы расставлены буквой «П». На столах лежат лупы, салфетки для вытирания рук, стоят прозрачные стаканчики с водой, тарелочки с монетами и распечатанными бумажными деньгами, детские весы. Дети проходят за столы, присаживаются на стулья.
Воспитатель.
- Давайте проведем опыт: взвесить бумажные деньги и монеты.
- что можно узнать из этого опыта, взвешивая деньги. (ответы детей – сравнить, что тяжелее)
- А вы как думаете что тяжелее?
- Проверим наши предположения.
Опыт1. Воспитатель проводит опыт с весами.
Воспитатель. Чтобы провести опыт, нам надо взять весы и деньги. В одну чашу весов я кладу купюры, а в другую — монеты. Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети отвечают. - монеты тяжелее, чем бумажные деньги
Опыт2.
- я предлагаю взять монеты и рассмотреть их с помощью прибора.
- Что это за прибор? (лупа)
Дети рассматривают.
Воспитатель.
Ребята, как вы думаете, где лицевая сторона монеты?
Аверс монеты — лицевая, главная сторона. На аверсе изображены государственный герб, эмблема. На российских монетах номиналом в 1,2,5,10 рублей изображен орел. Поверните монету лицевой стороной, где изображён орёл.
- Сколько у него голов?
- Куда они повёрнуты, в разные стороны или в одну.
- Где орёл – это лицевая сторона и называется (можно сказать всем вместе хором)
- Переворачиваем это обратная сторона монеты, называется реверс. На ней изображён номинал монеты. Это стоимость монеты в рублях.
- Гера, сколько рублей твоя монета, у Ули….
- на какую из этих монет можно приобрести больше товара?
- Мы выяснили что у монеты есть лицевая сторона-аверс, и обратная – реверс.
- Монеты и лупы отложите в сторону.
Опыт3.
Воспитатель. У каждого из вас на столах стоят стакан и контейнер с водой. Пододвиньте к себе.
-В стакан опустите монету, а в контейнер бумажные деньги.
- Что произойдёт?
- Проверяем.
- Ребята, что произошло с бумажными купюрами (деньгами) и монетой:
— в воде монета тонет, а купюра плавает;
— в воде купюра погибает, а монета живет, она не портится и дольше хранится;
— купюра бумажная, а монета. ;
— монета металлическая, а купюра. .
Дети отвечают.
ВЫВОД по трё м опытам:
-метал деньги тяжелее бумажных
- выяснили что у монеты есть лицевая сторона-аверс, и обратная – реверс.
- купюра погибает, а монета живет, она не портится и дольше хранится.
Воспитатель: Оставляем лабораторию в порядке.
Воспитатель: Ребята, опыты мы провели, поэтому можем покинуть лабораторию. Я предлагаю вам поиграть в игру «Покупки». Встаем в круг и говорим такие слова:
Эх, ребята, не зевайте,
Денежку передавайте,
Денежку передавайте
И покупку совершайте.
Как только слова закончились, смотрим, у кого денежка осталась в руках, тот и говорит, что бы он купил.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где можно хранить и копить деньги?
Дети. В копилке, банке.
***ПЕРЕХОД В ЗОНУ «ВЫСТАВКА КОПИЛОК»***
Воспитатель. Давайте отправимся на нашу выставку копилок.
Под музыку дети вместе с воспитателем отправляются на выставку «Копилочка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные копилки. Кто мне скажет, что такое копилка? Копилка — емкость или специальное приспособление для хранения или накопления монет. Она представляет собой фигуру, изображающую животных, фрукты, овощи с небольшой прорезью, в которую опускаются монеты.
Рассматривание копилок
Воспитатель: Гера, какая копилка тебе, понравилась? А тебе Ульяна?
*** ПЕРЕХОД В ЗОНУ ПОЗНАНИЯ***
Воспитатель.
- Ребята, кто знает, как называется наука, изучающая монеты? Коллекция монет – это целая наука под названием «нумизматика», а человека, который коллекционирует деньги, называют нумизматом.
- К нам в гости пришел такой человек - нумизмат. Он долгие годы собирает монеты и купюры разных стран. Давайте внимательно послушаем его и узнаем, чем еще монеты и купюры отличаются друг от друга.
Гость входит в группу и присаживается на стул. В руках у него альбом с купюрами и монетами разных стран.
Гость. Здравствуйте, ребята. Я долгие годы коллекционирую монеты и купюры разных стран — я нумизмат. В моей коллекции есть разные деньги : купюры из Америки, Украины, Белоруссии и других стран мира.
бумажными купюрами Америки является доллар. На нем изображены американский президент и название на английском языке.
Деньги Белоруссии — это белорусский рубль. На лицевой стороне рубля изображены лесные животные, достопримечательности. На обратной стороне — изображение государственного герба.
Купюрами Казахстана является казахстанский тенге. На лицевой стороне изображены портреты правителей, воинов, великих людей. На обратной —герб, геометрические построения и формулы, горы.
Нумизмат:
- Я много лет занимаюсь коллекционированием монет. У меня есть и иностранные монеты, и монеты прошлых лет. Мне они очень нравятся своей необычностью и разными рисунками на них. Теперь, когда вы знаете столько много о деньгах, может кто-нибудь из вас решит собирать монеты и пополнять свою коллекцию.
- Ребята, мне пора с вами прощаться. До свидания. (уходит)
Воспитатель. Ребята, я для вас приготовила купюры (образцы денег для сюжетно-ролевой игры «Магазин»,которые мы используем для сюжетно ролевой игры Магазин.
- Наше занятие окончено. Скажем всем до свидания.
Литература
Киреева Л. Г. Играем в экономику. Волгоград, 2007.
Курах Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
Смаленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. СПб., 2008.
Шатова А. Д. Дошкольник и. экономика: авторская программа. М., 1996. ел. А на юбилей