Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».

Олмаз Гашумова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».

Гашумова Олмаз К., воспитатель, МБДОУ № 17 «Белочка», г. Сургут, ХМАО, ЮГРА.

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».

Образовательные области: познание, здоровье, безопасность, физическая культура.

Цель – Познакомить дошкольников с промыслами народов Ханты.

Задачи:

Познание:

1. Систематизировать знания детей о своеобразии жизни народов Севера Ханты.

2. Дать понятия об основных видах промысла Северных народов Ханты: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.

Социализация:

1. Воспитывать интерес к жизни, промыслам, обычаем других народов.

Материал – слайды (презентация)

Предварительная работа:

Чтение сказок Хантыйского народа. Беседы о жизни и быте коренного населения Ханты, рассматривание иллюстрации. Посещение музеев. Знакомство с картой Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа – Югры.

Ход ЗАНЯТИЯ:

В: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в гости к Хантам! Кто, такие Ханты? Где они живут, вы знаете?

Д: Ханты – это малочисленные коренные народы Севера и живут они в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре.

В: Ребята, для тех, кто забыл, я напомню слово «Ханты» означает «народ», «человек».

В: Перед вами карта Ханты – Мансийского автономный округа. Какие города нашего округа вы знаете? Найдите и покажите.

Д: Дети работают с картой, находят и называют города.

В: Вот это наш Ханты- Мансийский округ. Велик? или мал?

На Севере нашего округа, в тайге, в тундре, по берегам реки Оби, вдали от городов расселились ханты. Живут они с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Образ жизни Хантов их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.

В: Давайте отправимся в гости к Хантам – оленеводам. А вот и первый чум. Тут же рядом пасутся олени. Любуемся этими выносливыми животными.

В: Ребята, расскажите, что вы знаете о Северном олене? Опишите, какой олень? Чем питается? (Олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес. Раздвоенные копыта не позволяют проваливаться в снег и в болотистую тундру, кормятся они мхом- ягелем, разрывая копытами снег).

В: Ребята вы знаете, что Ханты очень ценят северного оленя. Расскажите, для чего разводят Ханты оленей?

Д: Олень - для Хантов это транспортное средство, так же он является источником пищи: Ханты используют оленье мясо для приготовления своих блюд, от оленя получают еще один продукт - молоко. В жаркое время молоко быстро створаживается и густеет. В таком виде его едят с хлебом или ягодой. Свежее добавляют в чай и замешивают на нем тесто для лепешек. Олень не только кормит людей, но и одевает их.

В: Какие предметы одежды Хантов изготовленные из оленьей шкуры вы знаете? Назовите.

Д: Малица, сах, кисы

В: Олень ловкий, сильный, а оленеводу ещё нужно быть ловчее, сильнее. Чтобы получились из нас умелые оленеводы? Давайте поиграем в хантыйскую игру:

«Олени и пастухи»

(Игроки-олени с шапочками на головах или веточками-«рогами» в руках, бегают (стоят) по кругу. Ведущие пастухи за кругом. В руках у них маут - картонное кольцо с длинной верёвочкой. Пастухи стараются накинуть маут на рога оленей. Кто больше)

Д: Дети и педагог играют в игру.

В: дальше нас ждут Ханты-охотники.

В: Охотничий промысел на Югре разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной.

В: Ребята, а вы знаете на кого охотятся Ханты? Назовите.

Д: Белка, заяц, лиса, лось, медведь

В: Охотятся в основном ханты на пушного зверя, чтобы их ценные шкурки обменять на продукты, и приготовить еду для семьи. Охотятся на белку - ценят ханты её мех, а также, лакомством считают беличьи желудки, так как белка ест много орехов и желудок получается жирным и сытным. Охотятся на лису- это важный промысловый зверь и весьма заманчивый трофей любого охотника, её мех используют для изготовления одежды, а мясо в пищу. Так же охотились и на зайца - на головы и мясо пойманного зайца приглашали уважаемых в деревне дедов и бабушек. В благодарность за угощенье они должны были рассказать 40 сказок, которые собравшиеся слушают целый вечер. Слушают и стараются запомнить - если самому достанется заячья голова - без сказок ее есть нельзя. Старики смеялись: "Кто сказки не знает, тот пусть не ест". Охотясь на лося - Ханты получали прочную замшу для изготовления упряжи. Из камусов выкраивали непромокаемую обувь, которую можно было носить лет 20. Осенние лосиные шкуры служат постелями в лесных избушках. На медведя – Ханты очень редко охотятся, так как для Хантов - это не просто пища, а особое ритуальное блюдо. Во время медвежьего праздника мясо варили большими кусками в двух отдельных котлах: в одном - левая половина туши медведя, для мальчиков и мужчин, в другом - правая, для девочек и женщин. Отварную медвежатину отделяли от костей, разделывая на мелкие кусочки, чтобы сразу можно было взять в рот, Эти кусочки подавали и ели палочками, так как медвежатину нельзя брать руками, Недопустимо откусывать медвежье мясо или подрезать его при еде ножом. Жевать его надо было с закрытым ртом так, чтобы ни крошки не упало на пол. После того, как проглотили кусочек, пальцы и рот вытирали опаленной стружкой. По окончании праздника медвежьи кости бережно собирали в берестяные сосуды или в ящики и уносили в лес и вешали на деревья или специальные столбы. Голову медведя кладут на шкуру и ставят на самое почётное место.

В: Как вы думаете, а на кого еще могут охотиться Ханты? Кто еще обитает в нашем Северном крае?

Д: Утки, гуси, глухари, куропатки, рябчики, тетерев…

В: Ребята, Ханты охотятся и на птиц, которыми богат Северный край: глухарь - каждый Хант- охотник знал, сколько у него на угодьях глухариных гнезд. Порой для еды собирали глухариные яйца. Яйца отваривали или пекли в горячей золе. Весной с нетерпением ждали Ханты прилета гусей, уток. Добытых летом уток сохраняли впрок в ямах, вырытых в мерзлоте. Любят охотиться и на рябчиков, тетерева, Белую куропатку и других птиц.

В: Дальше мы с вами познакомимся с рыболовством Хантов:

Вся жизнь Хантов протекает около рек и озер, подчиняясь подъемам и спадам воды, замерзанию и освобождению ото льда. От порога хантыйского дома главная тропа всегда ведет к реке - под обрыв берега, где причалены лодки, к месту ловли. Представить себе стол Хантов без рыбы также немыслимо, как русский стол без хлеба и каши. Сырая или мороженная, отварная или зажаренная - это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона народа Ханты, не зря их именовали «рыбоядцами».

В: А знаете, каким способом ханты ловят рыбу?

Д: Сетью, неводом, удочкой, ловушками.

В: Самый древний способ рыболовства — сооружение загородей - запоров, перегораживающих русла рек. Запор - это изгородь с отверстиями, в которые ставят ловушки.

В: Какую рыбу ловят Ханты? Назовите.

Д: Муксун, нельма, сырок, язь, щука, язь, карась, окунь.

В: У Хантов м есть пословица о щуке: У щуки и мертвой зубы живые. Так же существует поверье - орнамент - "челюсть щуки" часто украшает шубы-сахи Хантыйских женщин, щучья челюсть и зубы считаются сильным талисманом, оберегом, например, мужчины брали такие талисманы с собой на промысел.

В: Ханты очень любят щуку, поэтому очень много сочиняю про неё пословиц, загадок и сказок. Вот одну Хантыйскую сказку я вам сейчас расскажу.

Как щука себе голову сделала (хантыйская сказка). Лакомая часть щуки - голова - достается ребятишкам. Те, обсасывая мякоть, вынимают косточки щучьей головы. Вот косточка под названием "лосиная нога", "спинка от женской нарты", "весло", "лодка-калданка", "человек с вязанкой дров", "мужик с топором" - всех щука съела и себе голову сделала. Раньше щука безголовая была. Уродливей ее не находилось в речках нашего края. Долго просила щука водяного царя - Ингк-хона - подарить ей голову. Ингк-хон отказывал: "Ты злая. Много рыбы изведешь. Не дам тебе зубов, не дам головы". Вот однажды ушел Ингк-хон к людям в гости. Щука встала под мостками, с которых женщины воду черпали, и караулит. Бежала по берегу девочка - сиротка Сотхотлопэ. За день Сотхотлопэ сто домов обошла, устала, пить захотела. Легла девочка на мостик, напиться не может, пьет. А щука раздувалась, раздувалась, сделалась огромная и проглотила Сотхотлопэ. Смастерила из девочки для головы хрящ - мягкую косточку, на крест похожую. Плыл рыбак в лодочке-обласке, греб согнувшись. И его проглотила ненасытная щука. Получились из лодочки крепкие челюсти. И рыбак в дело пошел. Под вечер переплывал реку лось, отломила Щука ударом хвоста лосиную ногу с копытом. И такая кость, похожая на лосиную ногу, щучьей голове пригодилась. Старушка горбатая шла с сыном вдоль берега, вязанку хвороста несла, забрела в реку ноги сполоснуть. Утащила злая рыбина старую женщину вместе с хворостом. Плыла по реке деревянная лопата. Разинула Щука рот, пошире, проглотила лопату, лобовую часть себе из нее сделала. Черпала неподалеку девушка воду, упустила берестяной ковш. "Пригодится", - радуется щука. Много людей и добра заглотила эта хищная рыба, соорудила себе громадную голову и острые, как частокол, зубы".

В: А чтобы будущие рыбаки Ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку.

В: Ребята, давайте, с вами поиграем в Хантыйскую игру: «Борьба на палке»

Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетями.

Д: Дети с педагогом играют в игру.

В: Ребята, а вы знаете, чем лакомятся Ханты, ведь у них нет конфет, сладостей, магазинов, где все это можно купить. Ханты собирают «дикоросы» (дикорастущие ягоды, грибы).

В: Какие дикоросы вы знаете, назовите.

Д: Очень любят Ханты: бруснику, клюкву, чернику, голубику.

В: Ребята, сейчас я загадаю Хантейскую загадку, а вы попробуйте отгадать о какой она ягоде?

Моя загадка – эй!

В лесной неведомой глухомани,

В дальнем краю висят маленькие серебряные лыжи.

- Отгадайте, что это?

- Это листочки брусники

Брусника – по Хантыйски - «бордовая ягода». По природным запасам брусника занимает первое место среди всех прочих дикорастущих ягод. Ханты ссыпают собранную бруснику в берестяные кузова, ставят в холодные сени или сараи и оставляют так до зимы. Зимой ягоды замерзают, но во всем коробе нет ни мятых, ни подтаявших ягод. Черника - на хантыйском языке – «сэвпсы». Черника необычайно вкусна, а главное, очень полезна.

В культуре народов Севера черника занимает важное место. В первую очередь, это продукт питания, источник витаминов для детей и взрослых. Чернику ели свежей, заготавливали впрок – хранили в туесах в холодном мху или заливали рыбьим жиром. Чернику ели с мясом и рыбой. До сих пор в Хантыйской кухне есть блюдо – рыбная каша с черникой. Используют чернику в культуре северных народов как лекарственное средство. Применяют при переутомлении. Для улучшения зрения сок свежей черники закапывают в глаза. Ханты говорят: Коли черника поспевает, то поспела и речка. Черника вокруг поспевает под комариные песни. Голубика для народов Севера – важный продукт питания, источник витаминов, лекарственное средство. Голубику давали при простудных заболеваниях. Голубику Ханты еще использовали издавна как красильное вещество. Клюква - на хантыйском языке – хумсвел (в переводе - ягода на кочке). Традиционно клюкву заготавливали впрок, замораживая до каменной твердости. Для Хантов клюква – это источник доходов, лекарственное средство и продукт питания.

В: Вот еще одна Хантыйская загадка, отгадайте и её. Посреди болота женщина в красном (желтом) платке сидит.

Д: Морошка

В: Морошка — ягода-хамелеон: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно-жёлтыми. Народное название — «моховая смородина». Это любимая ягода северян в национальных округах. Ханты говорят, что нет ничего в мире слаще и ароматнее. Плоды едят при кашле и простуде, применяют при ожогах. На Севере говорят: «Морошку запасать – болезней не знать!»

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие к Хантам?

Д: Да

В: Чему бы вы хотели научиться у народа ханты? Что особенно в их жизни вызывает у вас интерес?

[/i]

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».
Опубликовано: 23 января 2013 в 20:09
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...