Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Роспись объемной дымковской игрушки»

Татьяна Москвичева
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Роспись объемной дымковской игрушки»

План – конспект

образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Роспись объемной дымковской игрушки».

Интеграция образовательных областей:

«Художественное творчество»

«Коммуникация»

«Познание»

Виды детской деятельности:

коммуникативная;

продуктивная;

восприятие художественной литературы.

Цель: продолжать знакомить детей с одним из видов русского народного декоративного творчества - дымковской росписью.

Задачи: учить детей самостоятельно составлять узор по мотивам дымковской росписи из знакомых элементов, равномерно располагать их на объемных фигурках); создавать узоры по собственному замыслу, используя нетрадиционные методы рисования.

Демонстрационный материал:

Выставка предметов хохломы, городца, дымковская, филимоновская игрушки, деревянные матрешки, гжельская посуда, жостовский поднос.

Раздаточный материал:

Вылепленные из глины фигурки дымковских игрушек. Гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, подставки под игрушки.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Декоративно-прикладное искусство».

Лепка глиняных игрушек совместно с родителями.

Ход

- Иду я сегодня в детский сад к вам, а с ветки заснеженного дерева слетела синичка и говорит мне: «Передайте, пожалуйста, своим чудесным деткам вот эту волшебную шкатулочку». Давайте скажем волшебные слова, шкатулочка откроется, и мы узнаем тайну. Шкатулочка открывается. (В ней находятся открытка и клубочек ниток).

- Воспитатель берет открытку и читает:

Я земли этой росток зеленый, я росы капля дождевая

Я сберегу, прославлю ценности Земли моей,

Чтобы жила, цвела и память берегла Земля моя!

- Ребята, это обращение к нам, чтобы мы берегли ценности Земли нашей. Так что же это за ценности такие?

- Ой, я слышу далекий тонкий голосок. Он говорит, что волшебный клубочек покажет нам дорогу в необычную мастерскую, где мы увидим ценности Земли нашей и среди них должны узнать дымковские игрушки.

(Клубочек падает к витринам, где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства). Воспитатель обращает внимание детей на выставку, сопровождая просмотр словами:

Из Казани и Рязани, Городца и Хохломы

Многоместная матрешка, разукрашенная ложка.

Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда.

Кони, птицы, чашки, кружки: все в узорах расписных!

Дети по просьбе воспитателя называют эти предметы и рассказывают о них стихотворение. (Конь, петушок, барашек, индюк, олень, барышни и другие).

Барашек - свисток, левый рог – завиток.

Правый рог – завиток, на груди цветок.

Воспитатель: «Мы игрушки знатные, складные да ладные, мы повсюду славимся, мы и вам понравимся».

- Ребята, сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных: о народных игрушках. Все эти предметы когда-то придумали русские мастера. Они были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось. Весть о таких мастерах выходила далеко за пределы округи, и приезжали сюда со всех концов страны. Прославлялись города, где жили эти мастера. Так дошло и до наших времен искусство делать и украшать такие прекрасные предметы, которыми восхищаются люди не только в нашей стране, но и в других странах. Вот какой талантливый русский народ! Когда вы станете взрослыми, я не сомневаюсь, что вы придумаете необыкновенное изобретение, которое прославит Россию и наш родной город Самару.

- Ребята, а вы помните, что нам шептал волшебный клубочек?

- Правильно, найти среди предметов дымковские игрушки.

- А как вы определили, что это дымковские игрушки? (Ответы детей).

- Да, ребята, вы знакомы с этими игрушками и легко их узнали.

Дым из труб идет столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое Дымково назвали.

- Ребята, возьмите в руки дымковские игрушки и покажите их всем. Нет двух одинаковых дымковских игрушки. Каждая - это творение одного мастера, одного творческого порыва.

- Воспитатель берет в руки барышню и, проговаривая стихотворение, восхищается: дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша эта девица душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Ребенок берет с витрины лошадку, держит ее в руках, восхищается.

- Ребята, посмотрите, а индюк какой важный, нарядный!

Ребенок берет в руки индюка и читает стихотворение.

Вот индюк нарядный, весь какой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

- Ребята, вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? Они яркие, нарядные, вносят в нашу жизнь тепло, красоту, радость, праздник!

- Ребята, а вы хотели бы чуть-чуть побыть такими мастерами и показать мастерство своих рук? (Ответы детей.)

- Клубочек падает из рук воспитателя на пол. Ой, клубочек снова нам показывает дорогу, но, куда - же она ведет?

- Ребята, вот мы и пришли в свою мастерскую, где будем творить волшебство!

(У воспитателя в руках дымковская игрушка, он показывает ее детям и уточняет знания детей.)

- Давайте вспомним элементы дымковской росписи и еще раз соприкоснемся с искусством наших предков, закрепим приемы и способы рисования.

- Интересно, что каждый элемент росписи о чем-то говорил. Например, ромб обозначал сруб колодка, ведь вода это жизнь; точки обозначали семена, волнистая линия обозначала плодородие.

- Однако, несмотря на такое небольшое число элементов, вы можете создать из них самые разнообразные варианты узоров, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

- А какие вы знаете приемы рисования? (Ответы детей.) Можно круги расписывать – пальчиками (большой круг – большим пальцем, маленький круг – мизинцем, линии и точки – ватными палочками. Кому неудобно, используйте кисти. Показ воспитателем наиболее сложных элементов дымковской росписи.

Звучит музыка: «Музыка и звуки в живой природе».

- А теперь давайте творить чудеса, в конце занятия мы с вами сфотографируемся и отправим наши фотографии на телеканал «Теле - няня». Чтобы о вас узнали все, как о хороших мастерах, которые прославили бы наш город - Самару.

Дети расписывают объемные дымковские игрушки под музыку.

По ходу рисования воспитатель подсказывает, как держать игрушку и поворачивать при нанесении узора; обращая внимание на ритмичность узора, выбор цвета.

Физкультминутка:

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Дети продолжают расписывать игрушки.

Итог детской деятельности.

– Молодцы, ребята. Какие вы у меня мастера – художники!

- Кто хочет рассказать про свою игрушку?

Ребенок держит в руках расписанную лошадку и читает стихотворение:

Ходит конь по бережку

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает

Чёрной гривушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает!

(Другой ребенок читает стих о своей лошадке.)

Вот веселая лошадка – высший класс,

Прокати-ка ты, лошадка, всех нас.

Нас до дымки, до веселой прокати,

Пожелайте нам счастливого пути.

- Видите, ребята, сколько интересных стихов про лошадку. В Дымке считали что в каждом доме должна быть лошадка, это символ достатка и богатства.

- Ребенок показывает водоноску:

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса!

Какие прекрасные работы! Какие яркие краски! Как- будто ведут меж собою дивный разговор. Игрушки, расписанные вами, будто из сказки. А сказка ведь всегда разноцветная. Молодцы, ребята. Как приятно, радостно и празднично на душе от совместного творчества!

- Кому бы вы хотели подарить свои волшебные игрушки? Скоро вы уйдете в школу, к нам придут малыши и будут открывать для себя мир искусства. Вам хотелось бы поделить с ними своим творчеством, счастьем? Удивительно, но чем больше мы дарим счастье другим, тем больше его становится у нас! Дети, мы все живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы все должны стараться делать так, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее, сберегать народные традиции. Спасибо вам, ребята!

Вы со сказкой никогда

Никогда не расставайтесь,

Пусть идут, бегут года

К сказкам снова возвращайтесь!

Дарит сказка волшебство!

Используемая литература:

1. Максимов Ю. В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов–М.: Просвещение, 1983 – 159с.

2. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка /И. Я. Богуславская. -Л.: Художник РСФСР, 1988. - 332 с.

Интернет-источники:

1. Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» 2011.http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm

2. http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/9792.html

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Роспись объемной дымковской игрушки»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 22:29
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....