МААМ-картинки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Хлеб — всему голова»

Наталья Рябова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Хлеб — всему голова»

Составила: воспитатель филиала МБОУ Устьинской СОШ начальной школы – детского сада Моршанского района Рябова Наталья Алексеевна.

Форма работы с детьми: тематическое занятие.

Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Обучающие задачи:

1. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, о том, как он попадает к людям на стол.

2. Познакомить детей с профессиями - хлебороб, комбайнер, тракторист, шофёр, мельник, пекарь.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

3. Активизировать в речи детей слова-жатва, элеватор, веялка, пекарня, хлебобулочные изделия.

Развивающие задачи:

1. Развивать у дошкольников познавательный интерес к труду взрослых, любознательность, стремление к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию связной речи.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям сельскохозяйственного труда.

2. Воспитывать положительное отношение к труду.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарь: хлебороб, жатва, элеватор, пекарня.

Предварительная работа:

1. Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.

2. Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, злаковые растения, предметы быта.

3. Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, рассказы, сказки, стихи.

4. Изготовление карточек для дидактических игр.

5. Разучивание физкультминутки «Колосок».

Использование инновационной технологии: презентация «Хлеб — всему голова».

Методы:

1. Словесные — художественное слово, чтение стихов, загадывание загадок, беседа, словесная игра.

2. Наглядные — образец действия взрослого, презентация.

3. Практические –пальчиковая гимнастика, изготовление хлебобулочных изделий.

Материалы и оборудование: компьютер, наглядные картинки, тесто для практической работы.

Описание: Данный материал может быть полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей о хлебе, о том, как он приходит к людям на стол, о значении хлеба в жизни человека.

Ход занятия

Организационный момент:

Рано утром мы проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Крикнули друзьям: «Привет!»

Лучше наших деток нет!

В поле мы пойдём гулять

За природой наблюдать.

Вводная часть:

Воспитатель:Дети, садитесь на стульчики.

Послушайте и отгадайте, о чём я сейчас буду говорить.

Загадка про хлеб:

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый.

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим о хлебе.

Основная часть:

Воспитатель: Хлеб, дети, — наше богатство, он самый главный на столе. (слайд№1)

Как вы думаете, почему говорят: «Хлеб – всему голова»?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем.

Словесная игра «Составь меню для куклы».

Дети, используя наглядные картинки, составляют меню на день для куклы.

Воспитатель подводит итог, что меню меняется, а какой-то один продукт есть на столе и на завтрак, и на обед, и на ужин. Что это за продукт?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, хлеб – главный продукт на столе. (слайд№2)

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

(Стратонович О.)

Воспитатель: : Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, расскажите мне, каким хлебушек может быть ещё.

Дидактическая игра: «Хлеб, какой он?»

Дети подбирают определения к существительному. Например, хлеб румяный, поджаристый, свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный и т. д.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, он полезный, вкусный. В хлебе много витаминов, которые укрепляют память, улучшающий пищеварение. (слайд№3)

Воспитатель: Хлеб у русских людей всегда был символом достатка и благополучия. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни, хлебом-солью встречали гостей.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырём!

(Погореловский С.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, откуда к нам хлеб пришёл?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, хлеб покупают в магазине. А до того, как хлеб попал в магазин, он проделал долгий путь.

Логическая цепочка «Как хлеб на стол пришёл?»

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что хлеб пекут из муки.

Воспитатель: Правильно. А что такое мука? Из чего ее получают?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил. Сначала нужно вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. (слайд№4)

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают машины.

Отгадайте загадку:

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

Да, весной в поле работает трактор. Кто управляет им?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который вспахивает землю, делая её мягкой, рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки, которые ровными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Летом зёрна созревают.

Физкультминутка «Колосок»

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Когда зерно созрело, начинается жатва. (слайд№5)

Жатва — время уборки хлебных растений: пшеницы, ржи, овса, ячменя (Дети повторяют слово хором, индивидуально).

Воспитатель:

Послушайте загадку:

На поле выходят машины-комбайны.

Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет.

(Комбайн)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это комбайн. А управляет комбайном комбайнёр.

Воспитатель: Комбайн срезает колосья, обмолачивает – отделяет зёрна от колосьев. Затем эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые. везут зерно на элеваторы. (слайд№6)

Элеваторы- специальные сооружения для хранения зерна. (Дети повторяют слово хором и индивидуально).

Воспитатель: Дальше машины везут зерно на мельницу. (слайд№7)

Там зерно мелют в муку. А кто работает на мельнице?

Отгадайте загадку:

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

Дети: Мельник.

Воспитатель: Правильно, мельник. Дети, а куда потом отправляют муку?

Дети: На хлебозавод, в пекарню. (слайд№8)

Воспитатель: Правильно, молодцы. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи. Специальные машины вымешивают тесто для хлеба. А кто выпекает хлеб, нам поможет узнать загадка:

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

(Пекари.)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Давайте и мы превратимся в пекарей, замесим тесто для хлеба.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто)

А из теста мы слепили (показать, как лепим пирожки,

Пирожки и плюшки, (сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки.

Всё мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)

Очень вкусные пирожки! (гладят живот)

Воспитатель: Тесто замешано, разложено по формам, теперь оно отправляется в печь. Когда хлеб испечётся, его погрузят на машины и отвезут в магазины. (слайд№9)

А что ещё пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари, пряники.

Воспитатель: Дети, как эти продукты назвать одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Молодцы! Видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы хлеб пришёл в каждый дом.

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Свежий хлеб.

И. Токмакова

Воспитатель: Давайте, дети, поиграем в рифмовки. Я читаю строки стихов, а вы придумываете окончания.

Словесная игра «Рифмовки».

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба. (каравай).

Плох обед,

Коли хлеба. (нет).

Из земли взошел —

К нам на стол. (пришел).

У хлеба, булки есть верхушка,

И мы зовем ее. (горбушка).

Воровала синица

В амбаре. (пшеницу).

Зимой не будет горюшка,

Коль всё убрали. (полюшко).

На соломинке — дом,

Зерна спрятаны. (в нем).

Ветер ходит в поле,

Как волна на. (море).

Практическая часть:

Практическая работа с тестом.

Воспитатель: Ребята, я замесила тесто, предлагаю каждому взять по кусочку и поработать с ним, скатать шарики, вылепить пирожки, затем поместить их на противень. (дети работают с тестом)

Воспитатель: Какое тесто на ощупь? (мягкое, податливое, нежное).

Мы попросим повара отправить наши изделия в печь. Будем ждать выпечку к чаю.

Заключительная часть:

Рефлексия.

Воспитатель: Дети, понравилось вам наше занятие, было ли вам интересно? Давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня?

Из чего печется хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печется из муки,

Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века

Щедро кормят человека.

Плюшки с маком, кекс сметанный,

Черный с тмином, пеклеванный,

Калачи, батоны, халы…

Хлеб для маленьких и старых,

Для Танюшек и Наташ.

Добрый хлеб – кормилец наш!

(Т. Лаврова)

Воспитатель:

Долог путь от посеянного в поле зёрнышка до каравая на столе. Большим трудом даётся хлебушек человеку. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь, с большим уважением относиться к людям, которые его растили.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Используемая литература:

1. Молодова Л. П., Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск «Асар», 2002.-240 с.

2. Шорыгина Т. А., Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016.– 80 с.

3. Шорыгина Т. А., Злаки. Какие они? Москва, ООО «Изд. Гном и Д», 2003.-48 с.

4. Стихи Т. Лавровой, С. Погореловского, О. Стратонович, И. Токмаковой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Лесовичок приглашает в гости». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Лесовичок приглашает в гости»: Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для средней группы Цель: формирование.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

«Профессия — гончар». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы«Профессия — гончар». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы Тема "Профессия - гончар". Цель: Познакомить детей с профессией гончара. Задачи: Обучающая: расширять представления детей о профессиях;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели скотного двора» для средней группыКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели скотного двора» для средней группы Цель: уточнение и закрепление знаний детей о домашних животных, о их значении в жизни человека. Задачи: - Закреплять знание детей о домашних.

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова»Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Островок» КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:.

Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова»Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Вид проекта:информационно — исследовательский. Продолжительность проекта: среднесрочный. Сроки реализации проекта: сентябрь- октябрь.

Проект «Синица» по ознакомлению детей средней группы с окружающим миром Тема проекта: «Синица». Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 22:32
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД