Конспект НОД «Познание» (формирование целостной картины мира), старшая группа. Тема: «Пернатые друзья».

Татьяна Губина
Конспект НОД «Познание» (формирование целостной картины мира), старшая группа. Тема: «Пернатые друзья».

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАНИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА) СТАРШАЯ ГРУППА

ТЕМА: «ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Образовательные области: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Программные задачи:

• способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах;

• учить отгадывать загадки;

• развивать интерес к миру пернатых;

• дать представления о значении птиц для окружающей природы;

• формировать желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями) ; заучивание стихов; беседа о птицах; наблюдение на прогулке.

Материал и оборудование: фланелеграф, картинки с изменениями в природе, картинки зимующих птиц, силуэт птицы, гуашь, кисти.

Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Воспитатель читает детям стихотворение О. Сошиной «Осенняя пора»

Кто говорит: "Осенняя пора! "

Кто скажет: "Осень золотая! "

Кружится лист осенний ноября,

С холодным ветерком играя.

А птицы улетают в дальний путь,

Там солнце красное приветит.

Там родники, не замерзая, бьют,

Теплом природа там их встретит.

Лети пернатый в жаркие края!

Весной вас видеть будем рады.

Красы полета описать нельзя.

И смотрим вслед печальным взглядом.

2. Беседа.

Воспитатель:

- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными?

(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Совершенно верно, перелётные птицы- это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в тёплые края.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей) .

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Я в скворечнике живу,

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком печальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

- Почему вы так думаете?

– А сейчас мы превратимся в птиц и полетаем. Встаньте в круг. 3. Физкультминутка «Птичка»

Птичка летает,

Птичка порхает.

Плавно кружится,

На веку садится.

Ветку нагнули,

Птичку спугнули.

Быстро взлетает,

И улетает.

4. Игра «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы… гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы… перья.

У человека нос, а у птицы… клюв.

У человека руки, а у птицы… крылья.

У человека ребёнок, а у птицы… птенец.

- Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний? »

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 - карточка – 3 зимующие, одна перелётная птица.

2 – карточка – 3 перелётные птицы, одна зимующая.

3 – карточка – все птицы зимующие.

- Молодцы, правильно справились с заданием.

- А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны - ли им помочь?

Воспитатель:

- Как вы считаете, должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц страшнее холода.

- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно, птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою (Кормушка)

- Правильно, чтобы подкармливать птиц, вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетает к кормушке и «клюёте крошки»

- Молодцы, вы были внимательны.

- Скажите, как вы думаете, зачем нужны птицы? (Ответы детей)

- Что может случиться, если птицы исчезнут?

- Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1-я картинка – изображение леса (осень деревья и кустарники в «золотом» одеянии, птицы летают) .

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2-я картинка – много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3-я картинка – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают животные, живущие у воды.

4-я картинка – растительности нет, нет животных. Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5-я картинка – пустыня. Жизни нет.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение отрывка стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

… Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц.

8. Итог.

- Что вам понравилось больше всего на занятии?



Скачать и печатать
Конспект НОД «Познание» (формирование целостной картины мира), старшая группа. Тема: «Пернатые друзья».
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 19:50
+3
Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению плаката «День победы».
"День Победы" - праздник "Памяти" о наших Защитниках той страшной войны. Каждый раз когда приближается эта дата в горле стоит ком. Предлагаю вашему...
Пасхальные яички от малышей
К празднику Пасхи мы решили с воспитанниками украсить яички разными способами. Для каждого ребёнка была подготовлена заготовка яйца из цветного картона....
Сценарий выпускного бала (по сказке «Золушка»)
Все роли исполняют дети, роль Фрекен Бок исполняет взрослый. Под звуки фанфар выходят ведущие Ве д1: Зал сегодня не вмещает всех собравшихся гостей....
Конспект занятия по познавательному развитию «День Победы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23». Конспект занятия в подготовительной группе «День Победы». Конспект...
Мастер-класс «Георгиевская ленточка ко Дню Победы»
Приближается главный праздник, ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Только повзрослев стала понимать, почему именно 9МАЯ, многие люди называют главным праздником. Рассказывая...