Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Лаборатория воды»

Ольга Юрьевна Кулинка
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Лаборатория воды»

Тема: Лаборатория воды

Цель: Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить значение воды для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: Три набора предметов: на 6 столах и у воспитателя. Физкультминутка:

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Лаборатория воды“» размещена в разделах

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Опыт№ 1: Бутылка с водой, блюдце, шарик кубик (на каждом столе).

Опыт№ 2: Белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой; зеленка, шарик, кубик.

Опыт№ 3: 3 стакана с водой, емкость с сахаром, солью, маслом (на каждом столе).

Опыт№ 4: Салфетки для фильтра, чистый стакан, воронка (у воспитателя).

2 бутылки с водой, чернила синие и черные, активированный уголь, кусочек хлеба, целлофановый пакет.

На каждом столе оборудование для каждого опыта стоит на отдельном пронумерованном листе.

Таблички-символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия

В-ль: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А чтобы узнать, с чем мы будем проводить опыты вы должны отгадать загадку:

Послушайте стихотворение о воде: Н. Рыжова

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Чтобы попасть в нашу лабораторию, вы должны назвать, для чего нужна вода на Земле (дети перечисляют и проходят в лабораторию, рассаживаются за столы).

В-ль: Ребята, рассаживайтесь за столы в нашей лаборатории. Вы теперь лаборанту. Посмотрите, что стоит у вас на столах? Из чего все эти предметы? Правильно, они пластмассовые и стеклянные. А как надо обращаться со стеклянными предметами?

Дети: Осторожно.

В-ль: Постарайтесь не стучать ее друг о друга, посуда может разбиться.

Опыт 1: Вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать.

У вас на столе стоит бутылочка с водой, налейте ее в маленькое блюдце. Наливайте медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Почему вы не смогли перелить всю воду из бутылки?

Вода растеклась по блюдечку, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкая, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, то ее называют жидкостью (выставить табличку «Вода – жидкость»).

Посмотрите, у вас на столе лежат шарик и кубик. Какой формы эти предметы?

Дети: Шар – круглый, кубик - квадратный.

В-ль: А если мы опустим их в стакан или положим на блюдце, изменят они свою форму?

Дети: нет, форма их не изменится.

В-ль: А вода имеет форму? Если мы нальем ее в стакан, какой формы она станет?

Вода не имеет формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают (выставить табличку «Вода не имеет формы»).

Опыт № 2. Вода бесцветная. На столе стакан с молоком, стакан с водой.

В-ль: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белая? (Нет)

А какая вода? (Прозрачная).

У вас на столе стоит стакан с водой и с молоком. Возьмите шарик и положите его в молоко, а кубик положите в воду. Что мы видим? (Шарик виден, а кубик в молоке нет).

Вода прозрачная. А может ли она менять свой цвет? (Ответы детей).

А как мы можем поменять цвет воды? (Ответы детей).

Сейчас я добавлю к вам в стакан капельку красной туши. Какой станет вода? А если в воду добавить варенье, какого цвета она станет? (Розовой, красной) – (выставить табличку «Вода-прозрачная»).

Попробуйте воду на вкус, какая она? Сладкая, соленая, горькая?

Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Физкультминутка:

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Опыт №3 Вода – растворитель.

В-ль: У меня на столе стоит 3 блюдца, они накрыты салфетками. Чтобы узнать что там лежит, надо отгадать загадки.

1) Белый камень, в воде тает. (Сахар).

2) В воде родится, воды боится. (Соль).

3) Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковородке пенится,

Брызгает и шипит. (Масло).

Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому, что они в ней исчезают.

В-ль: Возьмите ложечку сахара и опустите ее в стакан с водой, размешайте. А теперь опустите ложечку соли в воду, размешайте. Что произошло?

Дети: Сахар и соль растворились.

В-ль: А если в воду налить масло, оно раствориться? Попробуйте.

Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает капельками.

В-ль: Этот опыт нам показал, что вода может растворять одни вещества, а другие нет (выставить табличку «Вода –растворяет одни и не растворяет другие вещества)

.

Опыт №4 Очистка воды.

В-ль: Ребята посмотрите еще раз на баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду? Почему? А какую воду можно пить?

А что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Дети: Ее надо очистить от масла.

В-ль: Верно, ее надо очистить, а сделать это можно с помощью фильтра (Показать фильтр –кувшин «Аквафор»).

Самый простой фильтр мы можем сделать из обычной салфетки. (Воспитатель показывает, как сделать фильтр из салфетки).

Сейчас я попробую процедить воду через такой фильтр. Что мы видим? Масло осталось на салфетке, а вода протекла вниз.

В-ль: Человек ни дня не может прожить без воды. Прежде чем она попадет к нам на стол и в краны ее сначала берут из рек и скважин и очищают. К воде нужно относиться бережно. Что нужно делать, чтобы сберечь воду?

Дети: Закрывать краны, не загрязнять реки и т. д.

ФОКУС-ПОКУС – очистка воды активированным углем.

Сейчас я покажу вам, как можно еще очистить воду с помощью активированного угля. У меня 2 бутылки с водой в одну я добавлю синие чернила, а в другую черные. Опускаем в бутылки по 3 таблетки угля. Что происходит? Пока мы этого не видим и будем наблюдать несколько дней, очистится вода или нет.

Ребята, а как вы думаете, есть ли вода в хлебе? А в этом деревянном шарике? Чтобы это проверить, давайте с вами заложим еще один опыт и будем за ним наблюдать несколько дней. Я беру кусочек хлеба и кладу его в целлофановый пакет, а шарик кладу в другой пакет. Пакеты хорошо завязываем и кладем на подоконник. Что произойдет, мы увидим через 2-3 дня.

В-ль: Какие свойства воды мы узнали на занятии?

- Вода – это жидкость.

- Вода не имеет собственной формы.

- Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.

- Вода бесцветная и прозрачная.

- Воду можно очистить с помощью фильтра.

Публикации по теме:

Анализ занятия по исследовательской деятельности .

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Что мы знаем о воде?» Экологическое воспитание «Что мы знаем о воде?» Цель: познакомить детей со свойствами воды; уточнить что вода – важная составляющая всего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Лаборатория воды»
Опубликовано: 21 марта 2015 в 11:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД