Конспект НОД «Перелетные птицы»

Татьяна Мишина
Конспект НОД «Перелетные птицы»

Учитель – логопед МБДОУ№423 Мишина Т. С.

Конспект занятия по теме: «Перелетные птицы». Для детей 6-7 лет (логопедическая группа)

Программное содержание: уточнить представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и перемене места обитания в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь уточнить взаимодействие между деятельностью человека и миром птиц, дать возможность самостоятельно определиться в своем поведении в той или иной конкретной ситуации. Закрепить навыки детей в подборе слов к заданной звуковой схеме, составлении новых слов из слова «ласточка». Составление предложений из пяти слов, образование прилагательных от существительных с приставкой «за», типа «замедленный». Составление схемы предложений, опираясь на слуховое внимание. Деление слов на слоги через осуществление ритмического рисунка слова. Согласование глагола с существительным в роде, числе, падеже.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением перелетных птиц, звуковые схемы слов: грачи, утки, ласточки, скворцы; таблица со словом «ласточка»; Два панно с изображением парка (экологически чистого и загрязненного).

Раздаточный материал: доски для письма с маркерами на каждого ребенка; набор карточек для графического изображения слов; лист белой бумаги, ножницы, фломастер на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Логопед читает детям отрывок из стихотворения С. Маршака и просит ответить, о каком времени года в нем говорится: Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле, На озерах треснул лед, Будто раскололи.

Далее с помощью вопросов воспитатель уточняет знания детей о весне и её приметах.

- Какое сейчас время года? (Ранняя весна.) Давайте вспомним приметы ранней весны. (Тает снег, появились сосульки, проталины, солнце светит ярче, прилетели грачи.)

- А еще какие перелетные птицы вернутся к нам из теплых стран? (Ответы детей.) Почему этих птиц называют перелетными? (Они на зиму улетают из наших мест в теплые края.)

- Почему этим птицам приходится улетать в теплые края? Ведь другие птицы, даже такие маленькие, как воробей, остаются зимовать с нами. (Они не могут добыть себе корм. Перелетные птицы питаются насекомыми, которые зимой прячутся.)

- Так от чего же улетают перелетные птицы в теплые края, от холода или от голода? (От голода.) Правильно, как говорится в народе: «Сытая птица мороза не боится».

- Как вы думаете, когда они вернуться к нам, на свою родину? (Когда появится корм, которым они питаются.)

- Появились первые проталины, но еще бывают морозы. Какую перелетную птицу мы с вами можем увидеть в это время и почему? (Грачей, потому что только грач своим мощным клювом может достать насекомых из мерзлой земли.)

- Пройдет еще немного времени, снег почти растает, появится первая травка и к нам вернуться. (Скворцы, потому что из мягкой земли они легко могут достать червей и насекомых своим тонким клювом.)

- Когда станет совсем тепло, проснуться все насекомые, даже такие маленькие, как мошки, комары, и они будут летать стаями, тогда к нам вернутся. (Ласточки, стрижи.)

- Мы вспомнили многих перелетных птиц, но не все из них будут вить себе гнезда в городе. Большинство из них поселятся далеко-далеко от города, и мы сможем с ними встретиться только тогда, когда поедем за город. А в городских парках и на наших улицах мы сможем любоваться. (Грачами, скворцами, ласточками, утками.) Выставляются на стенд картинки с изображением названных птиц.

На стенд выставляются звуковые схемы слов: утки, грачи, ласточки, скворцы.

- В этих звуковых схемах зашифрованы названия птиц, которых вы видите на этих картинках. Попробуйте их отгадать. (Ответы детей)

2. Игра «Составь новые слова». На стенд выставляется таблица со словом ласточка, и детям предлагается, используя данные буквы, составить новые слова.

3. Игра «Экскурсия в парк»: Педагог предлагает детям представить, что они отправляются на экскурсию в парк, куда вскоре должны вернуться перелетные птицы, и выставляет на стенд два панно с изображением двух разных парков: экологически чистого и грязного

(каждое панно разделено на три части: воздух, земля с растительностью, водоем).

- Посмотрите внимательно на оба парка и скажите, в каком парке вам хотелось бы погулять? Почему? (Ответы детей.)

Дети сравнивают деревья двух парков: в первом парке деревья больные, сломанные, гнилые, заброшенные и т. д. А в другом парке - здоровые, ухоженные, красивые. Затем они также сравнивают воздух, воду, землю, подбирая определения к состоянию окружающей среды этих парков.

- Вы выбрали для прогулок чистый парк, а сейчас посмотрим, какой парк выберут птицы.

- Первыми в парк вернулись грачи. Один из грачей стал искать корм и чуть не сломал себе клюв о железную банку, которая была в земле. Другой грач решил попить воды из лужи и чуть не отравился бензином. Третий попробовал соленый снег, и ему стало плохо. Поднялись грачи и улетели в другой парк, чистый.

- Прилетели скворцы в загрязненный парк. Увидели они поломанные, больные деревья, не нашли не одного скворечника и тоже полетели в чистый парк. Когда вернулись утки в заброшенный пруд, им тоже пришлось не сладко: одна из уток запуталась в проволоке на берегу пруда, другая попала в бензиновое пятно и еле очистила свои перья. Тогда утки тоже перелетели в чистый пруд.

- И ласточкам не понравилось летать в грязном воздухе над первым парком: одна чуть не задохнулась от ядовитых газов, другая покрылась сажей, пролетая над заводской трубой. Ласточки тоже решили поселиться в чистом парке. И стали жить в чистом парке утки, грачи, скворцы и ласточки.

- Пришли дети, увидели перелетных птиц, открыли свои дневники наблюдений и записали: прилетели утки, грачи и ласточки. (Дети пишут эту фразу на индивидуальных маркерных досках.) Когда дети подошли к пруду, они увидели уток, и записали в своих дневниках с помощью графической схемы: «Утки плавают в большом чистом пруду».

4. - А сейчас давайте вспомним чистоговорку про утку.

- Дети хором проговаривают:

- На пруду идет урок, учит плавать всех нырок.

Педагог предлагает детям по очереди разделить на слоги чистоговорки с помощью хлопков.

Проводится игра на слуховое внимание. Каждому ребенку педагог задает вопрос, используя чистоговорку, выделяя голосом в вопросительной форме по одному слову. Ребенок отвечает на поставленный вопрос в утвердительной форме, называя выделенное слово, например: На пруду идет урок? Ответ: На пруду. На пруду идет урок? Ответ: Идет.

5. Проводится дидактическая игра на согласование глагола с существительным в роде, числе и падеже в форме вопросов и ответов.

Вопрос: Кого мы увидели на пруду? Ответ: Уток.

Принесли корм кому? (Уткам.)

Наблюдали за кем? (За утками.)

Потом мы увидели кого? (Грачей.)

Подошли поближе к кому? (К грачам.)

Для кого повесили скворечники? (Для скворцов.)

Смотрели долго на кого? (На ласточек.)

Говорили долго о ком? (О ласточках.)

6. Детям предлагают подумать, как можно помочь заброшенному парку, чтобы в нем тоже поселились птицы. В ответ на вопрос дети убирают съемные картинки, изображающие грязный воздух, землю, пруд. Деревья. Под этими картинками открывается пейзаж чистого парка.

- Как вы думаете, теперь птицы вернуться в этот парк? (Ответы детей.)

7. Итоги: В конце занятия дети вырезают из бумаги журавликов и обыгрывают

стихотворение

П. Воронько «Журавли».

Журавли - журавли, Вы куда свой путь вели? Где летали?

- Мы в чужих небесах,

Мы в чудесных лесах побывали.

- Как на том краю земли Зимовали?

- Мы в далекой стране По родной стороне Токовали.

Публикации по теме:

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы»Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: "Перелетные птицы" С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме "Перелетные птицы".

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД «Перелетные птицы»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 00:31
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...