Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у Хозяюшки избы»

Елена Волошина
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у Хозяюшки избы»

Направление: «Познавательное развитие и нравственное воспитание»

Образовательная область: «познание»

Цель: Формирование знаний и представлений у детей о быте, традициях русского народа.

Интеграция образовательных областей:

• Познание

• Социализация

• Музыка

• Чтение художественной литературы

• Коммуникация

• Физическая культура

Задачи:

1) Дать детям представление о том, как жили русские люди в старину, их обычаях и традициях.

2) Расширять словарный запас детей средствами русского фольклора.

3) Развивать познавательные интересы, любознательность.

4) Воспитывать художественно-эстетический вкус, умение чувствовать и воспринимать красоту народного искусства.

5) Воспитывать любовь и уважение к культурным традициям русского народа.

Материал и оборудование:самовар, прялка, русская печь, детская колыбелька, предметы быта русского народа, русская народная одежда, мультимедийное оборудование.

Словарная работа: кокошник, кушак, косоворотка, коромысло, лапти, изба, прялка, самовар, русская печь, бревна.

Методические приемы:

1) Беседа с детьми.

2) Рассматривание иллюстраций, предметов быта, костюмов русского народа.

3) Чтение потешек, стихотворений, пословиц, поговорок.

4) Отгадывание загадок.

5) Пение колыбельной.

6) Русские народные подвижные игры «Пирог», «Бубен».

Литература:

Программа воспитания и обучение детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Ход занятия:

часть

Воспитатель: Здравствуйте гости! Милости просим!

Что ж, присаживайтесь

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Сегодня на мне одет русский народный костюм, в такой одежде ходили давным-давно ваши пра-пра-прабабушки. Скажите ребята, отличается она от современной одежды ваших мам? Какую одежду носят ваши мамы (Ответы детей). И сегодня вы у меня в гостях.

У меня есть чудесный сундучок, давайте посмотрим, что в нем лежит.

Посмотрите: сарафан, косоворотка, кушак, кокошник.

Воспитатель: Русь деревянная, края дорогие здесь издавна русские люди живут.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему Русь называли деревянной?

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.

Воспитатель: Вот перед нами детская колыбелька, её тоже сделали из дерева. Она расписана узорами. Ребята, почему детские колыбельки такие красивые? Правильно, чтобы ребёнок радовался, видя вокруг себя яркое и красивое. А ещё детям пели колыбельные песни. Кто из вас знает колыбельные песни?

(Дети исполняют 2 – 3 песни).

Баю- баю, баиньки!

Спи, мой Ваня, маленький!

Баю - баюшки, баю!

Ваню своего люблю.

Ваня, глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Завтра солнышко взойдёт,

Ванечка гулять пойдёт.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолоба, не скули,

Мою детку не буди.

А сейчас я вам загадаю загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит

Внутри огонь горит

Из трубы дым валит

Кашу варит, блины жарит.

: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты, травы и одежду. Не зря в старину говорили «Печь нам - мать родная». Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

Дети: «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Воспитатель: А еще за печкой любит жить домовой. Зовут его Кузя. Кузя мой верный друг и помощник. Когда он рядом со мной, я со всякой работой справляюсь. Кузя всегда прячется за печкой, и очень редко показывается перед гостями. Но все же давайте проверим, нет ли за печкой домовенка. Может нам повезет, и мы с ним встретимся.

Воспитатель вместе с детьми заглядывает за печку.

Тут на печке начинает кто-то ворчать и шевелиться. (Дети встают с мест, удивленно смотрят на печку, перешептываются) Из-под лоскутного одеяла появляется голова домовенка Кузи. Он, ворча, слезает с печки.

Воспитатель: Ой, ребята, да это же Кузенька!

Воспитатель обращается к домовенку.

Воспитатель: Кузя, а мы с ребятами, как раз о тебе разговаривали. Ребята, давайте с Кузей поздороваемся!

Дети здороваются с домовенком.

Кузя (ворча): Здравствуйте, здравствуйте.

Расшумелись, разбудили меня.

Воспитатель: Кузенька, хороший ты наш, не сердись. Видишь, ребятишки к нам в гости пришли. Поиграть с тобой хотят. Да, ребята? (Ответы детей)

Кузя не отвечает, а поворачивается в другую сторону.

Воспитатель: Ребята, а давайте попросим Кузю самыми добрыми и вежливыми словами поиграть с нами.

Дети просят Кузю.

Кузя: Хорошо, хорошо уговорили.

Кузя поет веселую песенку:

Домовой за печкой жил,

С ребятами дружил,

Он Хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире домовой.

Потом прячется, затевая с детьми игру

Домовой Кузьма проводит подвижные игры с детьми:

«Игра с бубном»: дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:

Ты катись, весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Игра: «Пирог».

часть:

Воспитатель: А знаете ли вы, что главное на столе ХЛЕБ.

Выпекали его в русской печи, и говорили о хлебе так:

Хлеб - всему голова.

Худой обед, коли хлеба нет.

Гречневая каша - матушка

А хлеб ржаной - наш отец родной.

Воспитатель: Молодцы! Кроме хлеба на Руси выпекали пироги с начинкой, ватрушки, расстегаи, кулебяки. Ох, ребятушки, заговорила я вас. А ведь не красна изба углами, а красна пирогами.

Присаживайтесь к столу.

Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте! (Угощаются пирогами)

Воспитатель: Из обыкновенного полена могли вырезать вот такие шкатулки, в которых хранились мелкие предметы, украшения. (Дети рассматривают шкатулки). А теперь посмотрите вот на этот предмет старины. Кто знает что это?

- Это прялка. На ней долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу и инструментов сделаны эти предметы. Я вам сейчас загадаю загадки.

Загадки

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (расчёска)

Воспитатель: Правильно! А в старину этот предмет называли гребень. Он тоже

был деревянным.

Стоит толстячок, золоченый бочек

Шипит, кипит, всем чай пить велит. самовар)

Сам худ, голова с пуд,

Как ударит, крепко станет. (молоток)

Всех на свете обшивает,

Что сошьёт, не надевает. (иголка)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Умеете отгадывать загадки. А сами умеете загадывать? Кто будет играть в интересную игру, а в какую не скажу? Солнце разгорается, игра начинается.

«Игра с бубном»: дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:

Ты катись, весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Молодцы! А сейчас я вам загадаю ещё одну загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит

Внутри огонь горит

Из трубы дым валит

Кашу варит, блины жарит.

Воспитатель: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты, травы и одежду. Не зря в старину говорили «Печь нам - мать родная». Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

Дети: «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Ой, ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси

В дом богатство принеси. (Ставит в печь угощения).

Воспитатель: Ребята, пока пекутся пирожки, давайте послушаем еще добрые слова о печке.

1-й ребенок: Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет

Деток спать в тепле уложит.

2-й ребенок: Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

На печке калачи

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту в лапы не даются.

И сверчок поет, где- то, рядышком

Как тепло с тобой печка - матушка!

часть:

Воспитатель: А знаете ли вы, что главное на столе ХЛЕБ.

А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так. Хлеб - всему голова.

Воспитатель: Дети знаюте поговорки о хлебе?

Худой обед, коли хлеба нет. Будет хлеб - будет и обед.

Гречневая каша - матушка

А хлеб ржаной - наш отец родной.

Воспитатель: Молодцы! Кроме хлеба на Руси выпекали пироги с начинкой, ватрушки, расстегаи, кулебяки. Ох, ребятушки, заговорила я вас. А ведь не красна изба углами, а красна пирогами. Присаживайтесь к столу.

Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте! (Угощаются пирогами)

Загадки:

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает

Я полезной быть хочу

Лампы нет – я посвечу. (Полина Грибкова)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Маша Рыкова)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром – в школу,

Днем – домой. (Даша Бурцева)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка. (Ира Гаврина)

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у Хозяюшки избы»
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 16:09
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...