Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Птичьи секреты»

Галина Лебедева
Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Птичьи секреты»

Цель:

формировать обобщённое представление о птицах как наземно-воздушных, перелетных и зимующих, способных жить на земле и летать в воздухе.

Познакомить детей с внешними признаками птиц. Расширить представление о том, чем питаются птицы. Через опытническую деятельность подвести к пониманию того, почему птицы не намокают и не замерзают. Воспитывать любовь к птицам желание о них заботиться. Продолжать развивать интерес к жизни птиц.

Прогнозируемый результат:

Знать:

название птиц, их характерные особенности.

Уметь:

составлять рассказ по схеме.

Иметь:

желание ухаживать за птицами.

Словарная работа:

оперенье, перелётные, зимующие, скворечник, доктор леса.

Материалы:

мнемотаблицы, схемы, вазелин, перья, подносы с пшеном, бассейн с водой

Ход занятия.

1. Чистоговорка про птиц по пиктограмме (грустно, спокойно, весело)

«Курли, курли, курли

Улетают, улетают журавли!»

- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и определите про кого у нас сегодня будет занятие:

«Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела

А кого паук боится?

Угадали, это (птица)» (на каз. яз. кс)

2. - Ребята, мы знаем, что птицы живут в природе, и все они приносят пользу. Они могут жить на земле и летать в воздухе, быть зимующими и перелётными. И я предлагаю вам отправиться в страну птиц, где мы узнаем, какие птицы прилетают к нам весной вместе с солнышком.

Ласточка, скворец – являются вестниками весны, и мы выставляем солнышко (схема с изображением солнышка).

- А для чего они прилетают, мы с вами сейчас узнаем.

Составим рассказ по схеме.

а) птичка прилетела и построила себе гнёздышко

б) в гнезде она отложила яичко

в) из него вылупился птенчик

г) он быстро вырос и стал летать

- Так для чего прилетают птицы к нам весной?

(Здесь они вьют гнёзда, высиживают птенцов, птенцы вырастают, наступает осень, становится холодно, и мы ставим им снежинку и дорожку)

- Но есть птицы, которые прилетают к нам зимой со снегом, летом их не бывает. Это снегирь и синичка.

- Какую картинку мы им поставим? (снежинка). Выставляется схема с изображением снежинки.

- Есть птицы, которые постоянно с нами живут и зимой и летом, мы часто встречаем их на участке. Давайте назовём их: воробей, голубь, ворон, дятел. Они живут у нас зимой и летом, какую карточку мы поставим? (снежинка и солнышко)

- Ребята, а каких птиц называют:

- вестником весны? (скворец и ласточка)

- доктором леса? (дятел)

- почтальоном? (голубь)

- А как называется домик, который строят для птиц? (скворечник)

- Предлагаю детям подойти к доске и посмотреть, кто у нас в гостях? (показываю детям сороку.)

- Кто это? (сорока)

- А сорока кто? Рыба? Животное?

- Птица.

- А докажите что это птица?

- Чем покрыто тело сороки?

Воспитатель предлагает выбрать варианты ответов по схемам: чешуёй, иголками, шерстью, панцирем как у черепахи.

- Тело у сороки покрыто перьями.

- А для чего нужны перья?

- Они служат ей одеждой, при помощи перьев птица не замерзает.

- Из каких частей тела состоит птица? У неё есть рога? (нет). А у кого есть рога? У неё есть лапы, а уши?

- Клюв есть у птицы? А для чего птице клюв? (он заменяет птице руки, при помощи клюва она ищет себе корм, строит гнездо)

- А крылья есть у птицы? Зачем птице крылья? Чтобы летать? Передвигаться в воде?

- Где живёт птица? Она может жить в аквариуме, в собачьей конуре.

- Нет.

- Она живёт в лесу, рядом с домом человека.

- Расскажите, какое жилище у птиц? (она может жить в дупле, в скворечнике)

- Чем питается птица? (червяками, орешками)

- Какую пользу птицы приносят человеку? (очищают деревья от вредителей, радуют нас своим пением)

3. Пальчиковая гимнастика.

«Ветер старый клён качает

Листья ветром осыпает,

Спрятались давно жучки

Дремлют в норках паучки

Гуси-лебеди галдят

Улететь на юг хотят

Солнце ниже опустилось

Значит - осень наступила»

- Ребята, а сейчас холодно, почему птички не замерзают? Какой у них есть секрет? (их согревает пушок, перья)

- Мы с вами часто наблюдали, как воробьи купались в лужах и сейчас они барахтаются в снегу, почему они не намокают?

- Мы сейчас с вами отправимся в птичью секретную, научную лабораторию, где будем ставить опыты.

4. Опыт №1: дети наносят вазелин на кисть руки, сбрызгивают водой; наблюдают, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.

Делают вывод: вазелин жирный, поэтому вода стекает.

- Птицы не могли бы плавать, если бы их перья не покрывал слой жира, который спасает птиц от намокания и замерзания.

Опыт №2: Дети берут по пёрышку, и опускают его в бассейн с водой. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.

Делают вывод: птицы не намокают и не замерзают за счёт жира, который покрывает перья, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья.

- Ребята, а чем питаются птицы?

- Летом – насекомыми: жучками, паучками. Поедают семена сорняков. Зимой птиц надо подкармливать.

Воспитатель предлагает детям подойти к тарелочкам с пшеном и пальчиком нарисовать, то чем питается птица.

Дети рисуют.

- Мы отметили, что зимой птиц надо подкармливать крошками, зёрнами. И мы с вами недавно смастерил кормушку, насыпаем туда зёрнышки и во время прогулки поместим на веточку дерева.

Публикации по теме:

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Экологический проект «Подкормите птиц зимой»Экологический проект «Подкормите птиц зимой» В Архангельске снова зима Мы рады, а для птичек беда: Холодно, голодно. Давайте поможем им всем детвора. Актуальность проекта: В зимний.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Домашние птицы
  • Правила поведения
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Птичьи секреты»
Опубликовано: 11 июля 2013 в 13:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...