Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Весна»

оксана цыганкова
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Весна»

Программные задачи:

- обобщить представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;

- расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Весна»;

- упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам, в умение согласовывать прилагательные с существительными в роде;

- продолжать работу над предложением: составление предложений из слов, по схеме, умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, логическое мышление, глазомер, тонкую моторику;

- воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

Интеграция образовательных областей.

«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература».

Виды детской деятельности:

познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально – художественная.

Демонстрационный материал:

весенние пейзажи, пиктограммы, изображение солнца с одним лучом, жёлтый фломастер, изображение дерева, аудио записи (шум ветра, пение птиц, шум дождя, журчание ручейка).

Раздаточный материал:

карточки со слогами, маленькие солнышки.

Содержание НОД.

1. Организационный момент.

Дефектолог:

- Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, её в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети:

- Да, готовы!

2. Основная часть.

Дефектолог:

- Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети:

- Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Дефектолог:

- Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать нужно со слов – «Весной…» (Дети составляют предложения с опорой на картинки.)

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются проталины.

Весной появляются лужи.

Весной набухают почки.

Весной прилетают птицы.

Весной появляются сосульки.

Весной бегут ручьи.

Весной просыпаются насекомые.

Весной дикие животные меняют цвет шубки.

Весной у зверей появляются детёныши.

Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и – мачеха.

Весной появляется трава.

Весной идёт дождь.

Дефектолог:

- Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

- Солнце (какое) – весеннее, яркое, тёплое.

- Небо (какое) - голубое, высокое, чистое.

- Ветер (какой) – свежий, весенний, тёплый.

- Ручьи (какие) – быстрые, прозрачные, звонкие.

- Снег (какой) – тёмный, мягкий, талый.

Дефектолог:

- Замечательно! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи.

Дети:

- Солнце – светит, пригревает, ласкает.

- Снег – тает, оседает, темнеет.

- Ручьи – бегут, звенят, журчат.

Дефектолог:

- А какая весна у нас сейчас? (Ранняя.)

Подвижная игра: «Весна, весна красная».

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными (взявшись за руки, бегут по кругу).

Дефектолог:

- Послушайте звуки весны, и отгадайте, что это?

(Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка.)

Упражнение на дыхание: «Ах, как пахнет!»

(Предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться – несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!»)

Дефектолог:

- Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичок. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги, вам нужно составить слова из этих слов. Дети составляют слова из слогов (вет – ка, ве – тер, поч – ки, лу – жа, кап – ли, тра – ва, де – ре – во).

Дефектолог:

- Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи – наоборот» (игра с мячом).

Зимой небо пасмурное, а весной (ясное).

Зимой солнце стоит низко, а весной (высоко).

Зимой воздух холодный, а весной (тёплый).

Зимой день короткий, а весной (длинный).

Дефектолог:

- Послушайте стихотворение. (Чтение ребёнком стихотворения «Капель»)

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель,

Звенит капель.

На улице весна.

- Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

- Какие ещё весенние месяцы знаете?

- Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай».

Дефектолог:

- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

- Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Пальчиковая гимнастика «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает Дети ритмично скрещивают

Лучик, лучик, лучик. руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Летом нежно согревает Ритмично потирают щёки.

Щёчки, щёчки, щёчки.

А весной на носик ставит Ритмично постукивают пальцем по носу.

Точки – точки – точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

Дефектолог:

- Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

(Педагог вносит нарисованное солнце с одним лучом.)

- А наше солнышко, пока к нам добиралось, все свои лучики раздарило. Надо как – то исправить положение. Давайте поиграем с лучом.

Зрительная гимнастика:

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

-Что же можно сделать? (Ответы детей.)

(Дети дорисовывают лучи фломастерами, дефектолог – глаза, улыбку.)

Дидактическая игра «Назови ласково».

- Как ласково можно назвать:

Солнце? (Солнышко)

Ручей? (Ручеёк)

Снег? (Снежок)

Ветер? (Ветерок)

Трава? (Травка)

Луч? (Лучик)

Дефектолог:

- Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

- Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Дети:

- Появляются насекомые.

Дефектолог:

- Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети:

- Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм птиц.

Дефектолог:

- Какие птицы прилетают из тёплых стран? (Ответы детей.)

- И к нам прилетел гость скворец – скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник.)

Дети:

- Скворечник.

Дефектолог:

- Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

(Дефектолог ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также по очереди совершить манипуляции с игрушками.)

- Скворец вылетел из скворечника;

- скворец облетел вокруг скворечника;

- скворец взлетел на крышу скворечника;

- скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т. д.

Дефектолог:

- Следующее задание, самое последнее, мы должны отгадать загадки о весне.

1. Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла… (весна)

2. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник

Смастерим ему… (скворечник)

3. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручей.)

4. Появился из – под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький… (подснежник)

5. Здесь на ветке чей – то дом,

Не дверей в нём, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут… (гнездо)

Дефектолог:

- Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют картины художники, композиторы пишут красивую музыку. Весна рада будет услышать стихи и в вашем исполнении, пожалуйста, кто расскажет?

(Дети рассказывают стихи о весне.)

3. Рефлексия.

Дефектолог:

- Вы рады весне? Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Весёлое, хорошее, задорное, прекрасное)

- Давайте найдём наше настроение и вспомним, какое ещё бывает настроение.

Дидактическое упражнение «Найди настроение. Покажи настроение.»

(С использованием пиктограмм.)

Дефектолог:

- На прощание весна дарит вам свои маленькие солнышки.

Публикации по теме:

«Весна». Конспект итогового мероприятия по образовательной области «Коммуникация» Конспект итогового мероприятия по образовательной области «Коммуникация» Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Весна»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 19:06
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....