Конспект НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»

Олеся Павлова
Конспект НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Задачи:

«Познание»:

- познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;

- донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

«Социализация»:

- формировать первичные гендерные представления;

- развивать такие социально – психологические черты, как – терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивой, тактичной в общении – у девочек;

- развивать активность и способность выполнять более тяжелый физический труд – у мальчиков.

«Коммуникация»:

- продолжать работу по обогащению словаря словами: соха, пахарь, сеятель, серп, жатва, цепа;

- помогать детям осваивать выразительные средства языка (стихи, загадки, поговорки).

«Художественное творчество»:

- формировать умение работать с соленым тестом.

Методы и приемы:

Практические:

- театрализованное действие с кукольным персонажем;

- пальчиковая игра «Колоски»;

- игровые упражнения, имитирующие косьбу и обмолот зерна;

- лепка из соленого теста.

Наглядные:

- показ иллюстраций;

- рассматривание, демонстрируемых воспитателем, настоящих колосьев пшеницы и ржи.

Словесные:

- рассказ, стихи, загадка, попевка, поговорки.

Материал, оборудование:

- игрушка домовенок Кузя, театральная ширма, кукольная мебель и посуда для чаепития;

- колосья пшеницы и ржи;

- мука, соленое тесто;

- иллюстрация с изображением пахаря, сеятеля, процесса жатвы и молотьбы в старину;

- приспособления для лепки: доска, стеки, салфетки.

Логика образовательной деятельности:

Сюрпризный момент.

Приходит домовенок Кузя и жалуется, что у него нет хлеба для встречи друга.

«Хлеб всей жизни голова!

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!»

Воспитатель спрашивает детей, как помочь Кузе? (ответы детей).

Одно из предложение – сходить в магазин.

Кузя:

- Да ходил я. Нету там хлебушка. Что же делать? Нафаня мне этого не простит! (ответы детей).

Воспитатель интересуется какие продукты необходимо взять, чтобы самим выпечь хлеб. (ответы детей).

- Мука – это основной продукт для выпечки хлеба. А откуда взялась мука? (ответы детей).

Кузя:

- Ой, как у вас все легко и просто. А вот вы знаете, как люди в старину выращивали хлеб? Ну, что ж, устраивайтесь поудобнее, я вам расскажу.

В далекие времена на русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры.

- Зачем? Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? (ответы детей).

- Что оставалось на месте деревьев? (ответы детей).

Начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней.

И вот уже на этом месте не лес, а …. (поле). Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.

В землю теплую уйду.

К солнцу колосом взойду.

В нем таких, как я,

Будет целая семья.

- О чем эта загадка? (ответы детей).

Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы, или ржи.

Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

Давайте представим себе, что мы сеятели. (дети изображают описанные действия).

- Как вы думаете, какая погода должна быть в день сева? (ответы детей).

- Почему?

- Что необходимо для жизни и роста растений? (ответы детей).

Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлева каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

- Дети, а давайте теперь представим, что мы колоски в поле.

Пальчиковая гимнастика «Колоски»:

По весне поле вспахали (скользящие движения ладоней друг о друга).

Зерном поле засевали (прикасаются одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону «сеют»).

Солнце припекает (перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки).

Землю согревает (опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу).

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянуться они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).

Ветер налетает, колоски качает (покачивают руками над головой).

Вправо пригнулись, влево качнулись (наклоняют корпус и руки вправо, влево).

А как дождичек пройдет (медленно опускают руки, шевеля пальцами).

Рожь водицу пьет и пьет (складывают ладони чашечкой и подносят ко рту).

Вот какая нива! (поднимают руки, пальцы раздвинуты).

До чего ж красива! (трясут кистями рук над головой).

И вот, выросли наконец хлебные колосья, (показывает колосья пшеницы и ржи) в конце лета поспели. Пора убирать хлеб, началась жатва. Раньше это делали так.

Мужчины брали косы, а женщины серпы и шли в поле. Колосья скашивали и собирали в снопы.

- Давайте с вами попробуем косить (дети делятся: мальчики показывают как работают косой, а девочки серпом).

Далее снопы нужно было обмолотить. Это очень тяжелый труд и справляться с ним могли очень сильные и физически развитые мужчины. Они брали цепу и били ею по снопам, что бы зерно высыпалось из колосьев. А женщины собирали зерно в мешки.

- Давайте с вами обмолотим зерно (мальчики имитируют работу цепой, а девочки насыпают зерно в мешки).

Далее зерно на телегах отвозили на мельницу. Там его мололи и готовую муку везли в пекарню.

Воспитатель обобщает рассказ Кузи о зерне, которое прошло длинный и сложный путь, пока не превратилось в муку и предлагает детям «испечь» различные хлебобулочные изделия. Детям, которые справляются с заданием быстрее, предлагается «испечь» как можно больше различной формы; напоминает детям народные поговорки:

«Не трудиться – хлеба не добиться»,

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;

подъитоживает о том, как много труда надо приложить, что бы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не брать больше хлеба, чем могли бы съесть, не крошить его за столом. Никогда не выбрасывать хлеб!

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Подсушенные поделки можно покрыть лаком и использовать в играх.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Авторская дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?»Авторская дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?» идактическая игра «Откуда хлеб пришел?» Цель: формировать представление детей о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел»
Опубликовано: 24 октября 2013 в 17:07
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...