Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Любовь Гуденко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Выполнил: воспитатель

МБДОУ ДСКВ №22 г.

Ейск МО Ейский район

Гуденко Л. А.

memozka321@mail.ru

г. Ейск, 2017 г.

«Ты был на Кубани? А ты побывай!»

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

Цель: формирование у дошкольников интереса к изучению истории своих предков, своей малой родины.

Задачи: расширить знания воспитанников об истории, культуре, традициях кубанского народа. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, любовь к Родине – Кубани. Развивать чувство толерантности.

Возраст детей: старшая группа.

Форма проведения: занятие – путешествие.

Предварительная работа: Ознакомление детей с символикой Краснодарского края. Беседы с детьми о жизнедеятельности казаков. Рассматривание иллюстраций из жизни казаков. Чтение произведений кубанских авторов.

Оборудование:

- слайд – шоу,

- музыкальный проигрыватель,

-аудиозаписи песен кубанского казачьего хора,

- иллюстрации костюмов,

- макет кубанской хаты,

- посуда;

- «машина времени».

Ход занятия

Звучит гимн Кубани

«Ты Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь.

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь»

Воспитатель: Ребята, кто мне может сказать, что мы с вами слушали? (ответы детей)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

Ответы детей (о Кубани)

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о нашей малой родине. О Краснодарском крае, или как его еще называют – Кубань

«Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!»

Эти прекрасные строки из стихотворения В. М. Гончарова, призывают людей отправиться в путешествие, по нашему замечательному краю. Мы с вами тоже совершим путешествие, только мы отправимся в историческое прошлое.

(Звучит музыка)

Ребята, занимаем места в «машине времени», пристегиваем ремни и мы отправляемся в увлекательное путешествие.

Воспитатель: Вот мы и прибыла с вами в кубанскую станицу тех времён! Давайте же узнаем, как жили люди в то время.

На Кубани нашими предками были казаки - запорожцы (казаки жившие в Запорожской Сечи). Кубанская земля была дарована казакам царицей Екатериной II, за их добросовестную службу. Они стали обживать Кубанскую землю, строить первые станицы. (Слайд 1)

Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением. Жилища – хаты казаки строили их местного природного материала: соломы, камыша, хвороста, глины. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, сарай для скота, колодец, летняя печь, навес для повозок.

Хаты или мазанки, внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали плетнём из хвороста или камыша. (Слайд 2, 3) Слайд 2.

Слайд 3.

В хате было две комнаты, которые называли – малой и великой хатой. В малой хате находилась печь. В печи готовили пищу, она обогревала весь дом в холода, на ней спали старики и дети. Так же в доме стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по - середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. (Слайд 4)

Слайд 4.

Слайд 5.

В великой хате стояли: шкаф для посуды, комод для белья, кровати с перинами и большим количеством подушек. (Слайд 5) Правый угол называли «красный угол» – это место где находились иконы, убранные вышитым рушником. Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

Для приготовления пищи казачки в основном использовали глиняную или деревянную посуду, а в большие праздники, выставляли стеклянную либо керамическую посуду. Молоко хранили в глиняном сосуде - глечике, где оно долго не скисало. Разнообразные соленья и варенья хранили в макитре. (Слайд 6)

Посуда, из которой кушали всей семьей - миска. Готовили казачки в чугунах, в печи. Хранили её в шкафах, которые называли «горка».

Слайд 6.

Дидактическая игра "Наведи порядок".

Воспитатель: Я буду называть предметов, а вы отвечать к какой категории он относится: одежда, посуда, предметы быта, продукты.

«лавы» - деревянные лавки,

«шлычка» - головной убор

«пряха» - прялка,

«гвиздок» - гвоздь,

«свичка» - свечка,

«стёганка» - фуфайка, водолазка,

«бешмет» - одежда,

«кохточка» - кофта,

«спидница» - нижняя юбка,

«макитра» - горшок для хранения и приготовления хлеба,

«горка» - посудный шкаф,

«гарбуз» - арбуз,

«стуло» - стул,

«сыниньки» - баклажан.

Физ. минутка

В тишине черемуховых кружев (идут по кругу)

Пью настой прохлады и травы (наклоны головы вперед - назад)

Как мальчишка топаю по лужам (ходьба на месте)

В брызгах солнца –

С ног до головы (наклоны вперед - назад)

Ах, какое радостное утро,

Будто в детство выдался маршрут (движения руками в стороны)

Лошадям развязываю путы –

Никуда отсюда не уйдут! (Останавливаются на месте)

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, где жили наши предки – казаки. Давайте теперь узнаем, какой была их одежда. (Слайд 7)

Одежда Кубанских казаков и казачек очень красива. Каждый казак на голове носил кубанку - головной убор, на нём был одет бешмет - рубашка, поверх надевался синий кунтуш (куртка, на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень - украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги. Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку - спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки - на волос собранный в узелок одевалась шапочка [1].

Слайд 7.

Воспитатель: Давайте немного поиграем! Игра называется «Подбери наряд»

Правила: играют 2 человека. У каждого конверт, с изображениями одежды. Задача играющих, выбрать только ту одежду, в которой ходили казаки и казачки.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Одной из главных традиций казаков является – уважение старшего. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось главным и требовалось его выполнять [5].

Очень уважали гостей. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда - бы казак не ехал, он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня [2].

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя, край мой,

Простор Краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски[3].(Слайд 8)

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, а вам интересно какие песни пели на Кубани в те давние времена? Предлагаю прослушать «Балладу о хлебе» в исполнении Кубанского казачьего хора, «Кубань – отчий дом» - муз. А. Минкова

Воспитатель: Скажите ребята, какие чувства вызвали у вас эти песни?

( Ответы детей: чувство гордости, любви к родному краю)

Люблю тебя, мой солнечный простор,

Мое неповторимое сказанье:

Размашистые станы синих гор,

Седая даль желтеющей Кубани.

Под камышовой крышей вырос я,

Собрав пути ушедших поколений.

И нет мне в жизни этой забытья

От дум твоих, от песен и волнений [4].

(Автор стихотворения Иван Варавва)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей)

А теперь нам пора отправляться обратно.

Воспитатель: Нам посчастливилось родиться и жить в прекрасном месте – Кубань. Мы с вами должны хранить яркие страницы истории нашего края и передавать все из поколения в поколение.

Список используемой литературы

1. Мирук М. В. «Введение в историю Кубани». Краснодар, 2004;

2. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой родине». Краснодар, 2007;

3. Иван Фёдорович Варавва «Казачий край: сборник стихов» - Краснодар: Кн. изд-во,1970;

4. Варавва, И. Ф. Орлиные стаи: стихотворения и песни /И. Ф. Варавва. - М: Современник, 1985.

5. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Городской округ Серебряные Пруды Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Тополёк» ОО.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Бытовая техника». Пр. содержание: Обобщить знания детей о бытовой технике, её использовании. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Бытовые приборы».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Задачи: дать детям представление о космосе и первом космонавте Ю. А. Гагарине, развивать интерес к ЗОЖ. Материалы и оборудование: картины.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Предметы-помощники, облегчающие труд людей на производстве».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «О воде» Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы в интересной для них деятельности. Формировать у детей познавательную.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

«Почва». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Почва» Воспитатель: Табакова Е. Н. МБДОУ№ 12 «Солнышко».

Конспект НОД в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Грибники» Конспект НОД в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Грибники» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно.

Конспект НОД по аппликации и ознакомлению с окружающим миром «Зима» Тема: «Зима» Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Задачи: закреплять.

«В огороде». Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром окружающий мир «В огороде» Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие». Цель: расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 21:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД