Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Татьяна Безручкина
Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект НОД по развитию речи

в старшей логопедической группе

на тему

«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

(с использованием мнемотаблиц)

Тема НОД: Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»

Задачи НОД:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Чтение стихотворений о зиме, Разучивание стихотворения И, Сурикова „Детство“» размещена в разделах

1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на картинки.

2. Активизировать словарный запас детей о зиме.

4. Упражнять в подборе прилагательных к слову зима, в подборе рифмы к слову.

Развивающие:

1. Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.

2. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный текст.

3. Развивать память. внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе через восприятие картин художников и музыки композитора П. И. Чайковского:

2. Формировать взаимопонимание и доброжелательность.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Формы организации: фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: погружение в игровую ситуацию, общение.

Технологии: технология моделирования (мнемосхемы, здоровьесберегающие образовательные технологии (физминутка)

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворений, игры «Какая зима», «Подбери рифму», «Собери картинки», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки схемы

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.

У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила»

- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)

-Как догадались, что это зима? (слова из загадки)

- Молодцы!

Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое время года, но и волшебное…

Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.

«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»

Воспитатель: - Спасибо, Зимушка! Ребята, давайте поиграем со снежинкой!

Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.

А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах? Что-то мне подсказывает, что с волшебной снежинкой всё можно.

«Снежинку в руки я возьму,

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В зимний лес нас унесет».

(дети закрывают глаза, а воспитатель расстилает на полу «зимний ковёр» и ставит рядом с ним ёлочку в снежном уборе)

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на этот волшебный лёгкий пушистый зимний ковёр. (Дети рассаживаются полукругом перед телевизором)

Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картины художников: - Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния на картине И. Шишкин «Зима». - На картине Васнецова А. М. «Зимний сон (Зима)» стройные березы стоят как невесты. -На зимних пейзажах Алексей Адамова, воздух морозный и холодный в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки. Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом. - На картине художника Эдуарда Панова природа зимой в лесу удивительно красива, чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Зима - волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как - зима.

Композиторы тоже восхищались Зимой и передавали это в своей музыке! Вот посмотрите эти картины ещё раз и послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Зима» и вы убедитесь, как же эта музыка подходит к описанию этих картин и к вашим словам – определениям, которые вы сегодня назвали о зиме.

( после прослушивания спросить детей, подходит ли музыка для времени года)

Воспитатель: О чём вы думали, когда слушали музыку и смотрели картины о зиме?

Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах, послушали, какую музыку о зиме сочиняли композиторы. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах. Кто из вас знает стихотворение о зиме?

(Даша прочтёт стихотворение «Белая берёза» С. Есенина)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

Воспитатель: Молодец! Мне бы тоже хотелось прочесть для вас небольшое стихотворение о зиме, с которым мы с вами когда то уже знакомились. Автор этого стихотворения Иван Захарович Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?

Давайте расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:

Что зимой мы любим делать? (сжимаем и разжимаем пальчики на обеих руках)

В снежки играть, (начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по одному пальчику)

И снежный ком катать.

На лыжах бегать,

На коньках кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Да ещё в снегу валяться! (переворачивать ладони, показывая, как в снегу валяешься)

О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением. Сейчас мы попросим волшебную снежинку перенести нас в нашу литературную гостиную.

Снежинку в руки я возьму,

Волшебство я позову.

Ты на помощь к нам приди,

В группу нас скорей веди.

(воспитатель убирает ковёр. В это время кто-то раскладывает снежинки дорожкой, которая ведёт в ту часть группы, которая оформлена как «литературная гостиная»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта дорожка приведёт нас в нашу литературную гостиную. Но вход туда по билетикам. Билетик можно получить у кассира, но не просто так, а выполнив одно непростое задание. Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?

(в нём есть рифма)

Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу, что все слова - рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

2. С неба все летят пушинки - серебристые. (снежинки)

3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

4. Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)

6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)

7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)

8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)

9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна … (ватрушка) (Если дети затрудняются, то кассир показывает билетик, на котором нарисована картинка – отгадка)

Воспитатель: найдите место в гостиной, на которое указывает ваш билетик и присаживайтесь. (на спинке стула нарисована картинка такая же, как на билетике)

Дети рассаживаются.

Воспитатель: Вот вы и на месте, в нашей уютной литературной гостиной. Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!

Кубарем качусь я под гору в сугроб.

И друзья мальчишки, стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

- Всё лицо и руки залепил мне снег,

- Мне в сугробе горе, а ребятам смех

Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как он катался с горки)

Я предлагаю вам, ребята, сегодня не просто так уйти из литературной гостиной, а выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом картинки – подсказки.

Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.

Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску) - Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку) - Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. - Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут. - Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей - Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной картинке)

Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала нам Зимушка- зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца стихотворения. Давайте попробуем.

Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием мнемотаблиц.

- В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку! (Фонограмма)

Наши детки в санки сели

Громко песенку запели,

Покатились далеко,

Не догонит их никто.

За веревочку взялись

Помчались с горки вниз.

И вдруг салазки на бок - хлоп!

— Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

Все попадали в сугроб.

Вставай, дружок,

Отряхивай снежок.

И снова в саночки садись,

С горки весело катись.

Воспитатель: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята Воспитатель: Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке, налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой последовательности? (да)

Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения

Воспитатель: - Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца?

[b]Итог[/b]:

Воспитатель: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?

- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)

Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)

- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)

- Где мы с вами сегодня побывали? (в гостях у Зимы, в лесу, в литературной гостиной)

Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица, мнемоквадраты)

Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?

Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко (подносит 2 тарелочки с солнышками или снежинками)

Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!

Сегодня из нашей гостиной вы не уйдете с пустыми руками. Вы получите в подарок книги со стихами о зиме. Пусть ваши мамы читают вам эти замечательные стихи. А скоро вы и сами научитесь читать.

Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группеКонспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и литературному чтению «Чтение стихотворений А. Барто» Цель: продолжать знакомить детей со стихами А. Барто, закреплять интерес к стихам. Задачи: Образовательные: закрепить умение читать стихотворение.

Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» Конспект НОД в средней группе. Развитие речи. Чтение и заучивание стихотворений о зиме. Подготовила воспитатель Ларичева Ю. В. Цель. Приобщать.

Конспект ООД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу» «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» (образовательная область речевое развитие) Цель: познакомить детей с новым поэтическим произведением,.

Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Лексическая тема: «Дом» И. Суриков «Детство».

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Кто так кричит?» с инсценировкой Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста Занятие «Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?»». Дидактическое.

Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехникиКонспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект к занятию по развитию.

ООД по развитию речи «Чтение стихотворений о лесных животных» Цель: научить детей слушать стихотворения, с определенным заданием. научить детей отвечать на вопросы, короткими предложениями; активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Заучивание отрывка стихотворения И. З. Сурикова «Детство» Цель: Познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Опубликовано: 11 августа 2019 в 15:05
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД