Лучший педагог года

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»

Татьяна Каргина
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»

Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи: Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций.

Поощрять высказывания детьми собственных суждений.

Закрепить знания детей о характерных признаках осени, об изменениях осенью в природе, жизни людей.

Продолжать развивать психические процессы : память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей : не рвать, не ломать, не ловить

ХОД:

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР „Речевое развитие с использованием приёма „Кластер“» размещена в разделах

Восп. : О чём мы будем сегодня говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения Фё дора Тютчева:

- Пустеет воздух, Птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Восп. : Красавица Осень приглашает нас в гости в своё Королевство! Давайте её порадуем и покажем ей свои знания об Осени. Чтобы все эти знания улеглись у нас в голове, мы изобразим их на этом большом листе.

Восп. : Итак, в центре расположен портрет Осени.

Восп. : Осень – это кто? Это что?

Дети: Время года.

Восп. : А как мы узнаём, что наступила Осень?

Дети: желтеют листья, погода становится холоднее, чаще идут холодные, затяжные дожди, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают в тёплые края, на улице часто облачно, пасмурно…

Восп. : Правильно. А всё, что вы сейчас перечислили, это?

Дети: Осенние признаки.

Восп. : Записываем в нашу схему знаний: ОСЕННИЕ ПРИЗНАКИ.

1 команда найдёт картинки с Осенними признаками и принесёт их мне.

Восп. : Вы сказали, что на улице часто облачно и пасмурно. А это не одно и то же? Чем отличаются эти понятия?

Дети: Облака могут уплыть, и появится солнце. А в пасмурную погоду солнце не появляется.

Восп. : Посмотрите на этот знак: З. Как вы думаете, это цифра или буква? Какое отношение он имеет к Осени? (располагаю на листе).

Дети: Это цифра 3. Мы знаем 3 осенних месяца.

Восп. : Назовите их.

Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Восп. : Молодцы! Вносим на наш макет знаний об осени.

По-другому сказать: у Осени есть 3 периода. Как они называются? В сентябре Осень - какая? В октябре -? В ноябре -?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Восп. : А какой цвет соответствует каждому периоду Осени?

Дети: Ранний период-Зелёно-жёлтый, Золотой-Жёлто-оранжевый, Поздний-Коричневый.

Восп. : Всё отметили на Макете.

Восп. : А признаки Осени мы с вами можем только увидеть или её приход можем почувствовать и другими органами чувств?

Давайте вспомним стихотворение М. Садовского:

-Осень одевается пёстро-пёстро,

Осень пахнет остро-остро,

Осень стелет мягко-мягко,

Осень кормит сладко-сладко!

Восп. : Какие Органы чувств нам помогают почувствовать Осень?

Дети: Глаза, Нос, Руки, Язык.

Восп. : Все ли органы чувств мы назвали? Внимание! (Звучит шум дождя, шорох листьев).

Дети: Орган слуха -Ухо!

Восп. : Заносим всё на наш Макет.

Восп. : Скажите, а чем занимаются люди осенью?

Дети: Сажают деревья, Перекапывают землю, Убирают листья, Собирают Урожай, Делают запасы на зиму.

Люди собирают урожай на полях, в садах, огородах. Всё нужно не только убрать, но и сохранить: делают запасы на зиму. Кто еще делает запасы?

Дети: Люди и Животные.

Восп. : Урожай чего собирают люди?

Дети: Зерно, Овощи, Фрукты.

Восп. : Где это всё собирают?

Дети: В полях, Огородах, Садах.

Восп. : А ещё можно собрать дары леса, которыми так богата наша русская земля.

Какие дары леса мы собираем?

Дети: Грибы, Орехи, Лекарственные травы.

Восп. : А для поделок что набираем?

Дети: Листья. Жёлуди, Шишки. Каштаны.

Восп. : Отметили.

Скажите, а каким трудом мы занимаемся в самом начале Осени и нам ещё помогают дворники?

Дети: собираем листья. Подумайте, а надо ли убирать опавшую листву на зиму? В природе так всё правильно создано: деревья сбрасывают листья, т. к. по ним не течёт сок, листья укрывают корни деревьев, чтобы они не замёрзли зимой. Опавшие листья – это и удобрение для земли. А можно ли сжигать листья?

Дети: нет. Можно устроить пожар. Дым отравляет воздух, сжигает нужный нам кислород. А ещё в листьях на зиму прячутся насекомые.

Восп. : А сейчас к нам в гости пришла сама Королева Осень. Она проведёт с вами физминутку.

ОСЕНЬ: А сейчас мы отдохнём, физминутку проведём. МУЗЫКА.

Листья на ветках всё лето висели (руки поняты вверх и раскачиваются вправо-влево)

Сентябрь наступил, и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»)

Октябрь с собою принёс листопад (плавно опускаем вниз руки)

Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и другую сторону)

Ноябрь пришёл, и весь лист облетел (присели)

И под ногами у нас зашумел (трём ладонь о ладонь, имитируя шуршание листьев)

Восп. : Скажите, а можно ли приход Осени считать законом природы?

А может ли Осень поменяться местами с другими Временами года?

В природе всё закономерно: и не бывать Осени позже Зимы или раньше Лета… В какой сказке произошли такие нарушения? (12 месяцев)

Восп. : Мы сегодня много говорили об Осени. Вам нравится Осень? Конечно. Никто не может быть равнодушен к этому прекрасному Времени года.

Обозначим новый блок наших познаний: ИСКУССТВО.

Поэты воспевают Осень в своих стихах.

Писатели – в своих рассказах.

Композиторы – выражают своё отношение к Осени – в музыке. Художники- пишут прекрасные картины.

Мы сейчас объединим произведения искусства в единое целое. Дети будут читать стихи под музыку. А все мы будем любоваться работами великих художников. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СТИХИ:

Осень-швея. Т. Гусарова

Чтоб крошка Земля без хлопот зимовала

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор- любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Ёжик-ворчун. Татьяна Казарина

Осень разыгралась, ветерком кружа.

Осыпала листьями серого ежа.

Ёжик не доволен, фыркает, ворчит:

- Спрятался грибочек, под листвой молчит.

Как найти дорожку? Как найти грибок?

Прилипают листья на колючий бок.

- Не ворчи, колючий! – я ему сказала

И тропу к грибочку точно указала.

А. Плещеев

Лес задумчивый овеян голубою дымкою,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья клёнов пёстрой стайкой

Тихо-тихо падают,

От реки притихшей веет Лёгкою прохладою.

Молчаливые тропинки в даль уходят синюю,

Над лесами пролетают стаи журавлиные!

Восп. : Вам понравилось наше Путешествие в Королевство Осени?

-Что понравилось больше всего?

-Что надо делать для сохранности нашей природы? (любить, охранять, сажать, беречь, ухаживать).

-Что нельзя делать с природой? (ломать, пилить, жечь)

-Мы хорошо, плодотворно сегодня поработали. Заполнили огромный лист нашими знаниями об Осени.

Мы в любое время можем подойти и освежить свои знания. А еще добавить то, что сегодня не успели.

Природа дарит Жизнь, Воздух, Здоровье!

Восп. : А сейчас оцените свою работу на занятии.

Выберите листочек и прикрепите на дерево: ДЕРЕВО, ЛИСТЬЯ

- Жёлтый цвет – старались на занятии изо всех сил.

- Красный - старались, но не всё получилось.

- Оранжевый - могли бы постараться побольше.

-Коричневый - совсем не старались.

Восп. : А Осень тоже оценила ваши старания и дарит вам свои медальки с оценкой ваших стараний.

Восп. : Мне бы хотелось завершить нашу встречу отрывком из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи» :

«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по клёнам и берёзам, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу Зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям».

Восп. : Мы прощаемся с этим замечательным временем года и говорим Осени: До свидания!

Публикации по теме:

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Письмо Деду Морозу» Цель: формировать у детей умение «писать» письма. Задачи: 1. Образовательная область: речевое развитие Формирование связной речи: совершенствовать.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием ИКТ «Ранняя весна» Тема «Ранняя весна» Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Задачи: 1. Образовательные: Вырабатывать умение составлять описательный.

Конспект НОД «В поисках Золотой рыбки» по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группеКонспект НОД «В поисках Золотой рыбки» по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Задачи: Обучающие: формировать умение называть животное,.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья»Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья» Тема: «Я и моя семья». Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по рисованию «Заколдованные сказки», с использованием приёма моделирования с детьми подготовительной группыКонспект занятия по рисованию «Заколдованные сказки», с использованием приёма моделирования с детьми подготовительной группы Цель: создание условий для развития творческих способностей в рисовании. Задачи: - учить детей передавать в рисунке сюжет знакомой сказки;.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи: - связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»
Опубликовано: 13 августа 2022 в 14:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД