Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию посредством ознакомления с художественной литературой

ольга чернова
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию посредством ознакомления с художественной литературой

«Есть на свете люди хорошие, есть и похуже…»

Задачи НОД:

«Чтение художественной литературы» - формировать умение понимать и оценивать характер главной героини, представление о скромности, трудолюбии, справедливости, понимание переносного значения пословиц и поговорок.

«Познание» - создавать условия для предъявления собственной точки зрения и ее обсуждения, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

«Социализация» - формировать умение сочувствовать людям, сопереживать, радоваться;

«Коммуникация» - развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания; адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека;

«Здоровье» -профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта.

Необходимое оборудование и материалы:

русская народная сказка «Хаврошечка», рисунок дерева-яблони, цветная бумага, ножницы, клей.

ОД в РМ:

- создание альбома с детскими рисунками «Мои любимые сказки»

- организация выставки книг «О трудолюбии и лени» в книжном уголке группы,

- чтение русской народной сказки "Хаврошечка".

Описание действий участников НОД:

1. Упражнение «Слушай своё сердце»

Цель: настрой на работу.

Воспитатель сообщает детям о том, что в беседе помогать нам будет сердце, ведь оно обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Нужно положить правую ладонь на грудь, закрыть глаза и послушать, как тихо оно бьётся. Потом, нужно попросить сердце дать силу для работы. Прислушаться.

Вопросы к детям: Получилось? Почувствовали силу?

2. Вхождение и погружение в тему

- Чтение отрывка сказки «Хаврошечка»

- Беседа по произведению. Рассуждения детей

- Физминутка

Цель: установление взаимосвязи между трудом и заботой о людях

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится

Напомнить детям о прочитанной сказке "Хаврошечвка", зачитать отрывок.

Вопросы к детям:

- Почему «Хаврошечка» волшебная сказка?

- Чем сказка отличается от рассказа?

- Назовите главных героев в сказке

- Почему девочку звали Крошечкой – Хаврошечкой?

- Какая она? (добрая, сирота, хорошая, трудолюбивая, послушная, работящая)

- Как жилось Хаврошечке и трём дочерям хозяйки?

- Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям?

- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить?

- Как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?

Коровушка.

Коровушка любимая.

Коровушка – матушка

Коровка моя

- Как относилась корова к Хаврошечке? (заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, помогала, любила)

- Как узнала хозяйка, что девочке помогает корова?

- Какая была последняя просьба коровушки?

- Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок?

- Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему?

- Читая эту сказку, за кого ты переживала и почему?

- Можно ли про Хаврошечку сказать: Жизнь дана на добрые дела. Добрые слова дороже богатства.

- Кого из героев сказки вам было жалко и почему?

- Когда вы порадовались за Хаврошечку?

- К каким людям можно отнести хозяйку и её дочерей?

Физминутка.

Вышли цапли на охоту,

Бродят важно по болоту (шагают медленно, высоко поднимая колени).

Ищут лягушек по сторонам,

Смотрят здесь и смотрят там (повороты в стороны).

Направо лягушки, налево лягушки (наклоны).

У цапель глаза разбежались,

Они без лягушек остались (разводят руки в стороны, ходьба на месте)

Обобщение. Чему учит сказка, какие нравственные уроки преподаёт?

- Сказка учит доброте. Добрый человек красив душою. всегда найдёт сочувствие и помощь.

- В сказке говорится о трудолюбии, об уважительном отношении к таким людям.

- Сказка учит быть внимательным в жизни, не допускать оплошностей и ошибок, которые могут при вести к беде: ведь Крошечка-Хаврошечка забыла про третий глазок сестрицы, и коровушку зарезали.

- Доброта вознаграждается, а зло и лень нет.

3. Моделирование.

Цель: развивать у детей мышление и эмоциональную отзывчивость; подбирать карточки по цвету, соотносить с характером персонажа.

На карточках напечатаны слова: радость, жалость, тревога, досада, волнение, веселье, недовольство, обида, злость.

Цветные карточки: зелёная, красная, чёрная, голубая, фиолетовая, жёлтая, синяя.

Задание: выбрать слово, обозначающее чувство, подобрать к нему соответствующий цвет, объяснить свои чувства.

- Мне жалко Хаврошечку. Она хорошая (зелёный)

- Мне не понравились сестры (чёрный)

- А мне жалко коровушку (голубой)

- Я радовалась, что все закончилось счастливо (жёлтый - солнечный)

- Я тревожилась, когда Триглазка все узнала (фиолетовый)

- Мне было обидно, что Триглазка узнала всё про Хаврошечку и коровушку и рассказала матери (синий).

- Я обрадовалась, что Хаврошечка вышла замуж за хорошего человека (красный).

4. Игровая мотивация.

1. Пословицы и поговорки о труде

2. Обсуждение прослушанных пословиц

Цель: закрепить новый опыт, новые качества личности ребёнка,

Воспитатель предлагает послушать пословицы и поговорки о труде: У работящего в руках дело огнём горит. В иных руках и горсть пыли в золото превращается.

Вопрос к детям: к кому из героев сказки подходят эти слова? Почему?

Двое пашут, а семеро руками машут. Ленивому всегда праздник.

Вопросы к детям: о ком из персонажей можно сказать такими словами? Почему?

Можно ли сказать, что эта сказка волшебная? Какое в ней волшебство? Чем вознаградила коровушка Хаврошечку за её доброту и трудолюбие?

Обобщение. Важно быть честным, трудолюбивым, потому, что добро всегда побеждает и за это бывает вознаграждение.

5. Творческая деятельность «Волшебная яблонька»

Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.

6. Творческая деятельность «Волшебная яблонька»

Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.

7. Подведение итогов.

Воспитатель подводит итог встречи:

- Важно быть добрым и совершать добрые дела, говорить добрые слова, даже когда к тебе несправедливо относятся.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Проект «Животные нашего края». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Улыбка» с. Александровское».

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию посредством ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 28 августа 2013 в 23:25
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...