Конспект НОД по обучению грамоте «В гостях у Незнайки»

Ольга Осипова
Конспект НОД по обучению грамоте «В гостях у Незнайки»

Задачи:

Закрепить с детьми знания об устной и письменной речи;

Продолжать учит составлять предложения, используя полученные ранее

знания;

закрепить умение различать твёрдые, мягкие согласные звуки, выделять слоги, конструировать слова;

познакомить детей с новой буквой «мягкий знак»;

учить детей отвечать точно и быстро;

развивать умение отбирать слова с определённым звуком;

способствовать развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление;

воспитывать умение быстро схватывать смысл услышанного;

способствовать речевому развитию детей;

воспитывать доброжелательные отношения.

Методы и приёмы:

Беседа, рассказ, показ, объяснение, демонстрационный, игровой,

наглядный, словесный.

Материал:

Схемы предложений, карточки с изображением предмета, росчерки, звуковые карточки, линейка, уголь, фломастеры, кроссворд, ширма, кукла Незнайка, цветы с заданиями, медали.

Ход занятия

Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, какая бывает речь?

Дети: Речь бывает устная и письменная.

Вос-ль: Что такое устная речь?

Дети: Это когда разговаривают, читают, рассказывают.

Вос-ль: Что такое письменная речь?

Дети: Это когда пишут.

Вос-ль: Молодцы, ребята! А из чего же состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из предложений.

Вос-ль: Правильно. Скажите, пожалуйста, что ставиться в конце предложений?

Дети: В конце предложений ставится точка.

Вос-ль: А если читается несколько предложений. Что нужно делать после каждого предложения?

Дети: После каждого предложения делается остановка.

Вос-ль: Хорошо. Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажите, сколько в нём предложений. Слушайте внимательно.

У девочки был чиж. Чиж жил в клетке и всё молчал. Девочка выпустила

чижа на волю. Чиж полетел и весело запел.

Дети: В этом тексте 4 предложения.

Вос-ль: Правильно, 4 предложения. Ребята, подумайте и скажите, из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Вос-ль: Молодцы! А сколько слов может быть в предложении?

Дети: В предложении может быть одно, два, три, четыре слова и даже больше.

Вос-ль: Посмотрите на доску на схемы и скажите, из скольких слов мы будем составлять предложения?

Дети: А схем нет.

Вос-ль: Но где же они?

Нез-ка: Ой-ой-ой! Ничего не могу понять! Что за квадратики? Какие-то чёрточки, точки, палочки. Интересно, что с ними можно делать?

Вос-ль: Так вот кто взял мои таблички. Здравствуйте, Незнайка! Как же ты сюда попал? И что ты хочешь сделать с табличками?

Нез-ка: Мне сказали, что ребята скоро пойдут в школу, и они уже многое умеют делать. Вот я и решил подслушать. Только вот не знаю, что с табличками делать.

Вос-ль: Ты, Незнайка, посиди и послушай, только будь внимательным. Ребята, что здесь нарисовано?

Дети: Это схемы предложений.

Вос-ль: Из скольки слов должно состоять это предложение?

Дети: Это предложение состоит из трёх слов.

Вос-ль: А это предложение?

Дети: А это предложение состоит из четырёх слов.

Вос-ль: Составьте мне предложение из трёх слов.

Дети: Ярко светит солнце.

Вос-ль: Правильно. А сейчас составьте предложение из четырёх слов.

Дети: Дима пошёл в школу.

Вос-ль: Молодцы, ребята! Теперь тебе, Незнайка, понято, что это за чёрточки и точки?

Нез-ка: Да, я понял! Только у меня есть задания от Знайки, он ведь у нас очень умный. А я с этим заданием справиться не могу. Вы мне поможете?

Дети: Да, поможем!

Нез-ка: Тогда я приглашаю всех вас в наш Цветочный город. Все свои задания Знайка оставил на цветах.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, мы справимся с заданиями?

Дети: Мы справимся.

Вос-ль: Представьте, что вы садитесь на лепесток. Это, наш волшебный транспорт. Закрываем глаза и произносим слова: неси, неси нас лепесток, через запад на восток, прямо в Цветочный городок.

/звучит музыка, выставляются цветы, Незнайка уходит/

Вос-ль: Ребята, посмотрите, какие красивые цветы! А вот и первое задание для нас. Загадки и отгадки. Я загадываю вам загадки, а вы должны найти лепесток с картинкой – отгадкой.

- В каком слове сорок гласных?

- В каких словах по сто согласных?

Дети: Сорока, стол, стог.

Вос-ль: С этим заданием мы справились. Какое задание у нас в следующем Цветке? Посмотрим, что нужно сделать. А задание называется «Буква заблудилась». Нужно внимательно послушать слова и найти ошибки. Только потом произнести их правильно.

Мозлята, охотнис, аптета, листон.

Дети: Козлята, охотник, аптека, листок.

Вос-ль: Молодцы! Какое же будет ещё задание? Нужно изменить порядок букв в слове и назвать его. Аёлк, намор, амар, лтос.

Дети: Ёлка, Роман, рама, стол.

Вос-ль: Молодцы, ребята! Все задания выполнили. Продолжаем наше

путешествие по Цветочному городу.

/дети и воспитатель идут в соседнюю комнату, столы расставлены в виде цветка, на столах карточки с изображением предмета, карточки-звуки, линейка, уголь/

Вос-ль: /показывает треугольную линейку/ Ребята, скажите, пожалуйста, как называется соединение двух сторон линейки?

Дети: Это соединение называется угол.

Вос-ль: /показывает уголь/ А как называется обгоревшее дерево?

Дети: Обгоревшее дерево называется уголь.

Вос-ль: Скажите, пожалуйста, сколько слогов в словах угол и уголь?

Дети: В этих словах два слога.

Вос-ль: Назовите мне первый слог.

Дети: Первый слог у… .

Вос-ль: Сколько звуков мы слышим?

Дети: Мы слышим один звук.

Вос-ль: Какой он: гласный или согласный?

Дети: Этот звук гласный.

Вос-ль: Почему? Каким цветом выделяем гласный звук? Дети? Гласный звук поётся и выделяется красным цветом.

Вос-ль: Поставьте по одному квадратику красного цвета. Какой второй слог в слове угол?

Дети: В слове угол второй слог …гол.

Вос-ль: Сколько звуков во втором слоге?

Дети: Во втором слоге три звука.

Вос-ль: Какие звуки мы слышим?

Дети: Мы слышим звуки [г], [о], [л].

Вос-ль: Как называются два звука, которые произносятся вместе?

Дети: Слияние.

Вос-ль: В слиянии [г] твёрдый или мягкий?

Дети: В этом слиянии [г] твёрдый.

Вос-ль: Каким цветом обозначаем твёрдый звук?

Дети: Твёрдый звук обозначается синим цветом.

Вос-ль: Поставим слияние согласного с гласным [го] около [у], [л] - твёрдый или мягкий?

Дети: [Л] твёрдый.

Вос-ль: Какой находим квадратик?

Дети: Синий квадратик.

Вос-ль: Сколько букв и звуков в слове угол?

Дети: В слове угол четыре буквы и четыре звука.

Вос-ль: Какой второй слог в слове уголь?

Дети: Второй слог …голь.

Вос-ль: Какое слияние слышится?

Дети: Слияние [го].

Вос-ль: Нашли карточку со слиянием и поставили около [у]. Какой звук последний?

Дети: [Л'].

Вос-ль: Этот звук твёрдый или мягкий?

Дети: Этот звук мягкий.

Вос-ль: Каким цветом обозначаются мягкие согласные?

Дети: Мягкие согласные обозначаются зелёным цветом.

Вос-ль: Поставим зелёный квадратик к слиянию [го]. Получилось две схемы. Сколько звуков в слове уголь?

Дети: В слове уголь четыре звука.

Вос-ль: Дети, а почему в слове уголь [л’]? Не знаете? Это потому, что буква Р перевернулась – мягким знаком обернулась. Мягкий знак – буква, уголь пять букв и четыре звука. Сейчас вы по – очереди будите открывать карточки и называть, что там изображено.

Дети: Морковь, учитель, тетрадь, олень, сирень и т. д. .

Вос-ль: Ребята, что вы заметили общего в произношении этих слов?

Дети: Во всех словах последний звук мягкий.

Вос-ль: Почему?

Дети: Потому что в конце всех слов стоит мягкий знак.

Вос-ль: Молодцы, ребята! С этим заданием мы тоже справились. Но мы забыли про Незнайку. Ведь он нас ждёт. А для этого нам нужно покинуть Цветочный город. Мы снова садимся на наш волшебный лепесток, закрываем глаза и произносим слова: неси, неси лепесток через запад на восток. Возвращайся, сделав круг, в группе ждёт Незнайка друг.

/под музыку возвращаемся в групповую комнату/

Вос-ль: Ребята, я что-то не вижу Незнайки. Скорее всего, он от нас спрятался, а нам оставил цветок с заданием «Отгадай кроссворд». Отгадаем?

Дети: Отгадаем.

Вос-ль: Превратите мел в мелкое место на реке.

Превратите полку в танец.

Превратите банку в баню.

Превратите тракториста в машину.

Превратите стол в комнату для обедов.

Дети: Мель, полька, банька, трактор, столовая.

Вос-ль: А сейчас мы с вами порисуем в воздухе. Возьмите фломастер и найдите верхнюю точку. Начинаем рисовать петли вниз с самой большой до самой маленькой.

/дети рисуют в воздухе/

Теперь откроем фломастеры и обведём росчерки – элементы ь.

/дети выполняют задание, звучит музыка/

Нез-ка: Ребята, ребята! Всё, что вы делали я понял. Только вот не знаю, что мне делать с этим мешочком?

Вос-ль: А что в нём?

Нез-ка: Я не знаю, наверное, конфеты или печенье.

Вос-ль: Разреши нам с ребятами заглянуть в твой мешочек?

/развязывается мешочек, высыпаются звуковые карточки и со схемами предложений /

Вос-ль: Ребята, напомните Незнайке, что это за карточки.

Дети: По этим карточкам можно составлять предложения. А по звуковым карточкам составлять слова с мягкими и твёрдыми звуками.

Нез-ка: Спасибо вам, ребята! Вы справились со всеми заданиями Знайки и многому меня научили. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи!

Дети: До свидания.

Вос-ль: Дети, что нового мы узнали на занятии?

Дети: Мы познакомились с мягким знаком.

Вос-ль: Что ещё делали на занятии?

Дети: Разгадывали кроссворд, составляли предложения, находили ошибки в словах.

Вос-ль: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на занятии. Каждый из вас получает медаль «Умника».

/под музыку вручаются медали/

Публикации по теме:

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «В гостях у Незнайки»
Опубликовано: 9 августа 2013 в 09:22
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....