Конспект НОД по ОО «Познание» в подготовительной к школе группе «Воспитание детей через народную мудрость и народное слово»

Светлана Немичева
Конспект НОД по ОО «Познание» в подготовительной к школе группе «Воспитание детей через народную мудрость и народное слово»

Программные задачи:

1. Закрепить у детей знание пословиц.

2. Учить делать обобщение, понимать смысл образных выражений.

3. Поощрять умение детей использовать в подходящий момент пословицы и поговорки.

4. Активизировать словарный запас детей за счет слов: народная мудрость, пословица, поговорка, примета.

Ход:

Воспитатель: -Дети, мы с Вами в течение года учили много пословиц, поговорок, загадок, которые складывались народом с давних времен. В своих пословицах народ передавал от отца к сыну, от деда к внуку свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. Вот почему в пословицах заключена мудрость народа. Пословицы живут в нашем родном языке и сегодня. В разговорах и книгах они украшают нашу речь, делают ее живой, остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ и записывали пословицы и поговорки. Давайте с Вами вспомним в каких произведениях, сказках, у каких писателей часто встречаются пословицы, поговорки. Правильно, дети, в басне Крылова «Лебедь, щука и рак. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» - Как Вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

Мы с вами читали сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке» Вспомните есть ли там народные пословицы? Правильно, «Не садись не в свои сани»

-Как Вы понимаете смысл этой пословицы? Почему Пушкин применил ее в своем произведении? Подходит ли она по содержанию к сказке? (Поделом тебе старый невежа! Впредь тебе старый невежа, наука: Не садись не в свои сани).

-Еще в каких сказках мы встречали пословицы, поговорки? Правильно, в сказке «Мороз Иванович» Мороз Иванович говорит Ленивице: «Какова твоя работа, такова будет и награда».

-Какая же работа была у ленивицы? Как ее наградил Мороз Иванович?» (ответы детей) - А как Мороз Иванович наградил Рукодельницу и за что? (ответы детей).

-Дети, а какие пословицы вы знаете о труде? (ответы детей):

• Делу время, потехе-час.

• Какова пряха. Такова на ней и рубаха.

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

• Долог день до вечера, коли делать нечего.

(После ответов дети объясняют смысл каждой пословицы.)

-В каких ещё произведениях мы видим. Как труд человека кормит, а лень портит? (Ответы детей - Маршак «12 месяцев», Крылов «Стрекоза и Муравей», Донченко «Петрусь и золото яичко», «Три поросенка», «Хаврошечка» и другие).

- Да, дети народ создал о труде очень много пословиц, поговорок, но не меньше в народе пословиц и поговорок о дружбе.

- какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе (ответы детей) «Нет друга, так ищи, а нашел-береги», «Все за одного. Один за всех» (из басни Крылова взять слова: когда в товарищах; согласья нет)

«Новых друзей наживай, а старых не утрачивай»

«Старый друг лучше новых двух»

«Без беды друга не узнаешь»

«Друг познается несчастье (сказка Толстого «два друга»)

Правильно ли поступил друг, забравшись от медведя на дерево? Можно ли его назвать другом, если он оставил одного друга на земле?

-Можно ли назвать друзьями лису и кабана в сказке Михалкова «Как друзья познаются» Почему? (они оставили одного бобра в беде, после того как они выбрались из речки Почему Бобер с ними дальше не пошел? (ответы детей).

- В каком произведении мы видим, что дружба победила? («Бременские музыканты», «Зимовье друзей»).

Воспитатель: - Дети, мы с Вами вспомнили много пословиц о труде, дружбе, но в народную мудрость входят еще и приметы. Люди многие годы наблюдают за природой и делают свои выводу. Мы с Вами знаем много народных примет, которые в процессе наблюдения на самом деле подтверждаются. Все годы мы с Вами наблюдали природу, делали выводы, сравнивали с народными приметами и видели. Что это так на сомом деле.

- Какие вы знаете народные приметы (ответы детей).

-Апрель с водою-май с травою (объясняют).

Увидел грача - весну встречай (грачи первыми прилетают весной, когда еще снег, заморозки, но уже наступает весна).

«Сильная роса-к ясному дню» и (ночью все капельки воды осели из воздуха на траву, значит днем будет солнечно).

«Ночью был иней - днем снег не выпадет».

-Дети, а как Вы понимаете:

«Весенний дождь липшим не бывает» (ответы детей).

«Весна красна цветами, а осень пирогами».

«Пахать, так не дремать».

«Навоз привезем, так и хлеб увезем».

«Что летом родится, то зимой пригодится».

-Дети. А еще в народе говорят» Кто рано встает, тот грибы себе берет, а сонливый, да ленивый идет после за крапивой»-это потому так говорят, что те, кто раньше встает, смогут сделать много дел, а кто встает поздно, тому уже ничего не остается, даже грибов, потому что уже собраны теми, кто встал раньше.

- Дети. Еще в народе говорят «Клади по ягодке, наберешь кузовок». «Зернышко к зернышку - будет мешок». «Одна пчела много меду носит»

Почему так говорят? Можно эти пословицы к нам применить? Когда (когда носим песок, поливаем огород и т. д.)

-Да, дети «дружба и труд все перетрут».

Публикации по теме:

Перспективный план работы клуба по интересам в старшей группе Перспективный план работы клуба по интересам «Родничок» на 2012-2013 учебный год в старшей группе МБДОУ 56 Руководители: Захарова Т. В.

«Работа над пословицами и поговорками».«Работа над пословицами и поговорками». На занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста я использую работу с разными жанрами литературы. Но особый интерес у меня вызывает.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД по ОО «Познание» в подготовительной к школе группе «Воспитание детей через народную мудрость и народное слово»
Опубликовано: 16 мая 2013 в 18:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия «Дни недели» (индивидуальная работа или работа с подгруппой детей).
Конспект занятия «Дни недели»( индивидуальная работа или работа с подгруппой детей. Цель: закрепить с детьми знания о днях недели - название и...
Физкультурный досуг для детей старшего возраста «Цветок здоровья»
Задачи:Укреплять физическое и психическое здоровье детей; развивать знания об организме человека, роли физических упражнений в его жизнедеятельности,...
Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и...
Книга! Как нам , взрослым, привлечь внимание детей к ней? Как сделать так , чтобы телевизор и компьютер не заменяли чтение книг? Что нужно для того, чтобы...
Конспект развлечения в старшей группе «Веселые эстафеты»
Цель этого развлечения привить детям любовь к физической культуре; научить действовать сообща, сплоченно; следить за осанкой, за правильным выполнением...
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы»
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе "Ожерелье для куклы" Программная сущность: 1. Обучать ребенка изображать нестандартным методом...