Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у Хозяюшки избы»

Елена Волошина
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у Хозяюшки избы»

Направление: «Познавательное развитие и нравственное воспитание»

Образовательная область: «познание»

Цель: Формирование знаний и представлений у детей о быте, традициях русского народа.

Интеграция образовательных областей:

• Познание

• Социализация

• Музыка

• Чтение художественной литературы

• Коммуникация

• Физическая культура

Задачи:

1) Дать детям представление о том, как жили русские люди в старину, их обычаях и традициях.

2) Расширять словарный запас детей средствами русского фольклора.

3) Развивать познавательные интересы, любознательность.

4) Воспитывать художественно-эстетический вкус, умение чувствовать и воспринимать красоту народного искусства.

5) Воспитывать любовь и уважение к культурным традициям русского народа.

Материал и оборудование:самовар, прялка, русская печь, детская колыбелька, предметы быта русского народа, русская народная одежда, мультимедийное оборудование.

Словарная работа: кокошник, кушак, косоворотка, коромысло, лапти, изба, прялка, самовар, русская печь, бревна.

Методические приемы:

1) Беседа с детьми.

2) Рассматривание иллюстраций, предметов быта, костюмов русского народа.

3) Чтение потешек, стихотворений, пословиц, поговорок.

4) Отгадывание загадок.

5) Пение колыбельной.

6) Русские народные подвижные игры «Пирог», «Бубен».

Литература:

Программа воспитания и обучение детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Ход занятия:

часть

Воспитатель: Здравствуйте гости! Милости просим!

Что ж, присаживайтесь

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Сегодня на мне одет русский народный костюм, в такой одежде ходили давным-давно ваши пра-пра-прабабушки. Скажите ребята, отличается она от современной одежды ваших мам? Какую одежду носят ваши мамы (Ответы детей). И сегодня вы у меня в гостях.

У меня есть чудесный сундучок, давайте посмотрим, что в нем лежит.

Посмотрите: сарафан, косоворотка, кушак, кокошник.

Воспитатель: Русь деревянная, края дорогие здесь издавна русские люди живут.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему Русь называли деревянной?

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.

Воспитатель: Вот перед нами детская колыбелька, её тоже сделали из дерева. Она расписана узорами. Ребята, почему детские колыбельки такие красивые? Правильно, чтобы ребёнок радовался, видя вокруг себя яркое и красивое. А ещё детям пели колыбельные песни. Кто из вас знает колыбельные песни?

(Дети исполняют 2 – 3 песни).

Баю- баю, баиньки!

Спи, мой Ваня, маленький!

Баю - баюшки, баю!

Ваню своего люблю.

Ваня, глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Завтра солнышко взойдёт,

Ванечка гулять пойдёт.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолоба, не скули,

Мою детку не буди.

А сейчас я вам загадаю загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит

Внутри огонь горит

Из трубы дым валит

Кашу варит, блины жарит.

: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты, травы и одежду. Не зря в старину говорили «Печь нам - мать родная». Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

Дети: «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Воспитатель: А еще за печкой любит жить домовой. Зовут его Кузя. Кузя мой верный друг и помощник. Когда он рядом со мной, я со всякой работой справляюсь. Кузя всегда прячется за печкой, и очень редко показывается перед гостями. Но все же давайте проверим, нет ли за печкой домовенка. Может нам повезет, и мы с ним встретимся.

Воспитатель вместе с детьми заглядывает за печку.

Тут на печке начинает кто-то ворчать и шевелиться. (Дети встают с мест, удивленно смотрят на печку, перешептываются) Из-под лоскутного одеяла появляется голова домовенка Кузи. Он, ворча, слезает с печки.

Воспитатель: Ой, ребята, да это же Кузенька!

Воспитатель обращается к домовенку.

Воспитатель: Кузя, а мы с ребятами, как раз о тебе разговаривали. Ребята, давайте с Кузей поздороваемся!

Дети здороваются с домовенком.

Кузя (ворча): Здравствуйте, здравствуйте.

Расшумелись, разбудили меня.

Воспитатель: Кузенька, хороший ты наш, не сердись. Видишь, ребятишки к нам в гости пришли. Поиграть с тобой хотят. Да, ребята? (Ответы детей)

Кузя не отвечает, а поворачивается в другую сторону.

Воспитатель: Ребята, а давайте попросим Кузю самыми добрыми и вежливыми словами поиграть с нами.

Дети просят Кузю.

Кузя: Хорошо, хорошо уговорили.

Кузя поет веселую песенку:

Домовой за печкой жил,

С ребятами дружил,

Он Хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире домовой.

Потом прячется, затевая с детьми игру

Домовой Кузьма проводит подвижные игры с детьми:

«Игра с бубном»: дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:

Ты катись, весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Игра: «Пирог».

часть:

Воспитатель: А знаете ли вы, что главное на столе ХЛЕБ.

Выпекали его в русской печи, и говорили о хлебе так:

Хлеб - всему голова.

Худой обед, коли хлеба нет.

Гречневая каша - матушка

А хлеб ржаной - наш отец родной.

Воспитатель: Молодцы! Кроме хлеба на Руси выпекали пироги с начинкой, ватрушки, расстегаи, кулебяки. Ох, ребятушки, заговорила я вас. А ведь не красна изба углами, а красна пирогами.

Присаживайтесь к столу.

Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте! (Угощаются пирогами)

Воспитатель: Из обыкновенного полена могли вырезать вот такие шкатулки, в которых хранились мелкие предметы, украшения. (Дети рассматривают шкатулки). А теперь посмотрите вот на этот предмет старины. Кто знает что это?

- Это прялка. На ней долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу и инструментов сделаны эти предметы. Я вам сейчас загадаю загадки.

Загадки

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (расчёска)

Воспитатель: Правильно! А в старину этот предмет называли гребень. Он тоже

был деревянным.

Стоит толстячок, золоченый бочек

Шипит, кипит, всем чай пить велит. самовар)

Сам худ, голова с пуд,

Как ударит, крепко станет. (молоток)

Всех на свете обшивает,

Что сошьёт, не надевает. (иголка)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Умеете отгадывать загадки. А сами умеете загадывать? Кто будет играть в интересную игру, а в какую не скажу? Солнце разгорается, игра начинается.

«Игра с бубном»: дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:

Ты катись, весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Молодцы! А сейчас я вам загадаю ещё одну загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит

Внутри огонь горит

Из трубы дым валит

Кашу варит, блины жарит.

Воспитатель: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты, травы и одежду. Не зря в старину говорили «Печь нам - мать родная». Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

Дети: «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Ой, ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси

В дом богатство принеси. (Ставит в печь угощения).

Воспитатель: Ребята, пока пекутся пирожки, давайте послушаем еще добрые слова о печке.

1-й ребенок: Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет

Деток спать в тепле уложит.

2-й ребенок: Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

На печке калачи

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту в лапы не даются.

И сверчок поет, где- то, рядышком

Как тепло с тобой печка - матушка!

часть:

Воспитатель: А знаете ли вы, что главное на столе ХЛЕБ.

А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так. Хлеб - всему голова.

Воспитатель: Дети знаюте поговорки о хлебе?

Худой обед, коли хлеба нет. Будет хлеб - будет и обед.

Гречневая каша - матушка

А хлеб ржаной - наш отец родной.

Воспитатель: Молодцы! Кроме хлеба на Руси выпекали пироги с начинкой, ватрушки, расстегаи, кулебяки. Ох, ребятушки, заговорила я вас. А ведь не красна изба углами, а красна пирогами. Присаживайтесь к столу.

Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте! (Угощаются пирогами)

Загадки:

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает

Я полезной быть хочу

Лампы нет – я посвечу. (Полина Грибкова)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Маша Рыкова)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром – в школу,

Днем – домой. (Даша Бурцева)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка. (Ира Гаврина)

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Предметы старины, утварь
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у Хозяюшки избы»
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 16:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благоустройство территории детского сада
Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются, учатся, гуляют...
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду»
План-конспект НОД в группе раннего развития Тема: «Дети в детском саду» Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений детей....
Консультация для родителей «Поведение детей в период адаптации».
Ваш ребёнок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по - разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идёт в группу, но...
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Развлекательный досуг «Поиски клада» для старшей группы.
Участники: воспитатель ( пират, дети. Цель: 1. Создание бодрого, радостного, веселого настроения. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи:...