Папки-передвижки

Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» для детей старшего возраста (5 фото)

Анна Андрющенко
Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» для детей старшего возраста

Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» для детей старшего возраста
Фото «В гостях у Хозяюшки»
Конспект НОД  для детей старшего возраста - фото

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры, посредством знакомства с элементами народного быта.

Задачи: познакомить детей с русской избой, характерными особенностями домашней утвари, показать разнообразие изготовления кукол из подручного материала, развивать зрительное восприятие, бережное отношение к куклам, формировать нравственные качества, развивать мелкую моторику при изготовлении кукол.

Публикация «Конспект НОД „В гостях у Хозяюшки“ для детей старшего возраста» размещена в разделах

Расширять словарь детей : самовар, тряпичная, глиняная, деревянная, соломенная, металлический, керосиновая лампа, русская изба, русская печь, прялка, сундук, чугунная посуда, полено, устье печи.

Возраст воспитанников : старшая группа

Материалы к занятию: клубочки цветные, макет русской печи, полено, посуда глиняная, прялка, сундук, лампа керосиновая. Куклы: деревянная, тряпичная, соломенная, сундучок, куклы обереги; кусочки ткани по количеству детей, тесьма, веревочки. Музыка: звуки воды, слова игры «Заря-заряница», релакс «Одинокий пастух», песня «Пых-пых самовар».

Ход мероприятия:

Воспитатель: - Посмотрите ребята, к кому мы сегодня пришли в гости?

Хозяюшка : Здравствуйте, дети! Я хозяюшка русской избы,

Зовут меня Аннушка.

Проходите смелее,

Да вставайте в круг скорее.

Будем вместе мы играть,

И о новом узнавать.

Руку дайте другу слева,

А теперь соседу справа.

Клубочек другу передай,

Свое имя называй,

Утра доброго желай!

(дети здороваются с хозяюшкой и передают клубочек друг другу, называя имена).

Хозяюшка : Хочу вас ребята, я пригласить

Давних времен избу посетить.

Узнать много интересного

Много познавательного, неизвестного.

Да вот беда! На пути у нас река!

Как преодолеть ее, друзья?

(Ответы детей) (звучит музыка «Звуки реки»).

Хозяюшка : - Правильно! По мостику, который перекинут через речку.

(дети идут, друг за другом переходят на другой берег).

Произносят слова вместе с хозяюшкой :

1,2,3,4; 3,4,1,2.

Солнце только, что проснулось,

И ребятам улыбнулось,

Поскорей дружок вставай,

И по мостику шагай,

От друзей не отставай.

Хозяюшка : - Дети посмотрите, в какую красивую, русскую избу мы с вами

пришли! А вам нравится?

Как здесь уютно и как много старинных, но нужных предметов.

Давайте посмотрим, что стоит на полках? (Ответы детей).

А кто мне скажет, как это называется, одним словом?

Дети: - Посуда.

Хозяюшка : Молодцы! А как вы думаете, из чего она сделана?

(Ответы детей).

Хозяюшка : Вот, например, стоит самовар, он сделан из чего? Правильно, из металла. Значит он … металлический. Это – чугунок маленький, а это большой, для приготовления еды, чугунок какой - он чугунный. Ложки расписные из чего изготовлены? Значит они какие? Деревянные.

Вот эта чашка сделана из глины, она глиняная.

Нелегкий был труд у людей, посуду изготавливать, поэтому

её берегли и обращались с ней аккуратно, чтобы посуда не разбилась.

А вот сейчас, посмотрите сюда. Как вы думаете, что это такое?

Дети! - Печка!

Хозяюшка : - Ой! Какие молодцы! Правильно это русская печь. А кто мне скажет, для чего нужна была печь? А сейчас есть в домах печи?

(ответы детей)

Хозяюшка : Ребята, смотрите, рядом что-то лежит. Что это такое?

Дети: Дрова! Воспитатель: - Правильно, дрова, а для чего они нужны? (ответы детей)

Хозяюшка : - Молодцы! Благодаря русской печи, в доме было тепло. А еще в печи готовили еду, пекли хлеб, пироги, потому что газовой плиты в те времена не было. Если ребятишки зимой приходили с улицы замершие, то непременно лезли греться на печь.

Хозяюшка :- Дети, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено)

Хозяюшка : - Правильно! Полено. А как вы думаете, с поленом можно играть? (Дети говорят – нет).

Хозяюшка : - Можно, ребята! Смотрите, что я нашла на нашей теплой печке.

(Хозяюшка достает полено, одетое в юбку и косынку) - Кто это?

(Ответы детей)

Хозяюшка : Давным-давно, когда у детей не было таких игрушек как

сейчас, игрушки делали из разного материала. Вот у меня в руках деревянная кукла Катя. С такими куклами играли в давние времена. Как называется кукла, сделанная из дерева?

Дети:- Деревянная!

-Ой, ребята смотрите, еще лежит на полке кукла!

Хозяюшка : А как вы думаете, из чего она сделана?

Дети:- Из глины.

Хозяюшка : - Как называется кукла, сделанная из глины?

Дети:- Глиняная!

Хозяюшка : - Красивые куклы? Но вот обидно, что с этими куклами

сейчас не играют, и служат они для украшения комнат, так как они

очень хрупкие.

Хозяюшка : - Ребята, предлагаю вам представить, что наши ручки, как куклы.

Давайте мы с вами поиграем.

Пальчиковая игра «Куколка» :

Наша куколка гуляла (шагают пальчики по левой руке)

И играла, и плясала, (шагают и пляшут в правую сторону и в левую)

А потом она устала – (медленно двигаются все пальчики)

Забралась под одеяло. (Реб. кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

До чего ж она устала (складываем ладошки вместе, под щечку).

Хозяюшка : Молодцы, ребята, хорошо мы поиграли.

-А теперь подойдите ко мне! Смотрите, еще одна кукла, из чего она сделана? - из соломы!

В далёкие времена дети играли в соломенные куклы. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкой, блестящей, а затем подсушивали, скручивали, перевязывали ленточками и украшали.

(хозяюшка показывает соломенную куклу, дети рассматривают её.)

Хозяюшка : Ребята, а вот на кукле повязана красная лента, предлагаю вам хороводную игру с ней «Заря – заряница».

Игра «Заря-заряница» (дети встают под музыку в хоровод).

Слова хоровода:

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

По небу ходила.

Вожжи обронила, вожжи золотые,

Ленты голубые.

1-2 не воронь, беги как огонь!

Хозяюшка : Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поиграли. А я вам хочу рассказать еще про кукол, прошло много лет и люди придумали другую куклу – тряпичную.

-Из чего она сделана? Как вы думаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Кукла, сделанная из лоскутков ткани, называется тряпичной.

- Ребята, а вы хотите узнать, в какие куклы я играла, когда была маленькая?

Тогда, располагайтесь удобно за столами и послушайте мой рассказ:

- Надо сказать, что куклы раньше были тоже, самые разные, конечно не такие красивые, как у вас сейчас. Но самые любимые были те, что делала я своими руками, их учила меня мастерить моя бабушка.

Вы, наверное, спросите, а из чего я делала себе кукол?

- Да из чего угодно: из тряпочек, из ниток, из соломы, из баночек, что было у нас в то время под руками, из того и делали.

Но вам я хочу показать, как можно сделать куколку из тряпочек, веревочек и тесьмы. (хозяюшка объясняет ход деятельности).

Хозяюшка : Вот и получилась у нас с вами куколка - пеленашка. Я бы назвала ее Минутка, т. к. сделала я ее очень быстро – за одну минутку. А, хотите, ребята мы тоже сделаем с вами такую куколку?

(Дети делают куклу из кусочков ткани, заранее приготовленных хозяюшкой).

Хозяюшка : Вот и готова наша куколка, ребята, а вам понравилась кукла? Давайте выберем ей имя из старинных русских имен. Я вам сейчас их назову: Мария, Полина, Анастасия, Варвара, Пелагея, Дуся, Фрося, Катя, Марфа. Поднимите руку, кто придумал уже имя? (Хозяюшка выслушивает ответы детей) Этих куколок вы можете забрать домой и играть с ними или можете подарить их своим близким.

Ребята, а теперь давайте встанем опять в кружочек, будем передавать друг другу клубок и делиться впечатлениями. У кого в гостях вы сегодня побывали? С какими новыми предметами познакомились? Какие виды посуды теперь мы знаем? Как называется посуда из глины?

Где раньше готовили еду? А зачем в избе еще была нужна печь? Чем топили русскую печь? Из чего мы научились делать куколку?

Хозяюшка : Мы сегодня с вами узнали, в какие куклы играли раньше. А с какими же куклами играть интереснее?

(ответы детей)

Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали и слушали. Молодцы!

А в заключение, по старой русской традиции, я хочу вас пригласить на чай из самовара, да угощу вас вкусными баранками из нашей печки, подходите, и угощайтесь! (Дети угощаются чаем из самовара, звучит запись песни «Пых-пых самовар»).

Фото №1 Цель приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с элементами народного быта Фото №2 Публикация Конспект НОД В гостях у Хозяюшки для детей старшего возраста размещена в разделах Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект НОД образовательной области «Познавательное развитие» «Попугай в гостях на Севере» Конспект непосредственной образовательной деятельности "Южный гость на Севере" для детей средней группы (4 - 5 лет). Автор: Клименко Светлана.

План конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: Путешествие в зимний лес Программное содержание: Закреплять названия животных и их детенышей, место их обитания; совершенствовать грамматический строй речи; упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» для детей старшего возраста
Опубликовано: 8 мая 2015 в 22:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД