Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [и] и буква И»

Екатерина Леднева
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [и] и буква И»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию фонетической стороны речи и элементам грамоты в подготовительной логопедической группе

на тему: «Звук и буква «И»

Цель: познакомить и уточнить знания детей о звуке и букве «И».

Задачи:

• закрепить правильную артикуляцию звука [И];

• совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;

• учить выделять на слух звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;

• развивать фонематическое восприятие;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [и] и буква И“» размещена в разделах

• совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;

• закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;

• совершенствовать навыки звукового анализа;

• развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;

• развивать мелкую моторику.

• совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», персонаж ослик Иа, предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка,мнемотаблица «Звук и буква», красные карандаши, звуковые схемы, распечатанные задания из рабочей тетради.

Ход занятия:

1. Организационный момент

• Дети стоят на ковре. Совместно вспоминаем правила поведения во время занятия.

Повторение изученного ранее материала:

Воспитатель: Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А],теперь на звук [У], теперь на звук[О].

Поочередно называя слова, дети рассаживаются по своим местам.

Проверяем, кто как сидит.

2. Основная часть:

Подведение к новой теме:

Воспитатель:Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Ослик)

Воспитатель: Правильно! К нам на занятие пришел ослик Иа.

Поздоровайтесь.

Какой первый звук вы слышите в его имени? Верно, это звук «И»

Ослик хочет узнать все о звуке [И]. А мы ему в этом поможем?

Ослика усаживаем на место.

Новая тема:

Артикуляция звука [И] :

Воспитатель: Ребята и ослик Иа, предлагаю вам посмотреть на меня, на то, как я произношу звук [И] : посмотрите на мои губы. Послушайте звук.

А теперь я предлагаю вам произнести звук [И] : обратите внимание, где находится ваш язычок, как выходит воздух, теперь посмотрите друг на друга: какое положение принимают губы.

Воспитатель: молодцы!

Характеристика звука [И]

Воспитатель: А теперь давайте попробуем дать характеристику звуку [И] :

Звук [И] произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).

Звук [И] можно петь, тянуть.

Звук [И] - гласный, «живет» в красном домике.

Обозначается красным кругом.

Губы растянуты в улыбке.

Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.

Воспитатель: Молодцы.

Игра «Поймай звук»

Воспитатель: Ребята и ослик Иадавайте поиграем и проверим, насколько вы внимательны.

Хлопните в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились.

Начали:

Выделение звука из ряда других звуков : А, И, А, У, О, И, О, У, И.

Выделение звука из ряда слогов : ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.

Выделение звука из слов : • ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Определи место звука в слове»

Воспитатель: Ребята, давайте ослику расскажем, что у слова есть: начало, середина и конец.

Воспитатель: А теперь предлагаю назвать слова, которые начинаются на звук [И]?

Дети называют слова.

А ослик Иа принес для вас еще картинки (выставляет предметные картинки).

Назовите, что это: индюк, коньки, апельсин.

Покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми схемами.

Определим место звука [И] в словах : индюк/ коньки/ апельсин.

Молодцы!

Динамическая пауза:

Воспитатель: А теперь я предлагаю всем встать из-за стола и пойти на ковр, будем играть.

Игра «Один-много» :

Воспитатель: Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много (голосом выделяем и тянем звук [И])

Например, носок - носкИИИ, чулок - чулки, замок - замки, мелок - мелки, песок - пески, дыня – дыни, нога – ноги, конь – кони, паук – пауки, утюг – утюги, улитка – улитки, …

Воспитатель: Какой звук вы слышите в каждом слове, где он стоит в словах?

• Знакомство с буквой

Рассматривание схемы «Звук и буква»

Возвращаемся на свои места и проверяем, как кто сидит за столом.

Воспитатель: Ребята, давайте повторим по схеме, чем отличаются звуки от букв : «Звук мы произносим и слышим, а букву мы видими пишем»

Воспитатель: Звук И обозначается вот этой буквой, она тоже называется И.

Посмотрите — это буква «И».

На что она похожа? (пока дети рассматривают картинку, читаем стихотворение про букву И.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

В. Степанов

Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква «И»?

Воспитатель:Нарисуйте букву «И» в воздухе. А теперь постройте из пальцев букву «И»

Работа на листочке (профилактика дисграфии)

Воспитатель: А теперь возьмите карандаш. А почему у нас красный карандаш?

Проверка положения листочка и захвата карандаша.

Задание №1. Рассмотрите буквы. Обведите в кружок только буквы «И». Их может быть несколько.

Н И П К И Н К Т Г И П И Н Т П

Задание №2. Зачеркните буквы, отличающиеся от остальных.

И И ИИИИИ Н И ИИИИИ

Задание №3. Допишите букву «И», добавьте недостающий элемент.

Задание №4. Прописать букву «И». Начинаем писать сверху вниз. Напомните, из скольки элементов состоит наша буква? Прописываем не торопимся. Кто не успеет, допишет позже.

3. Итог занятия:

Воспитатель:Молодцы, ребята! Молодец Ослик Иа, ему очень понравилось у нас в гостях!

Воспитатель: Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?

Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?

Воспитатель: Давайте попрощаемся с Осликом Иа, теперь он знает все о звуке и букве И.

Поощрение детей. Прощание.

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [и] и буква И»
Опубликовано: 28 августа 2022 в 14:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД