Получи документы

Конспект НООД в подготовительной группе «Юные исследователи в лаборатории соли»

Юлия Лебедева
Конспект НООД в подготовительной группе «Юные исследователи в лаборатории соли»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Юные исследователи в лаборатории соли»

Цель: изучение особенностей соли, ее свойств, качества и применение.

Задачи:

Публикация «Конспект НООД в подготовительной группе „Юные исследователи в лаборатории соли“» размещена в разделах

Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли; научить использовать соль, как средство для творчества; продолжать учить делать выводы; продолжать учить работать аккуратно с инструментами и веществами.

Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования, презентация «Добыча соли, ее применение».

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр документальных фильмов "Добыча соли в шахте". "СОЛЬ Земли", "Непростые вещи. Соль".

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль», Чешская народная сказка "Соль".

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Приветствие:

- Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть.

Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.

Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет

Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Воспитатель: Ребята, что вы нашли? Сундучок! Хотите посмотреть, что там? Какие-то мешочки в нём. Потрогайте, какие на ощупь ваши мешочки. А теперь понюхайте, пахнет? (Дети ощупывают и нюхают мешочки).

Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль,

Если пожалели …

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Некоторые учёные считают что происхождение слова «соль» связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она ценилась почти так же как золото. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Бедные крестьяне не могли купить даже щепотку соли. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без попа, что без соли. Без попа не приход.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб неестся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Соли не жалей — так есть веселей

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Соль была известна человечеству с древнейших времен. Уже в пятом тысячелетии до нашей эры соль добывали на территории современной Болгарии и в других местах. Развивалось солеварение в Древних Греции и Риме. В России начали заниматься солеварением в 12 веке.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами.

Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

Так же соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. При приготовлении пищи.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Где нужна соль….»

Перед вами картинки- найдите те на которых люди используют соль. (Дети ищут на столе нужные изображения, выставляют на доску и называют как используют соль на данной картинке).

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи, в медицине, для животных.

Ребята а где мы с вами можем взять соль? (В магазине)

Давайте в магазин пойдём физкульт минутку проведём

Мы приходим в магазин,

(ходьба на месте)

Без лукошек и корзин,

(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)

Чтобы сыр купить, батон,

(загибают пальцы правой и левой руки)

Колбасу и макарон,

Соль, зефир и пастилу,

Шоколад и пахлаву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец,

(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец.

(рукопожатие)

А сейчас мы в лабораторию пойдем,

И чудо-опыт с солью проведем.»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию мы будем как учёные проводить опыты. Надевайте фартуки и проходите за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с веществами:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину.

3- Не толкать соседа во время работы.

4- Сначала посмотри, а потом повтори.

5- Выполнил и положи на место.

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

- Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

- Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что вы видите?

- Понюхайте соль. Чем она пахнет?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде).

Давайте рассмотрим веточку, которую мы положили в соленую воду. Что с ней произошло? (Веточка покрылась кристаллами соли)

Вывод: соль поглощает воду, если воды мало. Соль растворяется в воде.

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающий картофель».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычный картофель (или сырое яйцо). Перед вами 2 стакана с водой, возьмите один стакан и положите в него 4 ложки соли. Возьмем картофель и опустим его в этот стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Картофель не тонет).

А теперь возьмем другой картофель и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (картофель утонул).

Какой вывод мы сделаем? В солёной воде картофель не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети подпрыгивают, услышав продукт, который не солят и приседают, услышав продукт, который можно солить

(орех, капуста, торт, суп, огурец, клубника, помидор, горох, груша, грибы, компот, апельсин, хлеб, сыр, ананас, рыба, яйцо, печенье, салат, молоко,сосиски, пирожное).

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные. (рукавички)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька,

Зимний леденец. (сосулька)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

У вас замечательные рисунки получаются.

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека).- Давайте вспомним и скажем

Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

- Как вы думаете ребята. Соль полезна или вредна? (соль полезна)

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

- Что нового вы узнали о соли (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка).

- Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (рисование на соли, закрашивание соли).

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в сундучке, что то есть еще. Открывает, а там угощение хорошую работу.

Вы были замечательными учеными.

Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группеФотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования воском очень простая и в тоже время завораживающая.

Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи»Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи» В нашей группе "Теремок" (вторая группа раннего возраста) был реализован краткосрочный проект "Юные исследователи". Целью проекта являлось.

Конспект НООД в подготовительной группе «Задания почтальона Печкина» ФИО педагога, должность - Черепенина Алевтина Витальевна, воспитатель Возрастная группа воспитанников – подготовительная Общеобразовательной.

Пособие для детей дошкольного возраста «Юные исследователи»Пособие для детей дошкольного возраста «Юные исследователи» Это очень занимательное и познавательное пособие для детей! Цель: закреплять понятия детей о свойствах воды, о свойствах магнита, тонущих.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группеРекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НООД в подготовительной группе «Юные исследователи в лаборатории соли»
Опубликовано: 25 января 2023 в 18:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД