Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Краса России»

надежда попова
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Краса России»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

«Краса России»

Разработан воспитателем

МБДОУ «Вознесенский детский сад № 5»

Поповой Надеждой Васильевной

Цель: формирование у детей патриотических чувств, воспитание любви к родной природе.

Задачи:

• Развивающие:

o развивать коммуникативные навыки;

o развивать связную устную речь детей

o расширять представления детей об образе березы в поэзии и искусстве.

• Обучающие:

o расширить знания детей о берёзе, показать её значимость в жизни людей;

o выяснить, что означает слово «береза»;

o выявить роль березы в подержании жизни на Земле.

o формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

• Воспитательные:

o формировать бережное отношение к растениям;

o учить соблюдать правила экологически грамотного поведения.

o воспитание русской культуры у детей и сохранение древних исконно русских традиций.

Ход занятия:

Дети входят в группу и попадают на выставку картин:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти картины? (ответы детей)

- А как вы поняли, что это березы? (у них белый ствол)

- Верно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по «Стране берез». Вот этот добрый и мудрый Лесовичок будет сегодня нашим проводником и помощником. У него есть карта- маршрут нашего путешествия. (На магнитной доске закреплена карта с круглым красным магнитиком, который передвигаем от остановки до остановки). Итак, в путь!

1. 2. 3.

5.

А пока идем до первой остановки, давайте поговорим о том, что вы знаете о березке.

Вступительная беседа: «Что мы знаем о березе»

Русская берёзка. Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами.

- Ребята, а вы знаете, откуда произошло слово «береза»? Береза получила название по цвету коры. У древних славян существовало слово «Бер», означающее «светлый», «ясный», «белый». Именно от «бер» и образовалась сначала «берза», а потом «береза». Береза- это прекрасное дерево с белой корой и продольными черными полосками на ней.

Вопросы: - Для чего нужны черточки- чечевички? (дерево через них дышит). - А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.) Березы встречаются почти повсеместно на бескрайних просторах России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас! Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Береза- символ России. Где бы ни росла березка - всюду она дарит людям радость и свет.

1. Первая остановка: «Если рядом с тобой береза»

Ребята, а вы знаете, что красавица - берёзка умеет предсказывать погоду? Послушайте приметы:

Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотрись к березам. Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое. А какой будет весна, береза рассказывает осенью: Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней. И зиму березы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Воспитатель: - Ваня, почему ты невесел? Что случилось? Голова болит? Ребята, надо срочно помочь Ване, а врача рядом нет! Что же делать? Лесовичок: - Надень на голову берестяной ободок - и боль пройдет. Ребенок: - Действительно помогло! Спасибо березке! Воспитатель: - Ребята, береза обладает и другими лечебными свойствами. Я предлагаю сделать остановку и узнать, чем еще полезна береза. 2. Вторая остановка: «Березовый дар природы»

1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.

2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.

3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах. 4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.

5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.

6. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания. Березы выводят нездоровую энергию человека в землю, укрепляют нервную систему, способствуют долголетию и улучшают настроение. Полезные свойства березы нашли широкое применение в народной медицине. Береза самое прелестное дерево, которое человеку для его здоровья отдает все: сок, почки, листья, кору, молодые веточки, нежные тонкие корешки. Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масла. А как ароматен и полезен настой березового гриба-чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освещающий древесный эликсир – березовый сок! Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок. Его пьют для укрепления здоровья. Лесовичок: - Посмотрите, вот веточка с почками. Если заваривать чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным и лечит многие болезни человека. Вопрос детям: - Когда и как нужно собирать березовые почки? Не знаете? Тогда давайте спросим у Лесовичка! Лесовичок: - Весной в апреле. Собирать нужно несколько почек с одной веточки: 3- 4 не больше, затем с другой, потом перейти к следующему дереву. Все надо беречь.

3. Третья остановка: «Береза поэтическая»

Воспитатель: - Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года! Её скромная красота вдохновляла русских поэтов во все времена. Много стихов посвящено белоствольной красавице. Давайте послушаем:

(дети в русских сарафанах читают стихи) 1. Средь сосен суровых меж темных ракит,

В серебряном платье березка стоит.

Склонились деревья, цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты.

2. Без березы не мыслю России,-

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы - вся Русь рождена.

3. Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.

Воспитатель: - Что-то березка загрустила немножко. Ребята, давайте с ней поиграем!

Лесовичок:

-А ну, честной народ,

Становись-ка в хоровод! (Раздает платочки)

Хоровод «Мы вокруг березки»:

Посмотри, березка,

Мы к тебе идем.

Яркие платочки

Мы тебе несем, (дети идут по кругу).

Золотые листики

Золотом горят.

Кружится с платочками

Хоровод ребят, (кружатся на месте).

Девочки к березке

Ближе подойдут.

Яркими платочками

Весело взмахнут. (Идут в центр круга, назад. Мальчики стоят в кругу, приплясывая)

Разошлись ребятки

И пошли гулять.

Про березку песню

Нежно напевать. (Идут в разных направлениях, гуляя). Воспитатель: - Ну что, ребята, отдохнули? Продолжим наше путешествие? Посмотрите, сколько спелых ягод на полянке! Во что бы их собрать? Лесовичок: - И тут нам поможет березка! (протягивает детям лукошко). Воспитатель: - Что ж, давайте сделаем еще одну остановку и узнаем, как березка помогала и помогает людям в повседневной жизни.

4. Четвертая остановка: «Полезная береза»

Воспитатель: - Ребята, перед вами выставка изделий из березы. Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты и лыка, (рассматривают). Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков для ягод и грибов, лукошек, ковшей, берестяных ложек, другой кухонной утвари. Из берёзовой бересты делают игрушки, заколки, браслеты, дудочки. Лыко – внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти. Лапти из березы назывались берестянками. На бересте писали (берестяные грамоты). Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски, нафталин, дёготь.

5. Пятая остановка: «Живописная береза»

Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте закроем глаза и снова перенесемся в нашу картинную галерею. С какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы! Видите, на всех картинах здесь изображена красавица- березка, (рассматривают). Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель Гаршин, глядя на картину А. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки- все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (ответы детей). – Правильно, березовая роща. Именно так назвал свою картину художник Архип Куинджи, (рассматривание). Перед этой картиной испытываешь особую радость. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, и ты ощущаешь красоту своей Родины.

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, что оно вам понравилось. Давайте поблагодарим нашего друга и помощника Лесовичка. Лесовичок: - Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Но иногда весной очень грустно видеть берёзовую рощу. Почти все стволы порезаны и течёт, течёт по ним сок. Сколько его вытекает.

А ведь он, словно кровь дерева, несёт в крону питательные вещества, необходимые для того, чтобы ожило дерево после зимнего сна, чтобы набухли почки и развернулись листья.

Неправильно собирая березовый сок, люди уродуют деревья, нанося их здоровью непоправимый вред. Ведь раны на стволах очень долго не зарастают, древесина в этих местах часто начинает гнить. Помните, ребята, всегда, что брать у природы нужно с умом, не нанося ей вред. Дети читают стихи: - Белая береза, милая сестра. Ты расти, не бойся злого топора. Белая береза - птицы по ветвям, Я тебя в обиду никому не дам. - На земле мы живем с тобой. Нет прекрасней земли родной. Так давайте беречь и любить, Не губить ее, не губить! В конце встречи Лесовичок угощает детей березовым соком.

Рефлексия: Вопросы детям: - Что вы узнали нового, чего раньше не знали? - Что вас удивило? – Что понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников (тест для воспитателей) Автор: Э. А. Дмитриева, зам. заведующего по ВМР БДОУ ВМР «Детский сад «Гармония» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ (тест) 1. Патриотическое.

Совместное проведение физкультурно-речевых занятий в детском саду. 06. 12. 2012 г., в рамках городского семинара-практикума " Интеграция ОО "Физической культуры" с другими образовательными областями", было.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Наша армия
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Краса России»
Опубликовано: 17 июля 2013 в 21:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...