Лучший педагог года

Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности «С Машенькой играем — звуки изучаем»

Валентина Макарова
Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности «С Машенькой играем — звуки изучаем»

Автор конспекта: Макарова Валентина Георгиевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР-детский сад № 8 «Малышок» г. Краснокаменска

Дата проведения занятия: ___

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р. у.)

Возраст детей: 5 лет

Тема: Звук [М] на материале лексической темы «Продукты»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Публикация «Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности „С Машенькой играем — звуки изучаем“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно - эстетическое развитие

Цель: знакомство детей с согласным звуком [М] и его графическим изображе-нием буквой М, развитие предпосылок грамотности.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- научить владеть речью, как средством общения;

- научить четко артикулировать и произносить звук М, знать его характеристи-ку; различать гласные и согласные звуки;

- продолжать знакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «буква»;

- формировать умение кодировать и декодировать информацию, используя на-глядные модели;

- формировать готовность к первоначальным навыкам звукового анализа и син-теза;

- обогащать активный словарь

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать слуховое внимание и память, логическое мышление;

- развивать мелкую и общую моторику; координацию речи и движений

- закрепить представления по теме «Продукты»;

- развивать любознательность, творческую деятельность;

- развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми

воспитательные:

- способствовать развитию положительных эмоций, усвоению норм и ценно-стей, принятых в обществе;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание, доброжелатель-ность и выдержку;

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать участников по совместной деятельности;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договари-ваться, адекватно проявляет свои чувства;

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита звуковая и интонационная культура речи;

- у ребенка развита общая и мелкая моторика;

- ребенок способен следовать социальным нормам поведения и правилам в раз-ных видах деятельности;

-проявляет любознательность, обладает элементарными представлениями об окружающем.

Оборудование:

- для детей: разрезные картинки, модели слова, фишки красного и синего цвета – модели звуков [М], [А]; игровые поля – коврики; зеркала

- для учителя-логопеда: кукла Машенька с корзинкой; мультимедиа, слайды: «Корова на лугу»]; наглядные схемы - характеристика звуков и отличия звуков от букв;

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

I.Создание мотивационного поля.

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.

1. Приветствие (аудирование):

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

- Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте разогреем свои ладошки и поздоро-ваемся друг с другом.

2. Введение в игровую ситуацию (аудирование, слушание):

Звучит песенка Машеньки из м/ф «Маша и медведь» - «Варенье». Догадались, кто к нам сегодня придет в гости? Как вы догадались?

II.Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации:

1. Игра «Собери картинку»:

- Машенька хотела подарить вам картинки, но когда она шла, то нечаянно зап-нулась и упала. Картинки рассыпались. Девочка очень огорчилась. Что же де-лать?

- Правильно, надо помочь Машеньке и сложить картинки. Но конвертов в кор-зине осталось всего четыре, а вас 8. Как мы поступим? (надо объединиться в пары).

- Совершенно верно. Выберите себе пару, с кем бы вы хотели собирать картинку и любой конверт.

2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановке проблемы:

- Что изображено на картинках, которые вы собрали? (макароны, масло, моро-женое, морс)

-Какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?

- Догадались, с каким звуком мы сегодня будем играть? (со звуком [М])

- Сегодня мы будем правильно произносить звук [М], находить его среди дру-гих звуков, а также в слогах и словах.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

III. Открытие детьми нового знания :

1. Логопед через мультимедиа демонстрирует картинку «Корова на лугу» (си-туативный разговор, аудирование, демонстрация слайда):

- Это любимая Машенькина корова.

- Ты куда идешь корова, длинные рога?

- М-М-М- мычит корова – иду я на луга!

-Давайте помычим, как корова. Посмотрите на себя в зеркало. Что происходит с губами? (они смыкаются, а потом взрываются). Как проходит воздух? (через нос). Как называются звуки, которые мы не можем пропеть и почему? (соглас-ные, они только соглашаются с другими звуками). Приложите тыльную сторону ладони к горлышку и помычите еще раз. Что вы ощущаете? (работает «моторчик», значит звук [М] – звонкий). Звук [М] твердый или мягкий? Почему?

2. Работа со схемой-характеристикой звуков (ситуативный разговор):

Подводим итог: звук [М] – согласный, звонкий, твердый.

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Каким цветом обозначим звук М? (синим, с колокольчиком). Почему? (потому что он согласный, звонкий, твердый)

IY. Самостоятельное применение знания на практике:

1. Игра «Сигнальщики»

- Каждая хозяйка знает голос своей коровы, Машенька тоже узнает свою корову. И вы постарайтесь узнать голос коровы – поднимайте фишку- модель звука, когда его услышите : в, м, ш, н, л, м, ф, м; ам, оп, мы, по, ум, ан, мо

2. Игра «Эхо» - повторите слоговые ряды:

ма-мо-му, му-мы-ма, мо-му-ма, ам-ум-ом…

3. Машенька знает очень веселую игру, в которую они играют с мишкой. Физминутка «Два медведя»:

- Сидели два медведя на тоненьком суку.

Один читал газету, другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку, оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке,

Ухо в кислом молоке.

4. Игра «Укрась коврик»:

-Машенька принесла коврики, поможем ей их украсить?

- Услышав слово со звуком [М], надо положить в клеточку коврика синий кру-жок, а если в слове нет этого звука – красный.

- Молоко, творог, масло, сливки, макароны, хлеб, мармелад, каша, мука.

- Какие красивые получились коврики, Машеньке они очень понравились. Почему коврики такие красивые? (потому что услышали все звуки и правильно разложили кружочки)

- Вспомните и назовите слова, которые я вам говорила. Как можно одним сло-вом назвать все эти слова? (продукты)

4. Игра «Звуковые прятки»

- Машенька любит играть с мишкой в прятки, давайте научим ее играть в «зву-ковые прятки». Нужно определить, где звук [М] прячется в слове. Где он может спрятаться? (в начале слова, в середине слова, в конце слова). Нам понадобятся модели слова и фишка. Фишку какого цвета мы возьмем? Почему? (Возьмем фишку синего цвета, с колокольчиком, потому что звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Слушаем слова: молоко, компот, лукум.

- Кто знает, что такое лукум? (Если дети не смогут ответить, рассказать, что это восточная сладость). Молоко, компот, лукум – что это?

5. Знакомство с графическим образом буквы М (ситуативный разговор, решение проблемной ситуации, моделирование буквы):

- Ребята, чем отличаются звуки от букв? (звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем).

- Машенька уже учит буквы. У нее есть самая любимая буква – М. Как вы ду-маете, почему? (потому что ее имя начинается с этой буквы). Она принесла эту букву вам в подарок. Из каких элементов она состоит? На что похожа? Хотите написать эту букву? А как, у нас нет ни тетрадок, ни ручек. На чем можно на-писать букву, из чего ее можно сделать? Найдите в группе материалы, которыми можно изобразить букву М. (Дети делают букву из различных материалов: бусинок, шишек, камушков, ленточек, заколок, кубиков, фломастеров и т. д., ко-торые можно найти в различных игровых зонах). Что можно сделать с этими буквами? (показать родителям, подарить Машеньке). А как она их унесет? Как можно их сохранить, чтобы мишка смог их посмотреть (Сфотографировать).

- Машеньке пора возвращаться в лес к своему другу, а на прощание она хочет вас угостить восточной сладостью. Кто запомнил, как она называется?

Дети благодарят Машеньку, прощаются с ней.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

I.Рефлексия (итог) – ситуативный разговор:

- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?

- Что сегодня было для вас самым интересным?

- Что вас затруднило?

- За что вы себя можете похвалить?

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи»Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи» Вот и закончилась 4-дневная стажировка по теме "Организация и содержание деятельности службы ранней помощи". Очень интересные лекции с практическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности «С Машенькой играем — звуки изучаем»
Опубликовано: 16 сентября 2014 в 12:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД