Папки-передвижки

Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края»

Ирина Львова
Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края»

Конспект НОД в старшей группе «Звездочка»

на тему «Путешествие по водоемам родного края»

Выполнила:

воспитатель старшей группы «Звездочка»

МДОУ «Детский сад № 235»

Львова И. Ю.

Саратов 2017 год

Конспект НОД

«Путешествие по водоемам родного края» (открытое мероприятие)

Группа: Старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Я познаю мир».

Тема НОД: «Путешествие по водоемам родного края». Интегрированная НОД.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие по водоемам родного края“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков воспитанников старшей группы по теме проекта «Водоемы родного края».

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

3 Упражнять в умении отличать животных водоемов и умении рассказать о них.

4. Совершенствовать умение составлять рассказ по увиденному на экране.

5. Закреплять знания о жителях водоемов, путем отгадывания загадок.

Развивающие:

1. Обеспечить развитие умения детей отвечать на вопросы полным ответом, слушать других, не перебивать и не повторяться.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Развивать: речь; логическое мышление, память, крупную моторику.

Воспитательные:

1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2. Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.

3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оздоровительные:

1. Снятия мышечного и нервного напряжений (физминутка, п/и).

2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всей НОД.

3. Сохранять правильную осанку во время НОД.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, продуктивная, трудовая.

Форма: подгрупповая НОД.

Форма реализации детских видов деятельности: разговор, беседа, просмотр презентации, д/и, подвижные игры и игровые упражнения, игры-иммитации, совместное и самостоятельное рассказывание стихотворений, ответы на вопросы, обобщение, физминутка, релаксация, подведение итога.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация «Водоемы родного края», видеозапись подводного мира, картинки животных, маска щуки, предметные картинки к д/и «Что изменилось?», «Кого не хватает?», «К какой части туловища относится?», костюм для взрослого «Водяной», экологические знаки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Беседы о водных ресурсах, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей пресных водоемов, беседы о родном крае и реке Волге, просмотр мультфильма «Беги ручеек», д/и по ознакомлению с животными водоемов, подвижные игры «Ручеек», «Караси и щука», чтение рассказов о наших водных ресурсах, просмотр презентаций.

«Путешествие по водоемам родного края»

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель заводит детей в зал, просит поздороваться с гостями.

- Наше сегодняшнее путешествие в мир природы мы посвятим одному волшебному веществу.

- Я буду называть слова, а вы подумаете и скажите, что их объединяет:

Дождь, ручей, радуга, родник, фонтан, туча, болото, снег, рыба – это вода.

- Вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед.

- А что, если бы вода исчезла?

- Об этом даже подумать страшно. Дети выстраиваются полукругом, здороваются

Дети отвечают: вода

Дети рассуждают: Не было бы дождя и снега – высохли бы реки и озера, погибли бы травы и деревья. Не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Основная часть

- Вы слыхали о воде?

- А я знаю слово «Водоем»

А вы? Что это?

- Какие бывают водоемы?

- Как вы думаете, много ли воды на нашей планете, хватит ли ее всем?

Давайте посмотрим на глобус.

- Что такое глобус?

Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде. Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом вода?

- Чего больше: суши или воды?

Да много воды на нашей планете. Но большую часть занимают большие водоемы – моря и океаны и вода в них соленая.

- А всякая ли вода годится для человека, для различных его нужд?

Да, именно пресная вода нам нужна.

- Давайте представим, что вся вода нашей планеты умещается в 3-х литровой банке (восп. показывает, то пресная вода (не соленая) уместится в половине стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот 3 капельки и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля.

Видите, как мало пресной воды.

- Живым существам – человеку, животным, растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете.

- Есть такие места на Земле, где вообще воды нет.

- Можно ли мы что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

- Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана за сутки вытекает ведро воды.

- Значит, воду надо беречь!

- Ты кто?

- Да что у тебя случилось?

- Да ты подробней расскажи.

- Да, очень жалко твой дом. Но не огорчайся. Мы сейчас с детьми подумаем о том, как тебе помочь. Советуемся. Давайте расскажем Водяному о наших водоемах, о нашей красавице Волге.

- Рассаживайтесь поудобней, а ты, Водяной, смотри и слушай.

Наши дети тебе расскажут о наших водоемах.

Слышал о такой реке?

Слышал, слышал.

- Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снега она разливается и становится намного шире.

В ветреную погоду река волнуется и волны гуляют по реке.

- Давайте изобразим эти волны. Для этого мы построимся в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и будем опускать руки в тот момент, когда следующая пара, поднимает руки, получится река с бегущей волной.

- Есть и даже много. Смотри (продолжение презентации)

- Давайте все вместе поиграем в игру «Ручеек»

- Ты найдешь у нас много друзей.

- А ты проверь.

- Давайте, подумаем, кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?

Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».

- Я хочу предложить игру.

- Давайте все отправимся на дно водоема. Хочешь с нами? Тогда…

Тогда давайте наденем водолазные костюмы, акваланги и спустимся на дно (имитация).

- Ну, вот мы с вами и на дне водоёма. Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.

- Как много здесь различных рыб. Давайте попробуем угадать их названия. Внимательно послушайте загадку:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом).

- Давайте понаблюдаем за сомом. Посмотрите на его внешний вид. На что похоже его тело?

- Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.

- А вот появилась ещё одна рыбка. Она маленькая с красными плавничками. В народе их называют пёрышки. Вы знаете, как называется эта рыбка?

- Как вы думаете, почему она так называется?

- Смотрите, какая интересная рыба появилась. Эта тоже донная рыба и называется она карпом. Карп ест всё, что найдёт на дне. Его называют донной свинкой.

- Вспомните, какую донную рыбу мы уже видели?

- Похож ли карп на сома?

- Есть ли у них что-то общее?

- А чем они отличаются?

- Эта рыба хищница.

У неё острые зубы.

Живёт она в реках и лиманах.

- Щука быстрая. Прожорливая. Берегитесь караси – всех переловит.

Игра «Караси и щука» (физкультминутка).

- В народе говорят: нем как рыба. Что это значит? Почему так говорят?

- Как дышат рыбы?

- Каких рыб вы ещё знаете?

- Чем все рыбы похожи?

- Чем отличаются?

- Посмотрите, у меня есть картинки с изображением рыб, которых мы сегодня видели. Давайте с ними поиграем.

- Наше путешествие по дну водоёма подходит к концу. Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег. Поднимаемся, снимаем акваланги (имитация).

Дети по очереди читают стихотворение «ВЫ слыхали о воде?»

1 Говорят, она везде!

2 В луже, в море, в океане,

3 И в водопроводном кране.

4 Как сосулька замерзает,

5 В лес туманом заползает,

6 На плите у вас кипит,

7 Паром чайника дымит,

8 Без неё вам не помыться,

9 Не наесться, не напиться,

10 Смею вам я доложить:

Все: Без воды нам не прожить!

Ответы детей:

- Это хранилище воды.

- Это дом для животных и растений.

- Они бывают разные большие и маленькие.

Большие это моря и океаны, поменьше реки, речки, озера, пруды, ручьи, родники.

Это наша планета.

Желтым, коричневым суша, голубым – вода.

- Больше воды.

- Соленая.

- Только пресная.

Дети рассуждают:

Не лить понапрасну воду, закрывать кран.

Дети повторяют за воспитателем.

Советуемся с детьми и решаем рассказать Водяному о наших водоемах.

Дети ведут рассказ.

1 Мы живем в красивом городе, который называется Саратов.

- Вдоль города течет река Волга.

Наша Волга одна из самых больших и красивых рек в Европе.

Волга разделяет 2 города Саратовской области: Саратов и Энгельс.

Большой и красивый мост соединяет эти города.

2 Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника. Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку.

3 Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков – больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете сколько их? 200. Это реки Медведица, Хопер, Большой и малый Иргиз, Терешка, Баланда

Дети выходят со стульчиков, перестраиваются дугой и показывают волны

Продолжают рассказ.

4 Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой, какой нигде не видали. Только в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

Дети вместе с Водяным играют в малоподвижную игру «Ручеек».

Дети подходят к столам, выбирают подходящих животных и рассказывают о них.

5 Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

6 Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

7 Бобер живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

8 Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки (иммитация)».

Дети, сидя на ковре, рассматривают на экране различных рыб, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

- Похож на бревно, его тело длинное округлое без чешуи, голова большая, глаза маленькие, возле рта длинные усы которыми он осязает добычу.

- Краснопёрка.

- Потому что у неё красные пёрышки.

- Сома.

- Нет, они разные.

- И карп и сом живут на дне и собирают со дна пищу, их называют донными рыбами.

- У карпа есть чешуя, а у сома нет и усы у карпа короче. Он меньше сома и его тело совсем другое и хвосты с плавниками непохожи.

Щука.

Дети играют в подвижную игру «Караси и щука»

- Рыбы не умеют издавать звуки.

- У них есть жабры.

- Судак, лещ, тарань.

- Они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя.

- Размером, окраской, средой обитания.

Дети вместе с воспитателем и Водяным играют в д/ и:

«Что изменилось?»;

«Какая рыба спряталась?»;

Дети встают, имитируют как оно снимают акваланги. На экране мультимедийного оборудования появляется изображение воды, тихо играет музыка.

На экране открывается кадр «Водоемы»

Воспитатель демонстрирует глобус.

На экране кадр: «Как человек использует воду»

Воспитатель показывает опыт:

3-х литровая банка с водой, полстакана воды, пипетка, блюдечко.

Кадр «Пустыня»

Появляется грустный и расстроенный Водяной.

- Беречь…. Нужно беречь… Мой пруд нужно беречь.

- Кто я? Водяной, не похож? Доживете до такого и не узнаете друг друга

- Ох, беда…погибает наша вода. Мои пиявки и лягушки – ух какая радость! (поет)

- Люди построили возле моего пруда свои дачи, большие, красивые.

- Мы им были рады. Приходите, купайтесь, отдыхайте, ловите рыбку, любуйтесь красотой. А они моют машины, сбрасывают свой мусор. Рядом с лебедями плавают памперсы и целлофановые пакеты (плачет, около красавиц лилий, сгрудились бутылки.

- Я ушел, не смог, ищу вот новый водоем.

Воспитатель приглашает всех пройти и сесть на стульчики перед экраном.

На экране кадр: «Город Саратов»;

Река Волга;

Мост через Волгу;

Широкая полноводная Волга.

Родник.

Ручей.

На экране:

Реки Саратовской области: Медведица, Хопер, Баланда, Большой Иргиз, Терешка…

Кадр: ветер на Волге

Музыка шума ветра.

Водяной вместе с детьми.

Дети поворачиваются к экрану

Кадр: «Стерлядь, осетр, белуга, угорь»

Водяной: А озера и пруды есть у вас? Ручьи?

Продолжение презентации.

Кадры: «Пруды, озера Саратовской области»

Водяной: Да, хорошо тут у вас, но без друзей мне будет плохо.

- Разве вы знаете кто мои друзья, разве вы знаете жителей водоемов?

- Хорошо, вот вам задание (Водяной раскладывает карточки на столы с разными животными)

1 Водомерка, ежик, божья коровка, корова

2 Утка, собака, пчела, лиса.

3 Бобер, белка, хомяк, снегирь

4 Рыба, ворона, медведь, овца.

Водяной: Да, много вы знаете!

Видеозапись подводного мира, приятная музыка.

Присаживаются свободно на ковер.

Водяной: А можно я вам еще загадаю загадки.

Воспитатель приглашает подойти к экрану

Водяной:

Где же вы её найдёте? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй (Рак).

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка).

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

- Слушайте, как мне у Вас хорошо!

Заключительная часть (рефлексия)

- Тебе Водяной понравилось?

Мы рады.

- А Вам, дети понравилось наше путешествие? О чем мы рассказывали нашему другу Водяному?

- Мы гордимся тем, что живем на берегу такой прекрасной реки «Волга». Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.

А мы порой относимся к водоемам и её обитателям небрежно. Не соблюдаем «правила этикета».

Как же мы с вами должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство

наших рек, рыбье царство и всех обитателей?

стихотворение Е. Шкловского.

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

- Пусть вам у нас хорошо живется!

Дети вспоминают:

О нашей красавице Волге и ее притоках, рассматривали на экране красивые фотографии, по карточкам находили жителей водоемов, спускались на дно водоема, рассматривали рыб, отгадывали загадки, играли в игры «Ручеек», «Караси и щука», делали волны.

Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические

запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями,

демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении 1 -В воде растут волшебные цветы,

И нет вокруг нежнее красоты!

Ребята, не пытайтесь нас срывать,

Для всех мы будем землю украшать,

А без воды - завянем сей же час.

Не надо, люди, не губите нас!

2 У озера свои зверюшки:

Улитки, рыбки и лягушки.

И хоть их водится тут много

Ты их, пожалуйста, не трогай!

3 Хоть опасны змеи, но нужны:

Чистоту беречь они должны.

Санитарам леса и воды,

Ты не делай зла или беды.

4 И разный сор в траве не оставляй,

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй прекрасный водоем

Ведь мы еще не раз сюда придем!

5 Ты у реки и в ней велосипед не мой!

На нем ведь масло, грязь, мазут.

Речные обитатели умрут!

Такая грязная вода

Для рыбок настоящая беда!

6 У живности свои заботы,

И каждая дитя природы.

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

Водяной: Эх, буду жить в вашем крае Саратовском, мне у вас понравилось. Пойду за своими друзьями приглашу их жить в Саратовские пруды.

А вам от меня на память игра «Удочка»

Публикации по теме:

Конспект занятия «Берегите природу родного края» Цель: Формировать положительное отношение к природе родного края. Задачи: 1. Углубить знания детей о природных особенностях Хабаровского.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «История родного края» Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) «Город Петропавловск - моя малая родина». Цель: Формировать умение.

Конспект НОД «Животный мир родного края» в средней группе Цель: формирование у воспитанников экологической культуры. Задачи: - Укрепить знания о животных родного края; - познакомить с Красной книгой.

Конспект занятия по формированию представлений об особенностях родного края «Мордовия — прошлое и настоящее» Цель: расширять сведения о национально-региональных особенностях родного края. Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с родным краем,.

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре родного края через песенно-игровые традицииКонспект занятия по приобщению детей к народной культуре родного края через песенно-игровые традиции Конспект занятия Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления детей с народным творчеством родного края. Цель: П Задачи:.

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Програмное содержание: - учить детей находить.

НОД по познавательному развитию «По тропам родного края» для детей старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Разработал: Воспитатель группы№9 МАДОУ.

Конспект занятия «Сохраним природу родного края» Цель занятия: закрепить знания детей дошкольного возраста о растительном и животном мире родного края; формирование любви и заботливом отношении.

Экологический квест для детей подготовительной к школе группы «Путешествие по карте родного края» Экологический квест для детей 5-6 лет «Путешествие по родному краю» Задачи: • Формирование любви к родному краю, • Развитие понимания.

НОД для детей средней группы по теме «Природа родного края» НОД для детей средней группы по теме: "Природа родного края". Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края»
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 14:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД