Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей группе «Все о маленьких тружениках»

Анастасия Сорокина
Конспект НОД в старшей группе «Все о маленьких тружениках»

Цель: расширить представления детей о пчелах.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях;

- познакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой, пергой, прополисом, воском, медом)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

-продолжать воспитывать дружеские отношения, умение радоваться успехам других детей;

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Все о маленьких тружениках“» размещена в разделах

-развивать умение выразительно передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения персонажа;

- развивать познавательную активность детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

Образовательная область «Речевое развитие» :

- развивать словарь детей за счёт расширения представлений о природном мире;

- упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевой подвижной игры.

Образовательная область «Физическое развитие» :

- развивать быстроту, ловкость, совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

- упражнять детей в выполнении двигательного содержания к предложенному сюжету.

Оборудование: иллюстрации «Маленькие труженики», мед разных сортов.

Предварительная работа: украсить группу картинками с изображением насекомых, просмотр мультфильма «Пчела Майя».

Музыкальное сопровождение: Н. Римский — Корсаков «Полёт шмеля»

Ход НОД:

Педагог: Ребятки, заметили ли вы, что группа наша изменилась : на стенах картинки с изображением насекомых, на столах вы видите игры. Как вы думаете, зачем нам все это? (Ответы детей). Правильно, мы в стране насекомых!

Дети, в природе очень много насекомых, среди которых есть вредители, а есть приносящие пользу. Обратите внимание на эти иллюстрации и выберите полезных насекомых (божья коровка, муравей, пчела). А чем же они полезны? (Ответы детей.)

Послушайте загадку:

«Летит мохнатенький, летит за сладеньким»

Пчёлы, самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел ( а их немало: мёд, прополис, пчелиный воск, перга, маточное и трутневое молочко, обножка и пчелиный яд) человек использует с большой пользой для себя. Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений.

Чтобы приготовить всего 100 граммов мёда, она должна пролететь 46 тысяч километров.

Вопросы к детям:

Почему эти насекомые живут рядом с человеком?

Кто разводит пчел? Как эта профессия называется? Каждый ли человек может этим заниматься?

(Ответы детей)

В группу влетает пчела :

Пчела: Здравствуйте, дети. Меня зовут пчела Майя. Я прилетела к вам с цветочной полянки, чтобы с вами поиграть.

Подвижная игра «Пчелы»

Выбирается ребенок – «цветок». Дети делятся на 2 группы : «Сторожа» и «Пчелы». «Сторожа» взявшись за руки, ходят вокруг «цветка» и говорят: Пчелки яровые, Крылья золотые. Что вы сидите? В поле не летите? Аль вас дождичком сечет, Аль вас солнышко печет? Летите за горы высокие, За леса зеленые – На кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчелы стараются забежать в круг, а «сторожа» то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удается проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа» не сумевшие уберечь «цветок» разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» - коснуться рукой. (Пчелка улетает)

Педагог: у пчелы шесть лапок, голова, грудь, желто-коричневое мохнатое брюшко, крылья, глаза, усики, жало. Жало находится в конце туловища. На лапках пчелы есть маленькие щёточки, а на задних лапках — как бы маленькие корзиночки, куда пчела собирает пыльцу и переносит ее с цветка на цветок, пчёлы имеют длинный хоботок, которым пьют нектар (сладкий сок, из которого потом сделают мёд. (Показ иллюстрации)

Пчёлы живут очень большими семьями, в которые входят до 80 тысяч пчёл (показ иллюстрации)

Где живут пчёлы? (Ответы детей)

Педагог: да, на пасеках пчёлы живут в особых домиках — ульях, а в природе — в пустых дуплах деревьев. В ульях они пережидают непогоду и зимние холода. Как только воздух прогревается, пчёлы вылетают на облёт, на разведку. Они хотят узнать, зацвели цветы или нет (Показ иллюстраций). Как вы думаете, пчёлы умеют разговаривать? (Ответы детей.) Пчёлы умеют «разговаривать», но не словами. Всю информацию о дороге к цветам, погоде и даже «пароль» для входа в улей они передают в танце (Показ иллюстраций) В улье находятся соты.

В семье, каждая пчела занята своим делом. Есть рабочие пчёлы, пчёлы — стражники и пчёлы — няньки. Пчёлы — няньки ухаживают за королевой — пчелой и личинками, кормят их, согревают своими телами в холод и обмахивают крыльями в жару. Рабочие пчёлы собирают сладкий сок — нектар, пыльцу с цветов и готовят мёд и «консервы» из пыльцы — пергу для еды, воск и пчелиный клей — прополис. (Показ продуктов из меда)

В сотах, в каждой ячейке находится кладовка для мёда и пыльцы, или спальня для личинок — деток. А в самой большой ячейке живёт пчелиная королева. Она не только повелительница всех пчёл, но и их общая мама (показ иллюстраций). А вы знаете, какое применение нашёл человек мёду? (Ответы детей)

- Мёд обладает сильно выраженным обеззараживающим свойством.

- Мёд успокаивает и согревает весь организм.

- С медом пьют чай при простуде.

- Из пчелиного воска делают свечи.

- Даже пчелиный яд, который выделяется при укусе, идёт на пользу, его используют при изготовлении мазей, помогающих при болях в спине и суставах.

- Смягчает и питает кожу. Поэтому его добавляют в мази, крема, шампуни.

Пчёлы очень трудолюбивые!

В группу влетает пчелка.

Пчела: Я снова к вам прилетела, но на это тот раз я хочу вас научить летать так же, как и я.

Дыхательное упражнение «Отправь пчёлку в полёт за нектаром»

Пчелка держит «пчёлку» за ниточку и дети дуют на неё. Пчелка словами корректирует силу, с которой дети дуют.

Вот пчёлка несмело вылетела из улья.

Увидала цветы и заспешила к ним.

Набрала пчёлка много мёду и неторопливо летит домой.

Как быстро темнеет, торопись в улей, пчёлка! (Пчелка улетает)

Педагог: В полёте пчела с удивительной точностью замечает мелькающие внизу цветы. Цветы она видит не так, как мы с вами. Синий, желтый, белый и черный цвета пчела различает. А вот красный цвет ей кажется скучным, серым. Пчела узнаёт цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Для этого у неё есть специальные усики (показ иллюстраций). Не на все цветы пчела присаживается. Предпочтение она отдает медоносам: медунице, гречихе, липовому цвету (показ иллюстраций).

Как вы думаете, почему липу, клевер, медуницу называют медоносами? (Ответы детей). Потому что они выделяют много нектара.

Каждый сорт мёда получил своё название по растению, с которого он собран (показ иллюстраций). Вот этот мёд собран с гречихи, значит, как он называется? Ответ детей: «Гречишным», этот с клевера — «клеверный», этот с липы — «липовый». А как называется мёд, собранный с разных цветов? («цветочный»). (Воспитатель называет мёд и показывает его детям, даёт послушать запах и попробовать вкус).

Динамическая пауза. Подвижная речевая игра «Найди себе цветок».

По кругу расставлены цветы (на один меньше, чем играющих).

Выбирается водящий, выходит в центр, остальные встают около каждого цветка. Водящий стоит и проговаривает

С утра ЖУЖЖУ,

Цветы БУЖУ,

Кружу, ГУЖУ

И мёд ВОЖУ.

Далее под музыку (Н. Римский — Корсаков «Полёт шмеля») вместе с водящим «летят» вокруг цветов, по сигналу все встают около каждого цветка. Кому не хватило, становится водящим.

Дидактическая игра «Так или не так»

- У пчёл сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем. НЕТ

- Пчёлы живут одной большой семьёй. ДА

- Одна пчела может жалить много раз. НЕТ

- Пчёлы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой. ДА

- Люди делают для пчёл специальные домики — ульи. ДА

- Зимой пчёлы летают, но цветов не находят. НЕТ

- У пчёл четыре лапки. НЕТ

- Жало у пчелы во рту. НЕТ

- Мёд не только вкусный, но еще и очень полезный. ДА

- Пасечником называют человека, который ухаживает за пчёлами. ДА

- Пчёлы собирают мёд с цветков НЕТ

- Пчёлы любят трудиться ДА

Педагог: как вы думаете из чего пчёлы строят соты? (Ответы детей)

У пчёл есть восковые железы, которые выделяют воск. Из воска пчёлы строят соты. Собранный нектар пчела несёт в свой улей и откладывает в ячейки сот. Здесь рождается мёд. Соты это множество одинаковых ровных ячеек (Показ иллюстраций)

Педагог: Ну вот наше занятие подошло к концу. Скажите, что мы сегодня с вами делали на занятие? (ответы детей) .

Я всеми вами очень довольна, вы хорошо потрудились на занятии. Все молодцы! Спасибо. До свидания!

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Все о маленьких тружениках»
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 00:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД