Получи документы

Конспект НОД со средней возрастной группой «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

Елена Валериановна Разинова
Конспект НОД со средней возрастной группой «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

Конспект НОД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой» план-конспект занятия (средняя группа)

Возрастные группы :

Средняя группа 4-5 лет

Публикация «Конспект НОД со средней возрастной группой „Знакомство с чувашской национальной одеждой“» размещена в разделах

Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.

Задачи:

Образовательные:

• расширять знания детей о родном крае, о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности);

познакомить детей с чувашской национальной одеждой женщин, вышивкой.

• закреплять знания о государственной символике Чувашии, о чувашских народных промыслах и элементах чувашского орнамента.

Развивающие:

• развивать связную речь, мышление и память детей.

• вызывать у детей интерес и любопытство по изучению родного края, его традиций, обычаев;

Воспитательные:

• - воспитывать любовь, уважение к своей малой родине, бережное отношение к ней.

• – воспитывать чувства патриотизма к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.

Предварительная работа: беседы о Чувашии, рассматривание картинок, иллюстраций, книг на тему чувашского искусства.

Демонстрационный материал: флаг Чувашской Республики, чувашский национальный костюм, плакаты и иллюстрации с символикой России и Чувашской Республики, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, куклы Нарспи и Элине, чувашская вышивка, фото чувашских костюмов, карта Чувашской Республики.

Методы и приемы:

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, вопросы, загадки

Наглядный: рассматривание иллюстраций с одеждой, плакатов с изображением символики Чувашии,

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. «Ыра кун пултар». Вы поняли, что я вам сказала? (Да, нет)

Воспитатель: Я с вами поздоровалась и на русском языке, и на чувашском. Также в давние времена говорили «Салам». Это слово использовали только при вхождении в дом. (дети рассаживаются на стульчики) Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о национальной одежде нашего родного края.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на меня. Что за наряд на мне? (Чувашский национальный костюм)

Воспитатель: (слышен стук в дверь) Кто же это к нам пришел? Ребята, разве к вам кто-то должен был прийти в гости? (нет)

Воспитатель: Давайте посмотрим (воспитатель идет к двери и заносит в группу двух кукол). Смотрите, кто к нам пришел. К нам пришли гостьи по имени Нарспи и Элине. («Салам») Давайте поздороваемся с ними на чувашском языке. («Ыра кун пултар»)

Воспитатель: Нарспи и Элине, побудьте вместе с нами. Сегодня мы будем говорить о чувашских нарядах. Одежда чувашей традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Она зависела от места, где они жили, традиционных занятий населения. По месту жительства чуваши подразделялись на низовых, верховых и средненизовых чувашей. Ребята, а вы знаете что это значит? (Жили в разных местах)

Воспитатель: Верховые чуваши, это чуваши, живущие выше по Волге, а низовые – чуваши, живущие ниже по Волге (показываем детям на карте где жили верховые чуваши, и где низовые). Ребята давайте встанем в один ряд. А теперь представим, что мы на реке Волге на корабле. И поплыли.

Физкультминутка «Плывём на корабле»

От зеленого причала, оттолкнулся наш корабль, (Дети встали.)

Раз, два, он шагнул назад сначала (Шаг назад.)

Раз, два, а потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)

Раз, два, и поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)

Он поплыл вперед сначала (пару шагов вперед, делая плавающие движения)

А потом поплыл обратно (дети разворачиваются, и идут обратно так же)

«Ой, смотрите» - наш причал, (ходьба на месте)

Надо бы подплыть к нему. (садятся на места)

Воспитатель: Материал для одежды изготовляли в основном дома. Из конопли и льна ткали холст. Чувашская национальная женская одежда весьма сложная. Она состоит из туникообразного белого платья-рубахи (по-чувашски «кепе», которая была многообразно украшена. (Воспитатель показывает иллюстрацию платья-рубахи). Например, это были целая система вышивок, бисерные и металлические украшения. Ребята, а вы знаете что такое вышивка? (Это когда на ткани нитками вышивают)

Воспитатель: Вышивка – это широко распространенный вид украшения ткани и материалов, вручную (с помощью иголки) или с помощью вышивальной машинки, различными узорами. Давайте внимательно посмотрим на украшение этой рубахи. Она вышита нитками разного цвета. Каждый цвет в этот узор вкладывает свой смысл. Например, белый - это символ, чистоты и мудрости, красный – цвет счастья, жизни и земли, а зеленый - цвет растительности. А теперь я хочу задать вам загадки, чтобы вы сами догадались о том, что означают другие цвета. Что же означает желтый цвет?

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больше жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Воспитатель: Правильно. Желтый цвет – это цвет солнца. Теперь еще одна загадка. Что означает синий цвет?

По нему летают тучи

И порхают облака,

И оттуда солнца лучик

Льётся в окна как река. (Небо)

Воспитатель: Правильно. Синий цвет –этот цвет символизирует небо. Каждый узор в чувашской вышивке что – то обозначает: круг- это солнышко, квадрат или ромб – это земля, крест – это оберег от злых сил. Этих узоров огромное количество. Красивый узор по-другому называют орнаментом (воспитатель показывает иллюстрации различных орнаментов чувашской вышивки). Также в национальном костюме мы видим фартук, головной убор, нагрудные украшения и поясные подвески.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как выглядит фартук (передник). По-чувашски передник называется «чер ситти» или «саппун». Фартук всегда украшался очень красиво (показываем иллюстрации фартука, а также сам фартук). Ребята, скажите пожалуйста у Нарспи есть «саппун»? (Да).

Воспитатель: Также любой праздничный наряд у чувашских женщин дополнялся поясом (по-чувашски «писиххи»). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами (показываем, как выглядел пояс). Посмотрите пожалуйста на меня. Что у меня на голове? (повязка)

Воспитатель: Это повязка называется «масмак». «Масмак» тоже украшали вышивкой, монетами и бисером (показываем, как выглядит «масмак»). А теперь посмотрите на Нарспи и Элине. У них тоже «масмак» на голове? (Нет)

Воспитатель: Правильно. У наших гостей на голове не «масмак», а «тухья». «Тухья» – это округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Эта шапочка украшалась бисерной вышивкой и серебряными монетами (показываем, как выглядит «тухья»). Посмотрите, что у них еще есть? (украшения)

Воспитатель: У них есть нагрудные украшения. (по-чувашски «шулкеме»). «шулкеме» – это украшение сугубо девичье украшение с монетами. «шулкеме» носили на груди, так как оно является символом защиты (показываем иллюстрации нагрудных украшений). А что же чуваши одевали на ноги? Кто знает? (лапти)

Воспитатель: Правильно. Основной обувью были плетеные лапти («сапата»). Женские лапти плелись весьма тщательно — из более узких полосок лыка и большего числа. Посмотрите, как они выглядят.

Воспитатель: Вот и изучили мы с вами женскую одежду. Ребята, про что сегодня мы с вами разговаривали? (про чувашскую одежду)

Воспитатель: Теперь давайте вместе повторим, как называются по чувашски детали национальной одежды. (повторяем вместе с детьми)

Воспитатель: Ребята, Нарспи и Элине очень понравилось сегодня с нами. Но им уже пора собираться домой. Ребята, давайте мы с вами попрощаемся с ними на чувашском языке «Сыва пулар». («Сыва пулар»)

Воспитатель: Спасибо вам ребята, за сегодняшнюю беседу. Вы все большие молодцы.

Публикации по теме:

Первое знакомство с группой вместе с родителями. Сценарий развлечения «Веселый огород» для первой младшей группыПервое знакомство с группой вместе с родителями. Сценарий развлечения «Веселый огород» для первой младшей группы "Веселый огород. " Конспект осеннего развлечения для детей 1 мл. группы (первое знакомство с группой вместе с родителями.) Авторская разработка.

Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья» Чувашская народная одежда Тухья. Тухья… Какое загадочное слово! Заложи это слово в кроссворд, придется многим оставить клеточки пустыми.

Досуг «Первое знакомство с космосом» во второй младшей возрастной группеДосуг «Первое знакомство с космосом» во второй младшей возрастной группе Цель: - способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом; - формирование первичных представлений о космосе. Задачи: - расширение кругозора.

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества»Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества» Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА» Программное.

Конспект ООД по ФЭМП в средней возрастной группе «Игра и игрушки»Конспект ООД по ФЭМП в средней возрастной группе «Игра и игрушки» Цель: Развитие у детей математических представлений и навыков ориентирования в пространстве. Задачи: -Продолжать учить считать в пределах.

«Овощи». Конспект ООД в ОО «Познание» в средней возрастной группе«Овощи». Конспект ООД в ОО «Познание» в средней возрастной группе Тема : «Овощи» Цель: закрепление знаний детей об овощах и уточнение качественных признаков овощей. Задачи: Обучающие: -закреплять у детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей»Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей» Цель прогулки: расширять представления детей о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные.

Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей зимой»Конспект прогулки «Наблюдение за одеждой людей зимой» Цель прогулки:Продолжать знакомить детей с погодой в зимнее время (сильный мороз,вьюга,снегопад) .Расширять и углублять знания об одеже.

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группеКонспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы[/b] «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле.

Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции»Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции» Здравствуйте, дорогие коллеги, родители, гости! В условиях эпидемии какие-то сады продолжали работу, а каким-то пришлось полностью закрыться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД со средней возрастной группой «Знакомство с чувашской национальной одеждой»
Опубликовано: 31 октября 2022 в 13:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД